ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Красноперова А.Г. Статья в формате PDF 234 KB В настоящее время Краснодарский кооперативный институт разработал схему подготовки специалистов потребительской кооперации по программам, ориентированным на специфику работы в потребительской кооперации. В методическом плане комплекс учебных программ по специализации включает в себя три группы дисциплин, выполненных в форме учебных модулей. Каждая из них при адаптации к национальным условиям потребительской кооперации требует различных объемов работы.

Первая часть (большая по количеству) дисциплин специализации носит базовый характер, практически универсальный для учебных образовательных учреждений различных пользователей, общая с позиций традиционного учебного содержания, действующих практических механизмов международного экономического сообщества, экономических и иных взаимодействий организаций в странах мира. К числу данных дисциплин можно отнести следующие:

  • экономика;
  • основы менеджмента;
  • информационные технологии управления;
  • коммерческая деятельность;
  • торговый менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Такие дисциплины нуждаются лишь в минимальной адаптации в контексте возможных незначительных особенностей национальных стандартов (например, стандартов бухгалтерского учета, качества, этики и др.), национального менталитета управляющих и т.п.

В процессе адаптации учебных программ и методических материалов (например, так называемых "лидеров" учебных пособий, вопросников) для дисциплин этой группы необходимо обеспечить:

  • четкий перевод с согласованием профессиональной терминологии;
  • согласование используемых в качестве иллюстраций и примеров, национальных и международных фактологических материалов;
  • согласование перечней дополнительной отечественной литературы (к рекомендованной литературе в оригинальных рабочих учебных программах).

Вторая часть дисциплин специализации объективно требует существенной адаптации, что диктуется принципиальными особенностями и спецификой в характере исторической, правовой, социальной среды бизнеса .

К такого рода правовым разделам дисциплин, связанных с системой потребительской кооперации, относятся следующие:

  • правовые основы земельно-имущественных и корпоративных отношений;
  • законодательная база управления недвижимостью;
  • государственное регулирование рынка,
  • история потребительской кооперации ;
  • экономическое обоснование бизнес- решений в кооперативных организациях;
  • инновационный менеджмент;
  • управленческое консультирование в потребительской кооперации;
  • логистика и другие.

При адаптации учебных программ и методических материалов для названных дисциплин преподаватели образовательного комплекса" лицей- колледж- вуз" находят разумную границу, гармоничное сочетание имеющихся общих для всех стран в системе потребительской кооперации методологических положений, принципов и концепций - так называемого "ядра дисциплин", а также устойчивой национальной специфики, требующей своего обязательного учета и корректировок. Соответственно, они очень тщательно подбирают и фактографические материалы, а также дополнительную литературу.

Третья часть дисциплин, такие как:

  • иностранный язык,
  • деловой этикет,
  • деловые переговоры;
  • культурология и другие, требуют более развивающего обучения воспитанников, основанного на общечеловеческих ценностях.

В настоящее время в образовательном комплексе ведется работа, направленная на адаптацию комплекса программ по специализации, в следующих направлениях:

  • согласование с российскими условиями и федеральными стандартами системы школьного, среднего и профессионального высшего образования;
  • адаптация содержания программ в соответствии с уровнем развития законодательной базы в современных условиях и практики в сфере земельно-имущественных прав в системе потребительской кооперации, а также корпоративных отношений;
  • адаптация содержания программ в контексте уровня развития рынка и профессиональной деятельности, а также смежных рынков.

Работу по адаптации учебных программ дисциплин курсов по специальностям проводят в течение 2001 - 2005 учебных годов. При этом планируется апробировать наиболее общие, не требующие значительной адаптации, элементы учебных программ в отечественной аудитории на слушателях различных уровней профессиональной подготовки и специализации, как лицейского уровня, так и средне- профессионального уровня.

Для укрепления кадрового потенциала потребительской кооперации Краснодарский кооперативный институт проводит совместные конференции с Крайпотребсоюзом, направленные на обучение кадров, оказание им консультационного содействия в ознакомлении и использовании российского и зарубежного опытов рыночных преобразований. Образовательные стороны намерены осуществлять совместную работу по следующим направлениям:

  • проведение научно-практических семинаров и конференций;
  • подготовка и издание учебных и практических пособий по обучению слушателей;
  • подготовка и проведение учебных занятий в образовательном комплексе с целью овладения второй специальностью для представителей структур потребительской кооперации;
  • оказание содействия в установлении деловых контактов между слушателями семинаров .

В современных условиях формирования рыночных отношений во всех отраслях экономики проявляется интерес не только к профессионализму молодого специалиста, но и к его умению быть коммуникативной личностью, к манерам, внешнему виду. Эти необходимые потребности рынка на факультете СПО Краснодарского кооперативного института учитываются в процессе преподавания всех дисциплин, необходимых будущим работникам потребительской кооперации. Практическая направленность преподавания в сочетании с развитием личностных характеристик выпускников образовательного комплекса являются основными задачами каждого преподавателя в его работе со студентами.

В соответствии с учебными планами Государственного стандарта по среднему специальному образованию будущие бухгалтеры, техники, техники-механики и секретари-референты изучают теоретические основы делового этики, где большее время отводится конкретным вопросам: эстетика делового внешнего вида и рабочего места продавца, лаборанта, бухгалтера, техника, техника-механика, секретаря; эстетика торгового зала, офиса, магазина, рекламы; дизайн, экология, ее специфика в торговле и массовом питании и т.д. Студенты и слушатели курсов изучают основные нормы деловой этики и этикета делового общения на уровнях общения: продавец - покупатель, руководитель - подчиненный, секретарь - посетители и т.д. Они изучают правила приветствия, разговора по телефону, проведения переговоров и т.д. В преподавании используются следующие формы работы: лекция-диалог, семинар, контрольная работа, зачетное занятие, подготовка рефератов. исследовательская работа студентов в магазинах и торговых фирмах (компаниях), экскурсии в фирменные магазины потребительской кооперации с целью изучения эстетики торгового зала, витрин, деловые игры, бинарные уроки по этикету делового общения и этикету за столом и т.д.

Преподавание курсов учитывает многоуровневую систему образования. Так, будущие работники потребительской кооперации обучаются по двум ступеням: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное и высшее образование. Поэтому на первом - втором курсе они изучают деловую этику и эстетку будущего продавца, лаборанта, секретаря-референта со знанием компьютера и английского языка, а на третьем курсе - бухгалтера, техника-механика, техника, а на высшей школе- изучают деловые переговоры, управленческое консультирование в потребительской кооперации.

Студенты с большим интересом относятся к получению знаний по деловой этике и эстетике, деловому этикету не только в силу актуальности данных дисциплин, но и потому, что преподавателями используется рейтинговая шкала оценки знаний, стимулирующая активную работу студентов. Так, студенты 2 курсов факультета СПО на первые места вынесли при анкетировании следующие профессиональные качества и ценности будущих специалистов потребительской кооперации: честность, ответственность, трудолюбие и справедливость. В анкетах Ш.К. (группа Т11-2А) писала, что уважает в себе целеустремленность, трудолюбие, С. Л.- ответственность, доброту, оптимизм, общительность, М.И.- честность, преданность, ум, Св. И.- честность, преданность и альтруизм, Л. Е.- честность, пунктуальность, доброту, Кр. Ел.- чувство собственного достоинства, доброту, честность, социальную зрелость человека. Например, когда студенты рисовали дерево предпочитаемых качеств менеджера, то вывели самые важные качества, по их мнению: ум, понимание, целеустремленность, коммуникабельность, честность, ответственность, трудолюбие, порядочность, скромность, предприимчивость, надежность, эрудированность, профессионализм, уважение со стороны коллег, бережливость. Коллектив образовательного комплекса работает над совершенствованием системы профессионально- трудовой социализации личности и воспитывает такие ценности профессионально значимые для работников потребительской кооперации, как умение демократично общаться в трудовом коллективе. Актуальность этой проблемы безусловна.

Работа представлена на заочную электронную конференцию « Современные проблемы науки и образования», 15-20 ноября 2004г.






В ОПЕК думают о Новодвинске

15 февраля в Новодвинске многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Новодвинске, на улице Хершиной. Владимир Васильевич Устинов, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Владимир Пашкеев , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.