ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК НАУКОЕМКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИБКОЙ РАЦИО¬НАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ
Емкость знания определяется вместимостью его знаковой формы[1]. Критерий емкости - содержательная ценность знания, а минимум знаковых средств - его внешнее (формальное) выражение[2]. Емкость научного знания зависит от уровня и возможности информационной вместимости его понятийно-концептуального аппарата. Наукоемкие технологии - это технологии повышения емкости научного знания (здесь - в философии субъекта).
Ученый как познающий субъект описывает объект исследования в языковой форме. Экспериенциальный подход - направление современной когнитивной науки, изучающее языковое прострaнcтво субъекта в направлении движения от языковой картины мира к концептуальной. Экспериенциальный подход учитывает опыт взаимодействия субъекта с объектом и уровни познания - эмпирического, теоретического, обыденного (формой последнего является когниция). Наука получает новый аспект видения субъекта, его восприятия и концептуализации мира, реализации этого опыта в языке.
Вводимая нами категория «гибкая рациональность» позволяет расширить представления о познающем субъекте как ее носителе, раскрыть соотношение рационального и иррационального в познании. Гибкая рациональность - логическое познание с учетом дологических и антропологических особенностей познающего субъекта. Эффективным генератором и интерпретатором идей гибкой рациональности являются науки, демонстрирующие рациональную мощь познающего субъекта, ее гибкость - философия, когнитивная психология, когнитивная лингвистика, «неклассическая» математика (интуиционизм, иррациональная математика), логика (неклассическая, вероятностная, множественная).
Языковые структуры как формы выражения когнитивного содержания адекватны культуре мышления познающего субъекта, его исторической эпохе. Антропоцентрический фактор в исследовании генезиса и функционирования языкового сознания подчеркивает активную роль говорящего субъекта в процессах смыслопорождения и конструирования как языковой, так и общей картины мира. Язык фиксирует индивидуальные хаpaктеристики познающего субъекта как части этноса и хаpaктеристики самого этноса, его культуры, бытового дискурса. Мы считаем экспериенциальный подход наукоемкой технологией исследования гибкой рациональности в современной когнитивной науке.
Формы гибкой рациональности - когниция, концепт, категория (грамматическая форма). Концепт - языковое средство выражения рациональности, универсальный способ превращения объективного мира в мир человеческого (смыслового) бытия. Концепт, реализуемый в слове, в словосочетании, высказывании, дискурсе - элемент языковой картины мира. Его вербальные и мировоззренческие функции: языковая картина мира строится как результат речемыслительной деятельности; выражаются глубинные смыслы познающего субъекта и его этноса; аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, включенной в конкретно-историческую эпоху; фиксируются культурные ценности, отношения, идеалы, этнопсихологические и этнолингвистические особенности исторической эпохи. В концепте субъект обpaбатывает и переpaбатывает информацию на основе определенных методологических предпосылок, установок, ценностей в соответствии со своими ментальными особенностями, «когнитивной матрицей», аналитическими способностями, включая иррациональные формы познания. Как способ конструирования реальности, концепт отличается от других конструктов именно своей онтологической «наполненностью» - отражением целостности способов видения картины мира познающим эмпирическим субъектом.
Но концепт - это еще не категория. Концепт - форма прототипической категоризации и ее результат. Смысл концепта в процессе исторического развития изменяется. Философы рассматривают концепт как одно из познавательных средств, формирующих картину мира с учетом особенностей когнитивного опыта индивидуального познающего субъекта, действующего в рамках конкретных культурно-исторических реалий (концептосфер) как целостного и структурированного прострaнcтва. Философские концепты раскрывают методологическую роль философии по отношении к науке и, как опopные пункты человеческого знания, выполняют наряду с этим роль формы, структурной основы, регулятива гибкой рациональности в научном познании.
В постнеклассической науке актуальность комплексного рассмотрения категории «гибкая рациональность» определена востребованностью экспериенциального подхода в его пересечении (конъюгации) с когнитивным, культурно-историческим, коммуникативным и информационным подходами. Учитывается главенствующую роль индивидуального субъекта - носителя гибкой рациональности - как целостного, создающего посредством холистского видения научную картину мира в соответствии со своим ментальным опытом, что обеспечивает адекватное соответствие процесса получения знания и особых стандартов рассуждения субъекта процессу познания в целом. В то же время расширение основных типов и форм научной рациональности хаpaктеризуют масштабность познавательной активности коллективного субъекта - также носителя гибкой рациональности - по упорядочению знаний о мире, выстраиванию эвристической методологии научного исследования и организации соответствующей деятельности, адекватной, конструктивно эффективной и гносеологически релевантной.
[1] Сухотин А.К. Пути повышения емкости знания. Абстpaкция конструктивизации действительности// Методологические вопросы естествознания. - Томск, 1970. - С. 43.
[2] Сухотин А.К. К вопросу об информационной емкости знания // Методологические вопросы естествознания. - Томск, 1970. - С. 115.
Статья в формате PDF 133 KB...
25 04 2024 12:14:56
Статья в формате PDF 102 KB...
22 04 2024 20:32:37
Статья в формате PDF 171 KB...
21 04 2024 3:26:39
Статья в формате PDF 109 KB...
20 04 2024 3:56:44
Статья в формате PDF 111 KB...
19 04 2024 14:58:19
Статья в формате PDF 125 KB...
18 04 2024 23:32:27
Статья в формате PDF 396 KB...
17 04 2024 8:19:44
Статья в формате PDF 225 KB...
16 04 2024 9:55:10
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 12:46:36
Статья в формате PDF 146 KB...
14 04 2024 17:23:40
В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы трудовых ресурсов для России. Эта проблема в силу демографического спада и пpaктиковавшейся не одно десятилетие порочной пpaктики монопсонии¸ как государственной доктрины стала очень острой. Описывается процесс распределения нагрузки в процессе освоения массовых рабочих профессий с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучаемого на основе базовой системы микроэлементного нормирования. ...
13 04 2024 1:59:23
Статья в формате PDF 119 KB...
12 04 2024 2:27:43
Статья в формате PDF 115 KB...
11 04 2024 17:51:33
Статья в формате PDF 104 KB...
10 04 2024 8:41:42
Статья в формате PDF 137 KB...
09 04 2024 8:10:24
В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...
08 04 2024 9:27:55
В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...
07 04 2024 8:36:56
Статья в формате PDF 104 KB...
06 04 2024 4:33:14
Статья в формате PDF 124 KB...
05 04 2024 14:25:17
Статья в формате PDF 105 KB...
04 04 2024 21:46:24
Статья в формате PDF 107 KB...
03 04 2024 12:39:58
Статья в формате PDF 112 KB...
01 04 2024 13:20:10
31 03 2024 14:43:52
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
30 03 2024 20:49:38
Статья в формате PDF 115 KB...
29 03 2024 20:33:56
Статья в формате PDF 125 KB...
28 03 2024 23:10:44
Статья в формате PDF 111 KB...
27 03 2024 17:31:15
Статья в формате PDF 154 KB...
26 03 2024 16:26:36
Статья в формате PDF 136 KB...
25 03 2024 17:37:15
Статья в формате PDF 104 KB...
24 03 2024 0:34:53
Статья в формате PDF 131 KB...
22 03 2024 7:17:31
Статья в формате PDF 127 KB...
21 03 2024 9:29:32
Статья в формате PDF 118 KB...
20 03 2024 17:40:41
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 1:36:51
Статья в формате PDF 307 KB...
18 03 2024 17:42:37
Статья в формате PDF 266 KB...
17 03 2024 21:28:42
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::