НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ
Следует отметить, что на первых порах "примененческий" и экологический аспекты знаний по химии даже для старательного, сильного студента еще не понятны. Будучи в состоянии решить расчетную или качественную задачу, он может испытывать при этом типичные затруднения в обосновании использования знаний в будущей деятельности, в раскрытии экологической роли химических явлений, соединений и т.д.
Реализовать в обучении формирование "ядра" понятий, в поле приложения которых неизбежно рано или поздно окажутся профессиональные задачи, - это и значит нацелить студентов на овладение химическим мышлением для научно-пpaктического подхода к решению инженерно-экологических задач (как при выполнении УИРС, дипломных проектов, так и в будущей реальной работе). Зарождение такого "ядра" происходит на расширенном фоне "периферийных" сведений, многие из которых будут при первичном изучении все равно "отброшены. Обычно из 100% передаваемой преподавателем информации студент улавливает и понимает только около половины, а в памяти удерживает и усваивает не более 25-30% - таков гносеологический КПД человека. Таким образом, объем первоначально преподносимого по теме материала как бы предполагает наличие кажущейся избыточности, которая должна стать - и будет ощущаться - необходимой только на последующих этапах обучения, когда оно осознается как профессиональное становление.
Одним из базовых представлений в наших дисциплинах является понятие о химическом динамическом равновесии. Рассмотрение равновесий вводится в курсе "Общей химии" на примерах гомогенных и гетерогенных систем, растворов электролитов, комплексных соединений, систем "раствор-осадок", Здесь же впервые затрагиваются равновесия на границах раздела фаз, способных обмениваться зарядами (раздел "основы электрохимии"), и - главное! - дается принцип математического описания процессов через константы равновесия.
На втором этапе обучения - в курсе аналитической химии - студент, еще подчас робко вооруженный этими представлениями, "вынужден" воспользоваться ими для расчетов в количественном химическом анализе, знакомясь как с классическими, так и с инструментальными методами. И теперь уже ранее "отвлеченные" константы помогают решить вопрос о принципиальной возможности и правильности того или иного определения, выполнение которого будет необходимо в пpaктике экологического анализа.
На следующем курсе предмет физической химии уже не пугает студента своей основательностью и математической строгостью, а цементирует его знания как надежный фундамент, в котором "укладываются" и ионные, и фазовые равновесия, причем с учетом факторов, способствующих смещению этих равновесий. В данной дисциплине по-настоящему усваиваются такие понятия как "активность", "кажущиеся" константы и т.п. И через этот этап преодолевается упрощенно-поверхностный подход к решению задач, выполнению расчетов для экспериментальных работ.
Прикладные аспекты изучения равновесных систем начинают раскрываться постепенно - например, в следующем семестре, на лабораторных занятиях по коллоидной химии, где требуется тщательность и кропотливость работы "руками" и применение уже освоенных методик химического анализа для достижения фактических знаний о явлениях. Эти же явления, оказывается, имеют место быть не только в лабораторных установках, но и в глобальных системах, таких, как биосфера и ее отдельные оболочки, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимообмене. Поддержание в них равновесия - как осознает студент-эколог при изучении "Химии атмосферы и гидросферы" - достигается отрегулированностью множества материальных (вещественных) и энергетических потоков, нарушить которую, к сожалению, стало уже под силу индустриальному обществу. Будущему инженеру на этом этапе просматривается необходимость: 1) отслеживания изменений в экологических равновесиях: здесь он снова сталкивается с физико-химическими методами анализа, владеть которыми и уметь интерпретировать их результаты он обязан для проведения мониторинга окружающей среды; 2) разработки технических способов защиты окружающей среды на базе инженерных решений и физико-химических технологий.
Итак, на всем пути "раскручивающейся спирали" химического образования нас, педагогов, интересует, состоится ли ЗНАНИЕ? Тяга к нему естественна: как и любой человек, студент - всегда в позе "тянущегося" и живет с присущей ему "добывательной установкой" - стало быть, упреки в пассивности, быть может, при первых шагах в учебе, не вполне справедливы. Принцип минимализации на каждой из ступенек "химической" лестницы приводит-таки к постепенному насыщению и выкристаллизации понимания благодаря нарастающей глубине знаний и целеполаганию. Ведь интерес, разбуженный другим (преподавателем), прорастает в сознании студента как его собственное стремление (и это видно уже на защите дипломных работ). Таким образом, в его руки вложены "ключи": ими становятся - в силу своей однородности по приложимости - те массивы ранее, казалось бы, весьма разнообразных и даже разрозненных сведений, что теперь сжимаются в своеобразный концентрат "цельно схваченного" знания. А "ключ, которым пользуются, всегда блестит" (Франклин Бенджамин,1706-1790гг).
Статья в формате PDF 337 KB...
27 03 2024 17:47:19
Статья в формате PDF 110 KB...
26 03 2024 23:54:28
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 11:46:50
Статья в формате PDF 310 KB...
24 03 2024 2:35:41
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 13:11:21
Статья в формате PDF 105 KB...
20 03 2024 8:41:41
Статья в формате PDF 286 KB...
19 03 2024 17:28:17
Статья в формате PDF 109 KB...
18 03 2024 8:12:38
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 11:42:49
Статья в формате PDF 127 KB...
15 03 2024 6:12:38
Статья в формате PDF 123 KB...
14 03 2024 21:10:41
Статья в формате PDF 111 KB...
13 03 2024 20:11:14
Статья в формате PDF 110 KB...
12 03 2024 18:12:40
Статья в формате PDF 116 KB...
11 03 2024 20:50:26
Статья в формате PDF 123 KB...
10 03 2024 21:50:12
Статья в формате PDF 259 KB...
09 03 2024 6:18:43
Статья в формате PDF 111 KB...
08 03 2024 17:27:52
Статья в формате PDF 128 KB...
07 03 2024 20:46:20
Статья в формате PDF 138 KB...
05 03 2024 17:17:16
Статья в формате PDF 127 KB...
04 03 2024 6:13:49
Статья в формате PDF 210 KB...
03 03 2024 3:35:25
Статья в формате PDF 109 KB...
02 03 2024 23:16:40
Статья в формате PDF 355 KB...
01 03 2024 20:36:30
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 10:57:43
Статья в формате PDF 120 KB...
27 02 2024 15:45:19
Статья в формате PDF 100 KB...
26 02 2024 20:30:24
Статья в формате PDF 301 KB...
25 02 2024 15:53:40
Статья в формате PDF 256 KB...
24 02 2024 17:59:15
Статья в формате PDF 121 KB...
21 02 2024 0:58:16
Статья в формате PDF 169 KB...
20 02 2024 5:27:16
Статья в формате PDF 289 KB...
19 02 2024 2:51:50
Статья в формате PDF 255 KB...
18 02 2024 10:21:37
Статья в формате PDF 303 KB...
17 02 2024 9:18:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::