БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Горин Ю.В. Касинский В.В. Статья в формате PDF 146 KB 1. Традиционная организация обучения физике в системе инженерного образования страдает слабостью индивидуальной работы со студентами, она не обеспечивает достаточную мотивацию непрерывной аудиторной и самостоятельной работы студентов. Контроль получения и усвоения знаний недостаточно эффективен, критерии оценки труда учащихся размыты. Эти недостатки один к одному были перенесены и на преподавание КСЕ там, где эта дисциплина преподается кафедрами естественнонаучного профиля.

2. Для компенсации отмеченных недостатков на кафедрах физики ИРГУПС и ПГУ с 1997 года разpaбатываются, опробуются и внедряются различные варианты организации учебного процесса. В основу разработок положена идея рейтингов. В тех или иных деталях эту идею в порядке частных инициатив используют многие, но массовый переход требует и научного обоснования и опробования. Реализация рейтинговых систем способствует решению следующих задач:

  • стимулирование самостоятельной работы студентов по усвоению знаний;
  • обучение студентов умению работать ритмично и планомерно со снижением стрессовых нагрузок во время сессий;
  • равномерное распределение нагрузок на студентов и преподавателей на протяжении всего периода изучения дисциплин (физики и КСЕ).

3. Рейтинговая система с применением учета положительных и отрицательных "баллов" ориентирует преподавателя на методические и организационные решения, усиливающие роль самостоятельной работы студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Следует отметить, что в процессе такой работы происходит изменение качества (но не облегчение) труда педагога. Использование компьютерных версий позволяет увеличить эффективность тестовых форм на стадиях текущего и промежуточного контроля. В то же время пpaктика показывает, что форму тестирования при итоговом контроле следует применять с осторожностью, поскольку итоговые мероприятия несут и функцию систематизации знаний, а не только функции контроля.

4. Оценка академических успехов студентов осуществляется с помощью специально разработанных вариантов балльно - рейтинговой системы (БРС). Рейтинговая система предполагает текущий учет «положительных», «нулевых» и «отрицательных» баллов с их накоплением, сочетая оценку успеваемости (балл) и трудозатраты студента в учебном процессе. Балльно - рейтинговый подход дает возможность учета и сопоставления «удельного веса» различных форм занятий: лекции, решение задач, лабораторные работы, самостоятельные задания в аудитории и дома.

Действующая ныне четырех балльная система оценок явно себя изживает. Как показывает опыт эксплуатации рейтинговых систем, диапазон оценок наиболее целесообразно расширить в 10-12 раз, если речь идет о занятиях по физике и в 5-7 раз при занятиях по КСЕ. Различные версии БРС подробнее описаны в докладе. Использование балльно - рейтинговой системы имеет то преимущество, что в ней сочетается оценка успеваемости (средний балл) и трудозатраты студента (рейтинг). Это дает возможность учитывать «удельный вес» знаний, например, по пpaктике и по лабораторным работам. В перспективе в приложении к диплому следует учитывать не последнюю из полученных оценок, а сумму всех рейтингов, что даст более адекватную оценку итогам обучения специалиста. По дисциплине КСЕ была опробована 50-бальная схема, при этом 25 баллов отводилось на аттестационные мероприятия вместе с рефератами, а 25 - оценка самостоятельных работ. Пересчет в систему «5 - 4-3- 2» определялся набором 80 %, 70%, 60 %. Система оказалась вполне работоспособной.

5. Классная документация нуждается в качественном улучшении и совершенствовании. Это признают все: и руководители региональных органов управления и директора учебных заведений и учителя-предметники и конечно же студенты, заглядывающие в классный журнал. Внедрение БРС, как системы отслеживания усвоения знаний наглядно показало, что действующая модель "рабочего журнала преподавателя" не удовлетворяет новым требованиям. В журнале должно быть значительно больше места для оценки разнообразной учебной деятельности студента. Необходима разработка нового варианта журнала, максимально насыщенного информационно, удобного в работе, позволяющего уменьшить затраты времени преподавателя. За основу может быть принята модель "Журнала учителя-предметника", Дрофа, (Москва 2001).

Каждый преподаватель ведет те или иные записи. Учебная жизнь очень разнообразна, и многое нельзя записать в классном журнале, официальном юридическом документе. Часто требуется учесть «полутона», например не «пять», а пять с «минусом». В журнале желательно отметить знания студентов по темам программы, индивидуальное задание на дом, и т.д. и т.п. Он должен иметь напротив фамилии студента не одну клеточку (строку), а минимум две-три для отражения соответствующих оценок, пометок и другой учебной информации.

Действенность рейтинговой системы можно считать доказанной по тем целям , которые сформулированы в пп.2, 3. Вместе с тем, пока преподаватель связан официальным прокрустовым набором «5 - 2», рейтинговая система может играть лишь экспериментальную роль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горин Ю. В., Свистунов Б. Л., Семенов М. Б. О некоторых деталях в постановке курса КСЕ для гуманитариев. ФССО-01, т. 2, С. 112.
  2. Касинский В. В. Программы автоматизированного обучения и контроля как инструмент преподавателя по курсу физики. Шестая международная конференция «Физика в системе современного образования», ФССО - 01. Ярославль, 2001, т.3, С. 66.
  3. Касинский В.В. Опыт контроля и самотестирования учащихся вузов при изучении курса физики с применением компьютера. Ярославль, 2001, ФССО-01., т.2, С.43.
  4. Работа представлена на научную конференцию «Проблемы качества образования» 25-27 июля г.Иркутск. Поступила в редакцию 03.08.05г.


ВЛИЯНИЕ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Проблема формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) остаётся актуальной до сих пор. На основе применения низкоинтенсивного лазерного излучения ( НИЛИ) были разработаны способы низкоинтенсивной лазерной реабилитации (НИЛР). В результате НИЛР детей достигались снижение показателей респираторной заболеваемости, экстренной медицинской помощи, госпитализации, временной утраты трудоспособности родителей. Рост среднего показателя здоровья и показателя динамичности здоровья отражали повышение уровня здоровья детей. НИЛР доступна, эффективна и безопасна. ...

25 04 2024 22:25:22

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ Статья в формате PDF 205 KB...

21 04 2024 3:26:28

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ Статья в формате PDF 269 KB...

20 04 2024 3:20:28

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете Обсуждаются современные методологические аспекты использования активных методов обучения студентов в развитие мышление и творчество. ...

14 04 2024 12:44:59

ПРАВОСЛАВИЕ И РАСКОЛ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВЛАДИМИРА ЛИЧУТИНА «РАСКОЛ» И «СКИТАЛЬЦЫ»)

ПРАВОСЛАВИЕ И РАСКОЛ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВЛАДИМИРА ЛИЧУТИНА «РАСКОЛ» И «СКИТАЛЬЦЫ») В работе рассматривается русский религиозный раскол, отраженный в творчестве Владимира Личутина, исследуются причины, истоки и последствия этой трагедии, разьявшей общество на две непримиримые стороны в XVII веке, который, по мнению автора, продолжается и поныне. Показано развитие национального самосознания нации, на которое влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», его едином историческом прошлом, территории, религиозными воззрениями этнос. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Ключевые слова: раскол, православие, Никон, царь Алексей Михайлович, Беловодье ...

13 04 2024 3:18:47

Сведенцов Евгений Павлович

Сведенцов Евгений Павлович Статья в формате PDF 294 KB...

11 04 2024 5:34:41

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ОБОДОЧНОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ОБОДОЧНОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ Ободочная кишка крысы напоминает растянутую спираль, внедренную в петли тонкой кишки. У человека подобное состояние определяется как поздняя остановка поворота кишечника или мальротация. ...

09 04 2024 13:24:26

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ Статья в формате PDF 112 KB...

06 04 2024 21:54:43

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

03 04 2024 2:13:40

PROBLEMS OF BIOCHEMICAL INDICATION OF STATUS OF FISHES OF NORTH BASIN

PROBLEMS OF BIOCHEMICAL INDICATION OF STATUS OF FISHES OF NORTH BASIN Статья в формате PDF 127 KB...

02 04 2024 5:23:30

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ Статья в формате PDF 100 KB...

22 03 2024 23:38:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::