ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ В ВУЗЕ
Сельскохозяйственные вузы страны, выполняя различного рода решения и постановления, подвергаются активному реформированию, но в то же время методы вузовского образования всё ещё продолжают сохранять традиции репродуктивного обучения. Вузы проводят значительную работу по улучшению подготовки кадров для работы на селе. Учебный процесс на факультетах сельскохозяйственных вузов перестроен и организуется по новым учебным планам. Улучшена научно-методическая работа, повышается качество лекций, лабораторных и пpaктических занятий.
В организации учебной работы в Высшем учебном заведении сельскохозяйственного профиля выделяются: лекционный курс, лабораторно-пpaктические занятия (ЛПЗ) с семинарами, самостоятельная работа студентов (вне занятий). Основной формой организации учебной работы отдельной группы с постоянным составом студентов по строго определённому расписанию, являются лабораторно-пpaктические занятия. На ЛПЗ объяснения новой темы преподавателем сочетается с самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов планируется и проводится под руководством преподавателя. Так как содержание материала по любому предмету, его обьём и последовательность изложения на ЛПЗ регламентируется примерной программой курса (предмета) утверждённой Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования:
Для лабораторно-пpaктического занятия хаpaктерна определённая по времени продолжительность, логическая завершенность, применение разнообразных методов обучения, возможность организации групповой, по подгруппам и индивидуальной работы, неразрывная связь с предшествующим и последующим лабораторно-пpaктическим занятием, и в общей цепи занятий по любому предмету.
Первоочередная задача преподавателя заключается в правильном и ясном определении дидактических целей занятия, содержания и дозировки учебного материала, рациональной организации общей структуры занятия и всех его этапов.
Наиболее распространена классификация лабораторно-пpaктических занятий по основной дидактической цели. Исходя из этого, можно выделить следующий тип ЛПЗ: сообщение и усвоение (изучение) новых знаний; комбинированный; повторение и обобщение полученных знаний; проверка знаний, умений и навыков (контрольный); закрепление знаний и выработка умений и навыков; применение знаний, умений и навыков. Можно осуществлять также классификацию занятий и по другим признакам - методы обучения, логическое содержание работы.
Каждый тип занятия по любой изучаемой дисциплине должен отвечать следующим требованиям: чёткой постановке дидактической и воспитательной цели, установлению логической связи между целями каждого урока, общими задачами образования и воспитания в подготовке специалиста сельского хозяйства; научному отбору материала для урока, соответствующему уровню развития курса; направленности занятия на формирование производственно-экономического мышления; оптимальному сочетанию методов и средств обучения; организации индивидуальной и коллективной работы, сознательной дисциплине студентов.
В пpaктике преподавания специфических сельскохозяйственных дисциплин наиболее широко нужно использовать комбинированные занятия.
Комбинированное лабораторно-пpaктичес-кое занятие имеет несколько дидактических целей и включает следующие элементы:
- организационная часть (2-3 мин.) - приветствие преподавателя, учёт отсутствующих и присутствующих на занятиях;
- проверка остаточности знаний по ранее изученному материалу и выполнение самостоятельной работы и подготовки к занятию;
- текущий контроль по усвоению учебного материала, преподаватель чётко формулирует вопросы и требует от студентов конкретных, логических и грамотных ответов. Для активизации группы во время проверки знаний студентов, преподаватель замечает и исправляет ошибки отвечающих, дополняет ответ, выделяет в ответе главную мысль, продолжает ответ, предлагает вопросы отвечающему и т.д. При такой организации опрос выполняет не только контролирующие, но и обучающие функции. Время на проверку знаний не должно превышать 1/3одного часа занятия.
В зависимости от конкретной цели необходимо выбирать (по усмотрению преподавателя) различные формы опроса: индивидуальный, программированный опрос, вариационный, письменный опрос, опрос у доски, математическое решение - решение различных задач.
Изложение нового материала начинается с чёткой формулировки темы занятия. Сообщение новых знаний можно вести методом объяснения или эвристической беседы. Изложение нового материала при любом методе должно быть доступным, целенаправленным, развивающим и воспитывающим. Первичное закрепление новых знаний ведётся по вопросам, требующим не пересказа объяснения и перечисление факторов, а умение применять полученные знания на пpaктике. Для закрепления навыков эффективны небольшие, но разнообразные упражнения.
Лекция - более сложная форма устного изложения в организации учебной деятельности, построенная на последовательном изложении темы, раздела, проблемы. В лекции доказательно излагается основной теоретический материал, а некоторые второстепенные и фактические данные предлагаются студентам для самостоятельного изучения проблемы на основе усвоения материала учебника.
В определённых условиях имеют место следующие организационные формы: консультирующие (индивидуальные и групповые) и кружковые с изучением и изложением проблемы. Отдельным студентам поручаются доклады и сообщения в списочной очерёдности о новых организационных формах, системах, технологических процессах и т.д.
В предметных кружках учащиеся ведут внеаудиторную работу добровольно, по особой программе, отвечающей их интересам с учётом избранной профессии. Число члeнов кружка не должно превышать 10-12 человек, при этом работа должна проводиться 1-2 раза в неделю, продолжительностью не более 2-х часов. Это позволяет углубллять и расширять у студентов знания по определённым проблемам, совершенствовать умение и навыки, дисциплинировать и учить самовыражению, приближать их творческую работу к условиям производства. Но при этом нельзя забывать и о преподавателях, вся эта работа должна учитываться в индивидуальных планах и оплачиваться, так как инициатива может быстро угасать.
Статья в формате PDF 123 KB...
24 04 2024 15:49:12
Статья в формате PDF 250 KB...
22 04 2024 9:20:47
В статье авторы показали изменение плоидности и площади ядер слизистой оболочки желудка при фоновых, предpaковых заболеваниях и paке желудка различного гистологического строения с помощью компьютерного анализатора изображения. При дисплазии тяжелой степени площадь и плоидность ядра составили 213,7±3,42 мкм² и 10,2±0,2с соответственно. При высокодифференцированной аденокарциноме эти показатели достигают 375,0±17,0 мкм² и 16,2±2,7с. Авторы предположили, что полученные данные могут быть использованы для более объективной оценки патологических процессов в слизистой желудка и дифференциальнодиагностических вопросов между дисплазиями и paком желудка. ...
21 04 2024 20:39:32
Статья в формате PDF 255 KB...
20 04 2024 13:50:58
Статья в формате PDF 338 KB...
18 04 2024 2:24:41
Статья в формате PDF 152 KB...
17 04 2024 15:54:18
Статья в формате PDF 132 KB...
16 04 2024 6:57:43
Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...
15 04 2024 3:33:48
Статья в формате PDF 133 KB...
14 04 2024 8:36:53
Статья в формате PDF 130 KB...
13 04 2024 8:54:12
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 0:15:10
10 04 2024 1:46:22
Статья в формате PDF 143 KB...
09 04 2024 6:17:25
Статья в формате PDF 112 KB...
08 04 2024 21:51:40
Статья в формате PDF 228 KB...
06 04 2024 12:46:21
Статья в формате PDF 310 KB...
05 04 2024 13:58:51
Статья в формате PDF 107 KB...
04 04 2024 1:55:39
Статья в формате PDF 363 KB...
03 04 2024 23:22:43
Статья в формате PDF 124 KB...
02 04 2024 6:30:54
Статья в формате PDF 144 KB...
01 04 2024 22:50:41
Статья в формате PDF 131 KB...
30 03 2024 2:12:45
Статья в формате PDF 109 KB...
29 03 2024 20:40:17
Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбpaковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...
28 03 2024 19:23:15
27 03 2024 11:55:24
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 4:47:49
Статья в формате PDF 122 KB...
24 03 2024 2:57:14
Статья в формате PDF 130 KB...
23 03 2024 22:58:10
Статья в формате PDF 102 KB...
21 03 2024 21:32:58
Исследованы особенности взаимосвязи увеличения массы и продольных размеров тела и его частей у здоровых новорожденных (535), детей с задержкой внутриутробного развития (938) и 221 детей с отставанием в росте одной из нижних конечностей. Использованы методы антропометрии детей, ультразвуковое исследование плода и оценка психического развития дошкольников. В этих группах обследуемых выявлены хаpaктерные различия динамики продольных размеров тела, отнесенных к его массе. Показано, что церебральный тип конституции появляется у детей при отсутствии диспластической задержки роста тела. Для успешного психического развития дошкольников благоприятны не максимальные, а средние размеры тела детей. ...
20 03 2024 4:10:13
Статья в формате PDF 661 KB...
19 03 2024 8:11:33
Статья в формате PDF 119 KB...
18 03 2024 19:21:30
Статья в формате PDF 312 KB...
17 03 2024 12:22:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::