ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ)

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ)

Батыршина А.Р. Статья в формате PDF 130 KB

Развитие научной психиатрии в Казани началось с конца 60-х годов Х1Х века. Вскоре Казань, наряду с Петербургом, Москвой, становится одним из центров научной психиатрической мысли в России.

Первую страницу в истории научной психиатрии открывает Александр Устинович Фрезе, который с 1866 года первый начал читать самостоятельный курс лекций по психиатрии при кафедре терапии Казанского университета. Взгляды А.У.Фрезе складывались под влиянием идей И.М.Сеченова. В «Кратком курсе психиатрии» читаем: «Признавая головной мозг органом психической деятельности, мы смотрим на душевные болезни так же, как на все остальные болезни человеческого тела. Помешательство указывает на более или менее явное раздражении головного мозга» (Цит.по: Дьяконова И.Н. и др. Истории развития научной невропатологии и психиатрии в Казани. - Казань, 1974. - с.27).

В 1885 году кафедру психиатрии (второй в России после кафедры психиатрии при Медико-Хирургической академии в Петербурге) возглавляет Владимир Михайлович Бехтерев. Большое влияние на формирование научных взглядов В.М.Бехтерева оказало длительное пребывание в научной комaндировке за границей, где он работал над изучением проводящих путей центральной нервной системы под руководством Флексига, занимался психологией в лаборатории Вундта и вел клинические наблюдения в клиниках Шарко и Вестфаля. Остановив свой выбор на изучении заболеваний нервной системы, сам Бехтерев объяснял его тем, что «данная специальность из всех медицинских наук того времени была наиболее связана с общественностью и вопросами познания личности, с глубокими философскими и общественными проблемами». (Цит.по: Дьяконова И.Н. и др. Истории развития научной невропатологии и психиатрии в Казани. - Казань, 1974. - с.30).

По инициативе В.М.Бехтерева и при его непосредственном участии в Казанской окружной психиатрической больнице была устроена клиника душевных болезней, организована первая в России психофизиологическая лаборатория, учреждено Казанское общество невропатологов и психиатров.

С 1893 по 1903 гг. кафедрой психиатрии Казанского университета заведовал Николай Михайлович Попов. Будучи так же, как и В. М. Бехтерев, учеником и последователем И.П.Мержеевского, он продолжал патологоанатомические исследования своего учителя. За время работы в Казани им было издано первое отечественное руководство по патологической анатомии душевных заболеваний, а также лекции по общей и частной психопатологии.

Большую роль в дальнейшем развитии научной психиатрии сыграла деятельность выдающегося клинициста-психиатра В.П.Осипова, стоявшего во главе кафедры психиатрии в Казани с 1906 по 1915 гг. С началом его работы на кафедре наступает этап клинико-нозологического направления в казанской психиатрии. Большое значение В.П.Осипов придавал вопросам профилактики психических болезней. Именно этой теме, считая ее наиболее важной, он посвящая свою первую вступительную лекцию студентам Казанского университета, в которой подчеркивал, что способы предупреждения душевных расстройств должны определяться их причинами. К причинам психических заболеваний он относил: наследственность и вырождение, условия зачатия, нарушения беременности и родов, физические травмы и интоксикации (особенно алкогольную), а также войны, голод, повальные эпидемии, религиозный фанатизм и мистицизм, психическое истощение и многие другие нeблагоприятные условия жизни в России.

Первая мировая война несколько задержала научную жизнь кафедры. Лишь с 1924 года развертывается уже самостоятельная университетская клиника и клиническая работа.



ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ

ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ Статья в формате PDF 308 KB...

23 04 2024 15:55:23

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ Статья в формате PDF 438 KB...

22 04 2024 20:33:39

Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы

Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития. ...

20 04 2024 19:35:41

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

19 04 2024 21:25:36

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...

16 04 2024 2:53:54

ОНИЩУК ФИЛИПП ДАВИДОВИЧ

ОНИЩУК ФИЛИПП ДАВИДОВИЧ Статья в формате PDF 152 KB...

13 04 2024 22:33:17

ОЗЕРО БИЛЛЯХ (ВЕРХОЯНСКИЕ ГОРЫ)

ОЗЕРО БИЛЛЯХ (ВЕРХОЯНСКИЕ ГОРЫ) Статья в формате PDF 684 KB...

10 04 2024 4:57:37

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ Статья в формате PDF 118 KB...

04 04 2024 1:36:20

МАТУСЕВИЧ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

МАТУСЕВИЧ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 215 KB...

02 04 2024 17:49:28

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРАПИИ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРАПИИ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) В статье приводятся обобщенные данные о принципах лечения и современных подходах к дифференцированной терапии носовых кровотечений, отражена специфика коррекции геморрагического синдрома при кранио-фациальных травмах. Приводится критический анализ общепринятых положении о принципах лечения носовых геморрагий. ...

27 03 2024 7:27:11

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...

25 03 2024 5:29:21

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ Лимфатическая система на всех уровнях своей организации и этапах своего развития в эволюции и онтогенезе представляет собой специализированный дренажный отдел сердечно-сосудистой системы, коллатеральный к венам. ...

22 03 2024 5:24:18

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::