РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрова Е.В. Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении. Статья в формате PDF 117 KB

Вопросы образования находятся в центре внимания государства и общества любой страны, в том числе и России.

Всеобщая биологическая неграмотность большинства населения планеты, а также специалистов, от которых зависит принятие государственных решений в области права, политики, экономики, социальной сферы, привела к угрозе глобального антропогенного кризиса, истощению природных богатств, снижению видового разнообразия биосферы.

Системная ликвидация биологической неграмотности во всех слоях общества должна базироваться на реформировании системы био - экологического образования в России [2]. Новая система биологического образования должна привести к тому, что каждый профессионал в любой области должен обладать достаточными биологическими и экологическими знаниями для осознанного предотвращения нарушений эволюционно сложившегося равновесия экосистем, а не ликвидации их последствий для человека и природы [5].

Это возможно лишь при переходе от антропоцентрического принципа построения био - экологических образовательных программ к биоцентрическому [3]. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой формы жизни и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Этот принцип должен быть внесен не только в образовательные программы, но и в деятельность различных ведомственных структур [7].

Современная система биологического образования должна быть направлена на: 1) воспитание ответственности за собственные решения и поступки, 2) прогнозирование их последствий на состояние природы и общества, 3) понимание того, что в коэволюционном процессе развития природы и общества законы природы приоритетны, а любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно [5].

В качестве главной цели российского образования должна выступать новая парадигма, в которой образование рассматривается как неотъемлемая часть культуры. Формирование личности ученика должно осуществляться путем введения его в мир культурного опыта, созданного в ходе исторического развития человечества [5].

Опираясь на новую парадигму, конкретизируются и задачи биологического образования:

1. Овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющих основу целостного миропонимания и научного мировоззрения школьников.

2. Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.

3. Овладение знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, стилей мышления и областей пpaктического применения биологических закономерностей как средства развития плодотворной деятельности и культуры.

4. Разностороннее развитие личности: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей теоретического мышления средствами биологии, стремление к самообразованию и применению знаний биологии на пpaктике [8].

При переходе к 12-летнему обучению содержание школьного биологического образования строится по концентрическому принципу и раскрывается на трех этапах - концентрах: пропедевтическом - 1- 4  и 5 - 6 классы, основном - с 7 по 10 классы и профильном - с 11 по 12 классы.

На первом и втором этапах - концентрах в ходе обучения формируются: научное мировоззрение, естественнонаучное миропонимание, основы здорового образа жизни, гигиенические нормы и правила поведения, экологическая и генетическая грамотность. На третьем - профильном - этапе осуществляется подготовка молодежи к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования, охраны природы [2].

Новая модель биологического образования должна опираться на формирование системного био - экологического мышления школьников. При этом каждый ученик должен получить не только знания, но и учебные умения, пpaктические навыки, подготавливающие его к самостоятельной творческой деятельности. Сформированные умения и пpaктические навыки лежат в основе исследовательской деятельности по предмету. Без нее невозможно воспитание ответственности за собственные решения и поступки, прогнозирование их последствий на состояние природы и общества, осознание приоритетности для общества законов природы.

Отработка умений зависит не только от ученика, но и от учителя, который должен раскрыть прием (т.е. показать из каких действий он состоит и в какой последовательности следует выполнять эти учебные действия). Многократное повторение этих умений постепенно приводит к формированию навыков самостоятельной учебной работы. При этом уже сам ученик для решения определенной учебной задачи выбирает учебные действия и их последовательность в достижении цели. Такая самостоятельная учебная деятельность лежит в основе любого биологического исследования и приводит к формированию био - экологического мышления.

Исследовательская деятельность учащихся лежит в основе проектной технологии обучения. Исследование является обязательным компонентом проблемного обучения .

Рассмотрим приемы организации исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету. Любое биологическое исследование опирается на: наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Но не каждый рядовой школьник общеобразовательной школы может включиться в процесс биологического исследования из-за слабой познавательной активности, низкой мотивации обучения. Поэтому учитель должен провести диагностику учебных возможностей учащихся класса совместно со школьным психологом ( используя диагностические карты учебных возможностей школьников, разработанные В.С. Зверевой ) и распределить учащихся по группам. После этого необходимо провести мотивацию обучения биологии, показать личностную значимость основных разделов школьного биологического курса, процессов и явлений, изучаемых по предмету. На следующем этапе нужно познакомить учащихся с основными приемами учебной работы, лежащими в основе исследования в биологии.

Биологическое исследование базируется на учебном эксперименте и включает в себя выполнение определенной деятельности в контролируемых и управляемых условиях для исследования явлений.

При этом устанавливаются причинно - следственные связи и создаются необходимые условия для проверки этого исследуемого фактора и регистрируются те изменения, которые связаны с действием этого фактора [6].

 Поэтому перед началом учебного эксперимента необходимо:

--провести постановку цели исследования,

--отобрать и подготовить необходимые объекты и приборы ( материал и средства исследования ),

--определить условия проведения исследования и эксперимента, лежащего в его основе,

--разработать методику проведения исследования, т.е. отобрать из числа возможных методов те, которые соответствуют конкретным возможностям школы, класса, лаборатории и т. д.

--последовательно выполнить все необходимые действия с соблюдением правил техники безопасности,

--записать полученные результаты, объяснить и систематизировать их,

--сделать выводы, сопоставив полученные результаты с целью исследования, подтвердить или опровергнуть первоначальные предположения,

--дать пpaктические рекомендации по проблеме исследования, исходя из полученных результатов.

Диагностика учебных возможностей учащихся класса позволяет правильно организовать включение в исследовательскую деятельность каждого школьника, в соответствии с его индивидуальными способностями.

Например, при изучении школьного курса « Биология. Живой организм. » 6 класс,/ авторская программа Н.И. Сонина/, в классе можно сформировать три творческие группы. Учащиеся, стоящие во главе групп, должны иметь отличную или хорошую отметку по предмету, положительное отношение к учебе, высокую познавательную активность, хорошее интеллектуальное развитие, навыки учебного труда. Эти ученики (совместно или под контролем учителя) планируют исследовательскую деятельность, обобщают и систематизируют полученные результаты, делают выводы. Остальные учащиеся проводят наблюдения, опыты, описывают биологические явления, по возможности анализируют и сравнивают полученные данные, составляют схемы, таблицы, опopные конспекты.

Каждой группе даются свои учебные задания. Первая группа проводит исследование строения растительных и животных организмов, подготавливая и набирая материал для проектных папок о строении клеток, тканей, органов и систем органов растений и животных. Учащиеся этой группы наблюдают за живыми растительными и животными объектами, рассматривают гербарный материал, влажные препараты животных, готовят и рассматривают микропрепараты растительных тканей, сравнивают их с препаратами животных тканей, работают с муляжами, объемными таблицами по внутреннему строению животных и растений. При этом перед ними ставятся вопросы: « Почему? В связи с чем? От чего зависит?». Такая работа проводится в системе опережающего обучения, после уроков, дома, под наблюдением учителя. На уроке, при изучении соответствующих тем, учащиеся группы демонстрируют исследованный и проанализированный материал, оформленный в виде опopных конспектов, схем, рисунков, таблиц, плакатов и т. д. Совместно подготовленная проектная папка является результатом деятельности всей группы и позволяет самим школьникам сделать выводы о сходстве и различии в строении растений и животных, а позднее, к концу учебного года, о причинах этого различия, месте и роли растений и животных в биосфере планеты.

Вторая группа исследует жизнедеятельность животных и растений, изучая питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие. Школьники проводят опыты с растениями, свидетельствующие о дыхании, протекании фотосинтеза, исследуют условия прорастания семян, движение растворенных веществ по сосудам стeбля и листьев комнатных растений, испарение воды листьями. Наблюдая за обитателями аквариума, домашними животными, учащиеся анализируют такие явления как раздражимость, питание, ограниченность роста. По коллекциям насекомых и стадиям их развития изучаются хаpaктер размножения, развитие прямое и с метаморфозом. По исследуемому материалу также подготавливается проектная папка, в которой будут содержаться оформленные и систематизированные наглядные результаты труда. 

Третья группа исследует взаимоотношения растений, животных и среды обитания. Учащиеся этой группы проводят небольшие эксперименты с комнатными растениями и обитателями аквариума, живые организмы. Посещение зоо- и фитолаборатории Областного Экологического центра позволяет школьникам составить представление о взаимном влиянии организмов друг на друга. Просмотр телепередач о живой природе дает материал о хаpaктере взаимоотношений между разными видами организмов в природе - хищничестве, паразитизме, симбиозе, нахлебничестве и т. д. Этот материал анализируется, систематизируется, оформляется в виде опopных и знаковых схем, рисунков, таблиц, фотографий, слайдов и заносится в их проектную папку.

Эти материалы могут использоваться на уроке при изучении нового материала, при его закреплении в виде индивидуальной или групповой работы, для контроля знаний, умений и навыков. Участие школьников в подготовке учебного материала уроков, выступления с сообщениями о результатах своего труда, помощь учителю в изложении нового материала значительно усиливает положительную мотивацию обучения, развивает ассоциативное прогностичное системное мышление, делает их исследовательскую деятельность реально значимой, повышает самооценку личности, развивает коммуникативные качества школьников. Степень самостоятельности таких учащихся в дальнейшей исследовательской деятельности по предмету будет увеличиваться и к 10-12 классу их биологическая грамотность, научное мировоззрение, биологическое мышление будут сформированы.

Исследовательская работа в старших кассах имеет более сложный хаpaктер, т.к. экспериментальная деятельность, лежащая в её основе, не может быть осуществлена на базе кабинета биологии средней общеобразовательной школы. Поэтому биологическое исследование проводится на базе лабораторий СГУ, СГАУ, Саратовского Ботанического сада СГУ, сотрудники которых участвуют в совместной работе в системе «школа-ВУЗ».

Литература.

  1. Болотова В.А. // Биология в школе. 2003, № 8. С. 3.
  2. Гусев М.В., Шеффер Г. // Биология в школе. 2001, №1. С. 25.
  3. Гусев М.В. // Вестник МГУ. Сер.7. 1992, №5. С. 46.
  4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. // Биология в школе. 2003, №5 С.
  5. Маслова Н. В. Ноосфера образования. М.: Мир. 1992. С.210. С.72.
  6. Морозова В.Ф. // Биология в школе. 2003, №4. С. 28.
  7. Пивоварова Л.В. Корженевская Т.Г., Гусев М.В.// Биология в школе. 2002, № 6. С. 8.
  8. Пономарёва И.Н., Калинова Г. С. // Биология в школе. 2000, №2. С. 8.
  9. Русских Г.А. // Биология в школе. 2003, № 6. С. 25.


АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ГУДРОНА ПРОПАНОМ

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ГУДРОНА ПРОПАНОМ Статья в формате PDF 119 KB...

26 04 2024 5:54:38

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ В обзоре представлены результаты научных исследований по изучению морфо-функциональной динамики коллагена при течении как физиохогических, так и патологических процессов в организме. Показано активное участие коллагена в течении заболеваний весьма отличных по патогенетическим механизмам формирования. Следует отметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению биохимических параметров обмена коллагена при различных заболеваниях и, как свидетельствуют результаты исследований, их динамика в большинстве своем является отражением тяжести патологического процесса в различных физиологических системах. ...

20 04 2024 13:17:16

ФИТОСАНИТАРНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИ АКТИВИРОВАННОЙ ВОДЫ

Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 мВ. Католит с ОВП – 700 мВ способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стeблестоя католитом или анолитом. ...

10 04 2024 3:28:31

НАРКОМАНИЯ И ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

НАРКОМАНИЯ И ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ Статья в формате PDF 264 KB...

07 04 2024 15:22:55

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Представлены результаты обследования 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. Проведен сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с различными типами телосложения. ...

06 04 2024 8:32:52

Звягинцева Татьяна Владимировна

Звягинцева Татьяна Владимировна Статья в формате PDF 69 KB...

30 03 2024 9:48:37

ВОЛНЫ-УБИЙЦЫ: ФАКТЫ, ТЕОРИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

ВОЛНЫ-УБИЙЦЫ: ФАКТЫ, ТЕОРИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ Статья в формате PDF 84 KB...

29 03 2024 6:13:39

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::