СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Хамитова И.А. Хамитов Р.З. Статья в формате PDF 198 KB Продовольственная безопасность - важнейшая составная часть национальной безопасности. В 2007-2008 гг. в нашей стране в очередной раз обострилась проблема обеспечения населения продуктами питания, вызвавшая резкий рост цен на растениеводческую и животноводческую продукцию, ухудшение жизни основной массы населения.

В сложившейся экономической ситуации крайне целесообразна разработка закона «О продовольственной безопасности». Именно такой закон определит научно обоснованную государственную политику по обеспечению населения страны продуктами питания по доступным ценам, что является важнейшим условием соблюдения конституционных прав граждан и суверенитета России. В законе следует предусмотреть:

  • четкое определение понятия «продовольственнаябезопасность», означающего такое состояние экономики России и ее АПК, при котором гражданамстраны гарантируется обеспечение доступа к продовольствию в количестве и качестве, достаточном дляздорового физического и социального развития;
  • разработку и осуществление мер экономического,научно-технического, организационного, информационного, правового, воспитательного и иного характера, направленных на предупреждение чрезвычайных продовольственных ситуаций;
  • ответственность государства в лице Президента иПравительства Российской Федерации, а также законодательных и исполнительных органов власти запринятие действенных мер по обеспечению гражданпродуктами питания на уровне научно обоснованныхнорм, на основе государственной системы норм питания;
  • гарантию аграрной политики по обеспечению продовольственной независимости России на уровне потребления отечественного продовольствия (согласногосударственным нормам питания), обеспечивающего не менее 85-90% за счет производства продовольствия отечественными товаропроизводителями; 
  • изменение государственной внешнеэкономической политики в области продовольственной безопасности на основе следующих постулатов - приоритета интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей; тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций, направленных на защиту внутреннего рынка; введения квот на закупку продовольствия и сырья; диверсификации внешних продовольственных поставок - при обязательном учете фактора взаимозависимости долгосрочных интересов страны, обеспечения социально-экономической выгоды в международном разделении труда;
  • учет степени диверсификации внешних продовольственных по ставок при суммарной доле стран-поставщиков не боле 10-15% объема поставок основных товарных групп продовольствия;
  • сокращение разрыва в уровне потребления продуктовпитания по регионам; он не должен отличаться более10% от среднего значения по России.

Важно, чтобы государство осуществляло прямое (для работников бюджетной сферы) и косвенное регулирование доходов населения, поддержку социально-обоснованного паритета доходов и уровня жизни различных социальных групп и территорий.

Только принятие системы мер по развитию агропромышленного комплекса и его главного звена - сельского хозяйства позволит выработать научно обоснованную стратегию формирования аграрной политики, обеспечивающей продовольственную безопасность России, решение задач повышения качества жизни населения улучшения демографической ситуации в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

  1. И. Ушачев Продовольственная безопасность - основастабильного развития российской экономики //АПК: экономика, управление.- 2008 г.- №8
  2. А. Шутьков Обеспечить продовольственную стабильность России // АПК: экономика, управление 2008 г.- №6





В ОПЕК думают о Брянске

4 декабря в Брянске многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Брянске, в 15-м микрорайоне. Александр Сергеевич Косопкин, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Александр Ендураев , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.