ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТНОМ ВЫБОРЕ И ЕГО РОЛИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИя ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТНОМ ВЫБОРЕ И ЕГО РОЛИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИя ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТНОМ ВЫБОРЕ И ЕГО РОЛИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИя ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Карась Д. В. Серый А. В. Статья в формате PDF 300 KB Изучение способности личности совершать выбор с целью определения ключевых моментов в регуляции и реализации этой способности в контексте более широкого исследования проблемы интернализации личностного выбора предполагает рассмотрение представлений о личностном выборе и его роли в функционировании личности с точки зрения различных концептуальных построений в рамках различных психологических направлений. Целью данной статьи является изучение представлений  о категории личностного  выбора в контексте экзистенциально-гуманистического подхода к пониманию личности, в котором идея способности личности совершать выбор и  принципиальной  значимости  реализации этой способности является одной из ключевых и системообразующих идей, наряду с представлением о смысле и его роли в жизни человека.

Категория личностного выбора является необходимой в понятийном аппарате описания личности в экзистенциально-гуманистической психологии вследствие базирования  последней на следующих предположениях, являющихся основными постулатами философии экзистенциализма.

Во-первых, это идея о том, что существование предшествует сущности. Существование человека подразумевает его телеологическое, продолжительное  во  времени  становление и развитие в процессе постоянного переопределения себя через выбор. Сущность же, как завершенный статичный образ, является следствием процесса существования. Во-вторых, человек является субъектом в мире объектов, и неотделим от них. Это значит, что нет возможности рассматривать личность вне системы её отношений с объектным миром. Объекты же предстают перед человеком в виде трех сосуществующих ипостасей: структуры отношений с окружающей средой (объектами природы и культуры), отношений с другими людьми-субъектами (как объектами социального мира) и структуры отношений с собой (как с объектом внутреннего мира). Сама же идея отношений предполагает необходимость ориентировки в объектах через предпочтение одного способа отношений другому, т. е. осуществление выбора. В-третьих, универсальным свойством человеческой натуры является поиск смысла жизни и ответов на базовые вопросы существования, такие как «кто я?», «где я?», «зачем я?» и т. п., что также с необходимостью предполагает осуществление выбора, как акта самоопределения. В-четвертых, человек представляет собой то, что он делает. Т. е. личность неотделима от деятельности, целенаправленность которой с необходимостью предваряется выбором единичного, конкретного из поля возможного и абстpaктного, а результаты деятельности оборачиваются личной ответственностью  за  совершаемый  выбор. И наконец, экзистенциалисты отвергают принцип объяснения (интерпретации) явлений, лежащий в основе любого теоретического знания. Это означает, что мир может быть понят только с точки зрения взаимодействующего с ним на основании прямого переживания его реалий субъекта.

С экзсистенциально-гуманистическим пониманием личности, так или иначе, ассоциированы труды Эриха Фромма, Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Гордона Олпорта, Карла Роджерса, Виктора Франкла, Ролло Мэя и др. Рассмотрев представление о личностном выборе с точки зрения экзистенциально-гуманистически ориентированных концепций личности, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, реализация способности осуществлять выбор является важнейшим способом развития личности в зрелом возрасте, а значит, активность личности по совершению выбора является критерием её зрелости. В этой связи, развитие личности представляет собой процесс постоянного переопределения себя через выбор. Личность рассматривается экзистенциалистами как факультативное существо, существующее как своя собственная возможность, в пользу или против которой он может принять решение.

Во-вторых, человеку свойственно испытывать необходимость в совершении выбора, что  является  репрезентантом  метамотивации стремления к максимальному раскрытию и развитию своих способностей в процессе самоактуализации. Так как необходимость осуществления выбора - неотъемлемая хаpaктеристика природы личности, попытка избежать совершение выбора приводит к фрустрации метапотребностей и появлению специфических личностных  дисфункций,  названных А. Маслоу метапатологиями.

В-третьих, основным препятствием для совершения выбора является страх перед новым и неизвестным, что равнозначно страху человека положиться на собственные ресурсы и способности в процессе реализации выбора, от которых зависит качество исхода, что, в свою очередь равнозначно страху перед ответственностью. Психологически, страх ответственности отражает взаимосвязь уровня тревожности со степенью неопределённости, диффузности самоидентичности, формулируемый экзистенциалистами как «головокружение от свободы» (понятие С. Кьеркегора, описывающее специфическую тревогу, возникающую в ситуации осознания большого количества возможностей для выбора).

В-четвертых, осуществление и реализация выбора возможны  благодаря  «силе личности» или «упрямству духа». «Упрямство духа» проявляет  себя  через  способности  личности  к «самодистанцированию»  (способность к созданию некоторой дистанции по отношению к себе и своим чувствам, благодаря чему становится  реальным  некоторое  обращение с самим собой) и «самотрaнcценденции» (способность прорываться к другому и другим, т. е. выходить за пределы своей личности в сферу социального и духовного, обретая тем самым смысл существования), которые дают возможность человеку противопоставить свой выбор объективным и субъективным условиям существования, судьбе как хаpaктеристике настоящего момента, объективной «данности» внутреннего и внешнего мира, что ставит сознательность и осмысленность выше ситуационной вынужденности и инстинктивной предопределённости.

В-пятых, качество и смысл выбора зависят от того, как и в какой мере человек осмысляет несоответствие между тем, что он говорит и делает, тем, что он чувствует и тем, что о себе знает, отражаемых в несоответствии между образами «я-реального», «я-идеального», и «ясоциального», а также в формировании устойчивого «ложного образа я» (понятия К. Роджерса, который определял различные «я-образы», как цельные гештальты, представления о себе, формирующегося  и  трaнcформирующегося в результате осознания человеком своего реального поведения, понимания наиболее желаемых для себя ценностей и способов взаимоотношений с собой и с окружающими людьми, а также структуры представлений и ожиданий от себя со стороны других людей).

В-шестых, личностный выбор рассматривается как смысловой и всегда направленный на принятие  или  избегания  ответственности, т. е. конкретного и объективного содержания своей судьбы. В этом случае, ответственность - это есть выбранная цель активности и все, определенные этой целью изменения жизненного статуса личности.

В-седьмых, понятие личностного выбора категориально неотделимо от понятия интенциональности - первичной смыслообразующей направленности сознания на конкретный предмет, и связанного с этим понятием представления о временной организации системы личностных смыслов. Так смысловая глубина, временная направленность и дальность, а также созидающий потенциал личностного выбора определяются особенностями взаимодействия смыслового содержания трех временных модусов  (субъективного  прошлого,  настоящего и будущего), что и раскрыто в понятии интенциональности.

Таким образом, в рамках экзистенциальногуманистической психологии категория личностного выбора представлена как личностнообразующее и личностноструктурирующее явление, связующее «свободу духа» с предопределённостью биологической и психофизиологической природы в конкретный, интенциональный и целенаправленный процесс жизнедеятельности.



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...

25 04 2024 4:35:35

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ Статья в формате PDF 275 KB...

23 04 2024 8:55:43

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭВОЛЮЦИИ НООСФЕРЫ

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭВОЛЮЦИИ НООСФЕРЫ Статья в формате PDF 183 KB...

22 04 2024 21:42:31

ДАНИЛОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА

ДАНИЛОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА Статья в формате PDF 853 KB...

21 04 2024 11:53:56

АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ ПАНКРЕАТИТОМ

АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ ПАНКРЕАТИТОМ Проведено изучение показателей агрегационной активности тромбоцитов у 126 пациентов, находившихся на лечении с диагнозом острый панкреатит. Из общего количества пациентов нетяжелое течение острого панкреатита отмечено у 67 (53,1 %) больных, не тяжелое у 59 (46,8 %) пациентов. Установлено, что не зависимо от тяжести течения, отмечается усиление агрегационной активности тромбоцитов, которые полностью восстанавливаются к пятнадцатым суткам при нетяжелом течение острого панкреатита и частично при тяжелом течении этого заболевания. ...

14 04 2024 20:38:21

ОБ АНАЛОГЕ ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ОБ АНАЛОГЕ ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Дано краткое описание работы тепловой машины, которая подчиняется второму закону термодинамики. Высказана гипотеза, что для человеческого общества справедлив аналогичный закон. Дана формулировка такого закона. Проведена параллель между работой тепловой машины и бизнесом. Сделаны некоторые выводы применительно к жизни человеческого общества. ...

10 04 2024 23:52:58

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА Статья в формате PDF 66 KB...

08 04 2024 22:57:18

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 1. ОЦЕНКА ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ  ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 1. ОЦЕНКА ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ В работе представлен анализ данных литературы и собственных клинико–лабораторных обследований пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями и подтвержденным диагнозом гиперплазии эндометрия, позволивший дать оценку эпидемиологической ситуации, а также состояния вопроса о классификации и патоморфологической хаpaктеристике различных видов гиперпластических процессов эндометрия. ...

07 04 2024 3:48:42

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Статья в формате PDF 370 KB...

05 04 2024 19:58:21

МАГНИТНЫЕ ЖИДКОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

МАГНИТНЫЕ ЖИДКОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 109 KB...

03 04 2024 7:13:32

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УДАЛЕНИЮ ИЗ ВОДЫ СОЛЕЙ ЖЕСТКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОРБЕНТОВ НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН И БЕНТОНИТОВЫХ ГЛИН

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УДАЛЕНИЮ ИЗ ВОДЫ СОЛЕЙ ЖЕСТКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОРБЕНТОВ НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН И БЕНТОНИТОВЫХ ГЛИН В работе рассмотрена очистка природных вод от ионов жесткости с помощью сорбентов на основе выщелоченных базальтовых волокон, модифицированных бентонитовой глиной. Определены статические и динамические параметры очистки. ...

28 03 2024 0:58:40

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики Статья в формате PDF 104 KB...

22 03 2024 1:35:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::