РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, РИСКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, РИСКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, РИСКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Казак А. Ю. Оганян М. Ш. Статья в формате PDF 269 KB Согласно федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая члeнства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной  корпорации.  С появлением в 1999 году новой для России организационноправовой формы государственной корпорации у нас появилось уже 7 таких компаний («Российская корпорация нанотехнологий», «Росатом», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и другие). Всего в ближайшие годы планируется довести их число до 14. Затормозить процесс, но не остановить его может лишь мировой финансовый кризис.

За последние годы, вследствие благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, государство   аккумулировало   значительную для экономики сумму денег. Если данные накопления полностью не пойдут на поддержку экономики в период кризиса, то рациональным представляется  вложение  данных  ресурсов в развитие и диверсификацию промышленности, чтобы обеспечить и в будущем достигнутые темпы роста экономики вне зависимости от цен на сырье на мировых товарных рынках.

Общий объем инвестиций в госкорпорации до 2010 г. должен составить около 1 трлл. руб. (примерно 33 млрд. долл.), притом, что «Ростехнологии», «Росатом» и «АСВ» функционируют без привлечения средств из федерального бюджета. Эта сумма денег будет направлена на модернизацию российской экономики и поддержку бизнеса. В эту сумму не входят средства, переданные Банку развития на антикризисные мероприятия (450 млрд. руб. или около 15 млрд. долл. США).

К примеру, 130 млрд. руб. вложено в «Российскую корпорацию нанотехнологий». Важность этого направления научных исследований и внедрений не вызывает сомнения. США, Япония и Китай на протяжении последних лет инвестируют значительные суммы в данную область. Корпорация планирует соинвестировать в проекты бизнеса на самых рисковых этапах. Мера рациональная в плане стимулирования и гарантирования  частного бизнеса в проектах start-up в области нанотехнологий. Нанотехнологии являются перспективным направлением развития мировой науки. У России есть шанс занять значимую долю данного рынка уже к 2020 г. Госкорпорация уже софинансирует несколько проектов.

Исходя из целей госкорпораций России, прописанных в законах по их учреждению, не остается сомнений в том, что мера по их созданию окажет положительное влияние на экономику страны. Однако существует рад проблем, которые могут воспрепятствовать реализации задуманных задач.

Первая проблема заключается в непрозрачности и не подконтрольности действий госкорпораций большинству государственных органов власти. Корпорации лишь ежегодно представляют правительству отчет, аудиторское заключение, заключение ревизионной комиссии. Счетная палата Российской Федерации по законодательству может определять эффективность и целесообразность лишь расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Однако после передачи денежных средств и собственности госкорпорации  она становится собственностью самого института развития. Данные меры приняты для содействия оперативности принятия решений  и устранения  необходимости по совершению большого объема работы по отсчитыванию перед органами власти.

Решением может послужить то, что кроме ежегодного отчета перед правительством и заключения аудиторской фирмы, выбираемой на конкурсной основе самой корпорацией, на обозрение правительства и общественности предоставлялись заключения двух независимых аудиторских компаний, выбираемых правительством непосредственно перед началом проверки на конкурсной основе. Это позволит добиться объективности информации, не скажется на оперативности работы корпораций, сузит возможности влияния на проверяющие компании  со стороны  проверяемых.  Кроме того, раз уж создана такая уникальная форма собственности, как госкорпоративная, то необходимо внести поправки в законодательство с целью разрешения Счетной Палате РФ проверять эффективность и целесообразность использования имущества и денежных средств данных субъектов хозяйствования, но не чаще одного раза в год.

Вторая проблема заключается в эффективности работы корпораций. Так как извлечение прибыли не является целью деятельности некоммерческой организации, то данные субъекты хозяйствования рискуют стать простыми перераспределителями   бюджетных  средств без совершения технологического прорыва. Кроме того, четко не прописан план действий по реализации задач реформирования вверенных им сфер деятельности.

Правительства большинства стран мира путем создания госкорпораций решали вопросы бездорожья, создания высокотехнологичной экономики,  телекоммуникационного  сектора и восстановления промышленности после дефолтов, кризисов и войн. В Великобритании, к примеру, госкорпорация была некогда выбрана  в  качестве  организационно-правовой формы для отраслей промышленности, подвергшихся национализации. И существовала она там с 1945 г. до начала 80-х. Среди самых известных госкорпораций того времени были: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества.

Чтобы не повторить  опыт других стран в части неэффективного управления необходимо принудить корпорации к разработке четкого плана действий хотя бы на среднесрочную перспективу, с составлением бизнес-планов проектов, куда планируется инвестировать денежные средства, и если это невозможно (в «Роснанотехе», к примеру, круг потенциальных проектов будет определятся в течение всего срока существования корпорации), то разработать единый механизм оценки рентабельности и перспективности идей и алгоритм их финансирования.

В структуру управления необходимо ввести независимых директоров с предоставлением им реальных полномочий по управлению.

Лишь привлечение опытных менеджеров из бизнес - среды позволит корпорациям отвечать требованиям современности, работать эффективно и не функционировать в интересах отдельных лиц или групп влияния.

Третьим  актуальным  вопросом  является риск увеличения влияния государства в экономике путем наращивания доли государственных корпораций и увеличения их числа. Учитывая концентрацию больших денежных ресурсов в руках у государства и такое увлечение созданием крупных структур (только за второе полугодие 2007г. было создано 6 госкорпораций), может возникнуть угроза бурного расцвета данной формы собственности. К тому же, в большинстве учреждающих законах о госкорпорациях не прописано никаких четких сроков передачи их в частные руки или ликвидации.

Для  предотвращения  этого  необходимо не допустить госкорпоративизацию отраслей, которые могут и так существовать в рыночных условиях на основе частной собственности, а деньги потратить на создание условий для повышения привлекательности данных сегментов экономики путем снижения налогов, создания инфраструктуры, предоставления льготных кредитов и повышение производительности труда, путем обучения кадров для них. Для достижения данной цели также необходимо ужесточить борьбу с коррупцией и усилить применение антимонопольного законодательства. Кроме того, необходимо четко определить сроки ликвидации или приватизации созданных госкорпораций.

Идея создания государственных корпораций в России является правильной, так как их целями являются развитие инфраструктуры, создание и использование инноваций и аккумулирование инвестиций - деятельность, которая порой остается непривлекательной для бизнеса или является важной для государства, без которой невозможен  дальнейший  экономический рост и процветание России. Однако при реализации данной идеи необходимо свести к минимуму риски, обусловленные несовершенством законодательства о госкорпорациях и российскими реалиями, и не повторять ошибок других государств, имевших опыт создания таких компаний.



ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина (КН) и гибберелловой кислоты (ГК) и совместно с витаминами никотиновой кислотой (НК) и пантотеновой кислотой (ПК) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стeбля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...

23 04 2024 14:48:10

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 114 KB...

20 04 2024 16:16:56

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ Статья в формате PDF 83 KB...

19 04 2024 3:48:44

ШИШЕЛОВА ТАМАРА ИЛЬИНИЧНА

ШИШЕЛОВА ТАМАРА ИЛЬИНИЧНА Статья в формате PDF 179 KB...

09 04 2024 6:11:43

ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья в формате PDF 275 KB...

06 04 2024 10:54:34

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Статья в формате PDF 300 KB...

04 04 2024 15:23:43

ОБ ОДНОЙ ОНКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЕ

ОБ ОДНОЙ ОНКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЕ Статья в формате PDF 210 KB...

02 04 2024 13:30:39

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЙОДИРОВАННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЙОДИРОВАННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ Статья в формате PDF 100 KB...

28 03 2024 5:13:35

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М.В. Ломоносова, М.И. Алигер, И.В. Гёте, И.А. Ефремова, К.Г. Паустовского, в педагогической пpaктике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. ...

19 03 2024 23:35:26

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::