ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Иванова М.К. Статья в формате PDF 171 KB

Поиски новой образовательной парадигмы ведут к осознанию необходимой культурологизации образования, то есть возвращения человека к культуре, ценностям. Основой, а скорее системообразующей функцией обучения любого века, в любом обществе является передача молодым поколениям всего содержания культуры для ее воспроизводства и развития.

Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая и есть созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка.

Теоретический анализ научно-исследовательской литературы (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апpaксина, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Н.И. Киященко и др.), изучение пpaктики внедрения традиций в учебно-воспитательную работу ДОУ показали, что данная проблема актуальна и в настоящее время требуется определить новые подходы, концептуальные положения, принципы, составляющие методологическую основу организации музыкального воспитания в детском саду.

В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности:

1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценности жизни, человека, общества;

2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества;

3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей;

4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.

На наш взгляд, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, распространение), создаваемые и сохраняемые ценности, учреждения культуры, субъекты музыкальной деятельности. Различают объективную и субъективную стороны музыкальной культуры. К объективной стороне относятся потребности общества к музыке и способы их удовлетворения. Субъективную сторону образуют управляющие деятельностью музыкантов и слушателей вкусы, взгляды, интересы [201]. Обе стороны тесно взаимосвязаны.

Что касается музыкальной культуры детей дошкольного возраста, наиболее близкой для нашего исследования мы считаем точку зрения О.П. Радыновой, которая определяет музыкальную культуру дошкольника как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента: 1) индивидуальную музыкальную культуру ребенка, включающую музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате пpaктической музыкальной деятельности; 2) музыкальную культуру дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Одной из приоритетных задач деятельности педагогов должно стать развитие музыкальной культуры детей на основе народных традиций, обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, начиная с дошкольного детства, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

Якутские народные песни, сказки, игры, пословицы и поговорки - богатый запас художественного народного творчества. Народное творчество имеет импровизационную основу, которая способствует свободному раскрытию творческой фантазии, способности детей. Произведения фольклора синкретичны по своему хаpaктеру, в них органически связываются пение, игра, декламация, пластика движений, доступность понимания и исполнения.

Проведенная работа показала, что развитие музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста происходит путем развития активного восприятия музыки в процессе творческой деятельности. Нами была организована познавательная деятельность, включающая разнообразные методы и формы работы, творческие задания, эмоционально-оценочные ситуации, коллективно-творческие дела. Сама синкретическая сущность музыкального фольклора обуславливает при участии детей использование на занятиях различных видов деятельности: слушания, пения, движения, игры на якутских народных инструментах, импровизации. Был отобран репертуар, основанный на лучших образцах музыкального фольклора народа саха. Логически репертуарная линия выстраивалась по принципу постепенного усложнения и тематизма (Д.Б. Кабалевский).

Для развития музыкальной культуры старших дошкольников предлагается цикл занятий, каждое из которых имеет определенную цель:

  • дать детям первоначальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; - привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
  • обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
    на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ребенка;
  • накапливать опыт восприятия народной музыки;
  • учить детей «вживаться» в музыкальный образ, проникать и осмысливать его, вызывать сопереживание музыке;
  • развивать эмоционально-оценочное отношение детей к народной музыке - от эмоциональной оценки к эмоционально-интеллектуальной оценке.

Подготовительный этап работы включал в себя беседы, рассказ, знакомство с пословицами и поговорками, сказками, героическим эпосом народа саха - олонхо, якутскими народными инструментами - хомус, кырыымпа, дунур и др., танцами (осуохай), особенностями горлового пения, «кылыhах», праздниками - «Ысыах», «Куулэй», «Праздник оленеводов», обычаями, слушание народных песен - тойук, алгыс и т.д. Позитивным моментом фольклорных занятий являются обращения к видео- и аудиозаписям фольклористов, экспонатам народно-прикладного творчества, истории народного костюма. Слушание подлинных образцов народных песен в записи является эффективным средством развития детского воображения.

На втором этапе проводилось разучивание и исполнение народных песен, танцев, музыкально-ритмических движений, простых ритмов на ударных музыкальных инструментах. Содержанием данного этапа было разучивание произведений детского фольклора. Основными методами явились метод контрастного сопоставления, метод размышления о музыке, метод семантического слышания, метод внушаемого переживания и др.

На третьем этапе предпочтение отдается народным играм с пением и движениями. Такие игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. А самое главное - через игру народная песня входит в быт семьи.

Проведенная работа показала положительную динамику уровня развития музыкальной культуры детей. Результаты оценивались по глубине высказываний детей о хаpaктере музыки, оценочным суждениям, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений, импровизаций, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, знаний о музыке, продолжительности внимания, двигательной активности и т.д. Таким образом, исследование показало действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций.



ШАПОШНИКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ

ШАПОШНИКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 196 KB...

25 04 2024 9:24:16

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 111 KB...

24 04 2024 8:38:52

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ Статья в формате PDF 122 KB...

21 04 2024 17:29:47

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ. ...

16 04 2024 0:34:51

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ Статья в формате PDF 250 KB...

09 04 2024 6:13:33

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО В последние годы на медицинском факультете Российского университета дружбы народов периодически проводятся научные конференции международного масштаба, на которых в том или ином объёме обсуждаются проблемы, связанные с воздействиями на организм нарушений взаимоотношения человека со средой его обитания. Важность такой тематики стала несомненной с того момента, когда в мировой научной литературе впервые появился термин «Болезни цивилизации». Это определение включает в себя следующий смысл: «Болезни цивилизации – это результат безответственного и неправильного использования возможностей, предоставленных человеку цивилизацией» (Шош, Гати, Чолаи, 1972). ...

05 04 2024 4:18:57

МЕЛАМИН ВОЛОС И ЗДОРОВЬЕ

МЕЛАМИН ВОЛОС И ЗДОРОВЬЕ Статья в формате PDF 132 KB...

03 04 2024 21:25:45

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ Статья в формате PDF 182 KB...

02 04 2024 10:42:22

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ Статья в формате PDF 109 KB...

01 04 2024 12:54:46

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ У ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА И МЫШЕЧНО-СУХОЖИЛЬНАЯ ЖЕСТКОСТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ У ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА И МЫШЕЧНО-СУХОЖИЛЬНАЯ ЖЕСТКОСТЬ Исследовали влияние продолжительного пребывания в условиях невесомости на механические свойства и электромеханическую задержку (ЭМЗ) трехглавой мышцы голени (ТМГ) у 7 космонавтов до полета и на 3-5 день после возвращения на Землю. Механические свойства ТМГ оценивали по показателям максимальной произвольной силы (МПС), максимальной силы (Ро; частота 150 имп/с), силы одиночного сокращения (Рос), времени одиночного сокращения (ВОС), времени полурасслабления (1/2 ПР), времени развития напряжения до уровня 25, 50, 75 и 90% от максимума. Рассчитывали силовой дефицит (Рд) и тетанический индекс (ТИ). ЭМЗ регистрировали во время произвольного и непроизвольного сокращения ТМГ. В ответ на световой сигнал космонавт выполнял произвольное подошвенное сгибание при условии «сократить как можно быстро и сильно». Определяли общее время реакции (ОВР), премоторное время (ПМВ) и моторное время (МТ) или иначе ЭМЗ. В ответ на супрамаксимальный одиночный электрический импульс, приложенный к n. tibialis, определяли латентный период между М-ответом и началом развития Рос. После полета Рос, МПС и Ро уменьшились на 14,8; 41,7 и 25.6%, соответственно. Величина Рд и ТИ увеличилась на 49,7 и 46,7%, соответственно. ВОС увеличилось на 7,7%, а время 1/2 ПР уменьшилось – на 20,6%. Время развития произвольного изометрического сокращения значительно увеличилось, тогда как электрически вызванное сокращение не обнаружило существенных различий. ЭМЗ произвольного сокращения увеличилась на 34,1%, а ПМВ и ОВР уменьшились на 19,0 и 14,1%, соответственно. ЭМЗ электрически вызванного сокращения существенно не изменилось. Таким образом, механические изменения предполагают, что невесомость изменяет не только периферические процессы, связанные с сокращениями, но изменяет также и центрально-нервную комaнду. ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении простой и быстрый метод оценки изменения жесткости мышцы. Более того, ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении мышцы может служить показателем функционального состояния нервно-мышечного аппарата, а соотношение ЭМЗ при произвольном и вызванном сокращениях показателем функционального состояния центральной нервной системы. ...

31 03 2024 3:53:15

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА Статья в формате PDF 129 KB...

29 03 2024 4:33:30

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...

26 03 2024 9:10:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::