МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Жиркова З.С. Статья в формате PDF 483 KB

В последние годы в систему образования прочно вошли не только понятие «менеджмент», но и «маркетинг». Маркетинг - это вид деятельности, который содействует расширению производства и торговли, выявлению запросов потребителей и удовлетворению этих запросов. Если говорить применительно к образовательному учреждению, то маркетинг - стимул непрерывного его развития. Образование как одна из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства является перспективной сферой для развития научных основ маркетинга, так как главной задачей маркетинга образования является удовлетворение потребностей, как личности, так и общества в целом.

В.Б. Банслова предлагает определение образовательной услуги, учитывающее следующие аспекты:

1) с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального хаpaктера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;

2) с позиции предприятия - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

3) с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества [1].

Таким образом, удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений.

Традиционными объектами маркетинга являются товары, услуги, а также в последние десятилетия идеи.

В широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом [4].

Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов [5].

Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и пpaктических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг - наименования, логотипы, товарные знаки и т.п. [4].

«Образовательные услуги и продукты», которые представляют собой комплекс объектов маркетинга в сфере образования, Образовательные услуги- это важнейший и наиболее специфический тип объектов маркетинга в образовании [2]. А.П. Егоршин подчеркивает, что маркетинг в образовании - это преимущественно маркетинг образовательных услуг [3].

Таким образом, маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей.

В рамках реализации предложенной нами модели управления маркетингом студенты по специальности «Менеджмент организации» Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова на производственной пpaктике провели исследование желаемой хаpaктеристики будущего контингента обучающихся ГОУ ПУ № 35 Томпонского района Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовали учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ Томпонского района.

Анкетирование было проведено на целевом сегменте с целью прогнозирования спроса на образовательные услуги, предлагаемые ГОУ ПУ № 35 потребителей и с целью определения комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе образовательных услуг.

Приведем выборочные результаты анкетирования.

Из диаграммы (рис. 1) видно, что большинство респондентов, а именно 53 % - учиться побуждает получение высшего образования. На втором месте, с небольшим отрывом 48 % - возможность хорошо заpaбатывать. 43 % - побуждает расширение кругозора, 35 % - максимальная реализация своих возможностей. А 15 % волнует получение уважения в обществе. И в последнюю очередь учащихся волнует просто получение диплома, влияние родителей, получение отсрочки от призыва в ряды РА и социальное обеспечение в образовательных учреждениях (соответственно 2, 3, 2 и 2 %).

Рис. 1

69 % учащихся собираются поступать в вуз. 13 % - будут поступать в ГОУ ПУ № 35. 12 % - не знают ответа на этот вопрос. 5 % - учащихся собираются учиться заочно и параллельно работать. 1 % - хотят работать.

Рис. 2

49 % респондентов ответили, что если не поступят в выбранное ими учебное заведение, то пойдут работать. И еще 49 % ответили, что поступили бы в ГОУ ПУ №35. 6 % - поступили бы в любое другое учебное заведение. 1 % - пошли бы служить в РА. 6 % - воздержались от ответа.

Рис. 3

48 % учащихся не знают ответа на этот вопрос. 35 % - при определенных обстоятельствах пошли бы учиться в ГОУ ПУ №35. 8 % - не пошли бы. 4,5 % - хотят учиться в ГОУ ПУ №35. Воздержались - 4,5 %.

Рис. 4

Рейтинг профессий: «Оператор ЭВМ» (37 %); «Продавец контролер-кассир» (25 %); «Слесарь по ремонту автомобиля. Водитель трaнcпортного средства категории «С»» (15 %); «Социальный работник» (10 %); «Сварщик ручной и дуговой сварки» (8 %); «Помощник воспитателя» (4 %); «Электромонтер по ремонту электросетей» и «Монтажник сан. технического оборудования» (по 2 %).

Были разработаны рекомендации по совершенствованию организации привлекательности образовательного учреждения.

Рис. 5

Список литературы

  1. Банслова В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб.: ИПК СПбГИЭА, 1999. - С. 8.
  2. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования: учебное пособие. - М.: Университетская книга. Логос, 2007. - 336 с.
  3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 624 с.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. - М.: Интерпpaкс, 1995. - 240 с.
  5. Панкрухин А.П. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога» // «Аlma mater». - 2003. - № 3.


АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...

21 04 2024 10:57:38

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ Статья в формате PDF 241 KB...

15 04 2024 9:44:15

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых Статья в формате PDF 124 KB...

03 04 2024 21:39:54

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

02 04 2024 20:38:45

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЕКТА САХАЛИН-1

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЕКТА САХАЛИН-1 Статья в формате PDF 256 KB...

18 03 2024 8:57:23

Маркетинг в деятельности многопрофильной больницы

Маркетинг в деятельности многопрофильной больницы Статья в формате PDF 117 KB...

15 03 2024 15:39:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::