ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ
Среди фундаментальных педагогических вопросов, требующих пристального внимания и изучения, актуальной остаётся проблема формализма в знаниях студентов. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение формализма: «соблюдение внешней формы в чём-нибудь. в ущерб существу дела» [1]. Таким образом, о какой бы сфере человеческой деятельности ни шла речь формализм, в данном понимании, явление, несомненно, негативное.
К сожалению, многим исследователям, рассматривающим психолого-педагогические аспекты в организации современных образовательных технологий, приходится констатировать тот факт, что «подмена действительного решения учебно-познавательных задач видимым совершается на всех этапах воспитания и обучения: при постановке цели, реализации путей их достижения, замере и оценке результатов» [2].
Выделим признаки формализма знаний студентов: знает материал, но не умеет пользоваться им; не может точно и ясно выражать свои мысли, если вопрос формулируется в нестандартном или непривычном виде; плохо аргументирует свои действия и полученные результаты; без посторонней помощи не может подвести итог проделанной работы; отсутствует творческое осмысление выполняемых заданий; не умеет прогнозировать исход задачи.
Причины преобладания формы над содержанием в рамках образовательного процесса можно разделить на три категории (по соотносимости с его составляющими):
1. Личностная ситуация. Способности и мотивации студента, знания, умения и навыки (ЗУН) приобретенные им в «довузовский период», а точнее, их неполноценность, в некоторых случаях - полное отсутствие.
2. Пpaктические условия формализации (процесса перехода неявных интеллектуальных активов в явные) знаний студентов, их соответствие требованиям современных стандартов (например, международный стандарт GLP (Good Laboratory Practice - «Качественная лабораторная пpaктика»), международные стандарты ЕЕ (Engineering Education - «Инженерное образование») и т.п. [3]).
3. Педагогические основания. Методики и техники, используемые преподавателем.
Если устранение причин первого типа возможно лишь на протяжении всего процесса формирования индивидуальности студента, начиная с дошкольного и школьного возраста, а изменение обстоятельств, относящихся ко второй категории, в основном зависит от внешних условий (принятия законопроектов, финансирования материальной базы вуза и др.), то выбор эффективных способов подачи материала и выявления, усвоенных студентами знаний - основная задача преподавателя, которую можно «решить здесь и сейчас».
В предложенной ситуации становится целесообразным разграничение форм организации учебного процесса и контроля знаний на основные и дополнительные. К базовым (или основным) формам относим лекции, пpaктические занятия, письменные контрольные срезы, устные экзамены и зачеты. Дополнительные - реферирование, конспектирование, тестирование (анкетирование), работа с компьютерными программами, являющимися средством обучения, но не предметом изучения. Продуманное разнообразие форм подачи учебного материала и методов контроля приобретенных ЗУН, их взаимодополняемость (но не взаимозаменяемость!) повышают эффективность образования, сводя к минимуму негативные процессы в общей формализации знаний.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд-во «Азбуковник», 1997. - С. 855-856.
2. Романцева Н. Ф. Экспериментальные задачи как средство преодоления формализма в знаниях студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000 - 196 с.
3. International Engineering Alliance [Электронный ресурс]: the official site. - URL: http:// www.washingtonaccord.org (дата обращения 10.12.2011).
Статья в формате PDF 129 KB...
26 04 2024 3:30:37
Статья в формате PDF 262 KB...
25 04 2024 5:53:18
Статья посвящена актуальной морфологической проблеме – формирование слизистой оболочки желудка человека, в раннем эмбриогенезе. Проведен анализ и обобщение научных данных в отечественной и зарубежной литературе о формировании слизистой оболочки желудка. Рассматривается вопрос о процессе формирования врожденных пороков развития желудка. ...
24 04 2024 9:51:29
Статья в формате PDF 138 KB...
23 04 2024 1:40:19
Статья в формате PDF 283 KB...
21 04 2024 3:11:46
Статья в формате PDF 244 KB...
18 04 2024 10:25:53
Статья в формате PDF 187 KB...
17 04 2024 18:51:54
Статья в формате PDF 126 KB...
15 04 2024 22:13:57
Рассмотрен вариант синхронного деления клеток. Предложены кинетические уравнения, описывающие рост, размножение и гибель микроорганизмов с учетом как естественной cмepтности, так и внутривидовой борьбы. Рассматривается квазистационарный метод решения уравнения для определения плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам. Предложен явный вид коэффициента диффузии в прострaнcтве масс. Получено аналитическое решение в квазистационарном приближении для плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам для случая, когда рост клетки пропорционален ее массе (объему). ...
14 04 2024 21:37:36
Статья в формате PDF 116 KB...
13 04 2024 6:15:19
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 12:35:44
Статья в формате PDF 114 KB...
10 04 2024 18:52:45
Статья в формате PDF 201 KB...
09 04 2024 8:54:25
Статья в формате PDF 476 KB...
08 04 2024 18:31:34
07 04 2024 1:58:21
Статья в формате PDF 117 KB...
06 04 2024 19:13:12
Статья в формате PDF 125 KB...
05 04 2024 14:47:28
Статья в формате PDF 141 KB...
04 04 2024 0:34:43
Статья в формате PDF 304 KB...
03 04 2024 10:12:58
Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...
02 04 2024 7:33:33
Статья в формате PDF 256 KB...
01 04 2024 19:36:42
В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при ХОБЛ. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза ХОБЛ. ...
31 03 2024 16:52:32
Статья в формате PDF 103 KB...
30 03 2024 19:29:10
Статья в формате PDF 172 KB...
28 03 2024 6:14:57
Статья в формате PDF 326 KB...
27 03 2024 20:51:31
Статья в формате PDF 125 KB...
26 03 2024 4:45:50
24 03 2024 19:20:18
Статья в формате PDF 100 KB...
21 03 2024 4:23:46
Статья в формате PDF 126 KB...
20 03 2024 6:56:44
Статья в формате PDF 210 KB...
19 03 2024 9:31:32
Статья в формате PDF 122 KB...
18 03 2024 4:34:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::