ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЙ КРИТЕРИЙ И ШКАЛА
Картина развития мира за последние сто лет показывает, что наряду с успехами имеют место также видимые и невидимые недостатки. Две мировые войны, глобальное потепление, нарушение экологического равновесия и гармонии между экономическим и духовным развитием, широкое распространение наркотиков и оружия массового уничтожения и т.п. свидетельствуют о наличии недостатков и погрешностей в развитии человечества. Все эти отступления от верного Пути свидетельствуют о том, что, старые методы оценки ценностей (в том числе знания) потеряли силу, и имеется потребность в новых методах оценки ценностей.
В данной работе предлагаются новые шкала и критерий оценивания знания. И в качестве модели предлагается взять стакан с жидкостью. Жидкость, находящаяся в стакане, предполагается что, является «жидкостью знаний». Прежде, чем описать новую шкалу, сначала необходимо разобраться в сущности старой системы оценки знаний. Отметим высоту заполненной части стакана Lз, пустой части Lп, а общую высоту стакана Lо. Очевидно, что общая высота стакана равна сумме заполненной и пустой частей:
Lо = Lз + Lп. (1)
Из этой простой формулы можно получить важные результаты.
1. Классическая шкала оценки знания. Если разделить обе части формулы (1) на Lо и соотношение Lз/Lп обозначить буквой а, тогда получится формула:
a = 1 - Lп/Lо. (2)
Здесь, а является отношением высоты заполненной части стакана к полную высоты Lо и ее можно назвать коэффициентом относительного заполнения, точнее, усвоения знаний. Как видно из формулы (2) значение этого коэффициента меняется в интервале (0-1). Отношение Lп/Lо хаpaктеризует неусвоенную часть знаний, то есть относительную нехватку знаний. Нетрудно понять, что коэффициент относительного усвоения (а) здесь выступает как критерий оценки знания. Так как,
а) когда, а = 1 то есть когда Lз = Lо учебный материал усвоен на 100 %;
б) когда, а = 0,5 материал усвоен на 50 %, то есть Lз = Lo/2 или Lз = Lп;
с) когда, а = 0, то есть когда Lп = Lо, учебный материал не усвоен и Lз = 0.
Например, если знания оцениваются по 100 балльной шкале и ученики набирают в среднем 100 баллов (или почти 100 баллов), это означает, что система образования безупречна (случай а). Если ученики набирают около 50 баллов, это значит, что система образования находится в среднем состоянии (б). Если ученики набирают баллы между 0 и 10, это означает, что система образования парализована (случай с).
В случае 5 балльной шкалы высота стакана Lо делится на пять равных частей и нумеруется целыми числами от одного до пяти. Те из обучающихся, которые освоили программу на 100 %, оцениваются на «5». Те, кто освоил программу на 60 % ,оцениваются на «3». Зависимость между дискретными оценками (баллами) и степенью усвоения создает шкалу оценивания. В данном случае эта зависимость линейна, и ее можно назвать линейной шкалой оценки знаний.
Следует отметить, что классическая шкала оценивания имеет большие недостатки. При высоких значениях а (0,8-1) разрешающая способность шкалы оценки знания индивидуумов очень низка. Необходимо более точная и объективная шкала оценивания.
2. Новая шкала оценки знаний. В отличие от классической шкалы оценивания, для новой шкалы в качестве критерия предлагается взять отношение Lз/Lп. В предыдущих ста-
тьях [1-2] это соотношение названо фактором качества и отмечено буквой К.
Если разделить обе стороны формулы (1) на Lз получим формулу:
Lо/Lз = 1 + 1/К.
Эту формулу можно переписать в виде:
Lз/Lо = 1:(1 + 1/К).
Поскольку отношением Lз/Lо является относительным усвоением - а, тогда последнюю формулу можно написать в виде:
а = 1:(1 + 1/К). (3)
Зависимость относительного усвоения а от фактора К является нелинейной. И эту зависимость можно использовать как новую шкалу оценки знаний.
Здесь К выступает как новый критерий оценки знаний, поскольку:
а) в случае, когда, К >> 1, Lз >> Lп, система образования безупречна.
б) в случае, когда, К = 1, Lз = Lп, система образования находится в среднем состоянии.
с) в случае, когда, К << 1, Lз << Lп, система образования отсутствует или она парализована.
Сущность новой шкалы состоит в том что, при приближении фактора качества К к бесконечности параметр а приближается к своему максимальную значению. Так как, коэффициент К меняется в интервале (0-∞), то для дифференциации знаний индивидуумов открываются большие возможности. Изменение значения К, в широком интервале, создает новые возможности для сравнения и оценивания умственных и интеллектуальных способностей индивидуумов. Например, если один из учеников ответил из 500 вопросов на 490 а другой на 499, то в классической шкале оценивания эта разница невелика равна 9, в новой шкале она достаточно велика и равна 450.
Ясно, что для интеллектуальных людей значение К велико. Нет сомнения, что в среднем значение К для профессора больше, чем для доцента. По-видимому, из земных разумных существ самым высоким К обладают пророки, потому, что принимаемые ими решения имеют силу на протяжении тысячелетий.
В заключение можно считать, что очевидное преимущество нелинейной шкалы над линейной создает необходимое условие для замены парадигмы педагогики используя в качестве критерия оценки фактор К. Нелинейная шкала обладает огромным потенциалом для объективной оценки различного рода ценности, т.е. определения истины. Среди многочисленных равно достойных, она позволяет объективно избирать самого достойного в случае таких умственных и интеллектуальных избирательных процедур как избрание на высокую должность, присвоение званий, ученых степеней, присуждение премий и т.п.
Список литературы
- Аскеров Ш.Г. Оценки знаний: поиск рационального варианта // Народное образование». - 2004. - № 1. - С. 141.
- Аскеров Ш.Г. Философские основы оценки знаний // Актуальные проблемы психологического знания. - 2010. - №3. - С. 47-51.
С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...
26 04 2024 14:27:27
Статья в формате PDF 111 KB...
25 04 2024 12:49:52
Статья в формате PDF 250 KB...
22 04 2024 0:59:36
Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...
21 04 2024 2:55:41
Статья в формате PDF 125 KB...
20 04 2024 12:10:43
Проведен анализ поведения 380-летних изменений солнечной активности, температуры, осадков, солнечной радиации, штормистости и СО2. Обнаружена тенденция совпадения всех процессов на ветви роста 400-летних изменений. Показано, что основным фактором климатических изменений на Земле является солнечная активность. Для дальнейших сценариев существования человечества в обозримой перспективе, уже не так важно, что лежит в основе глобального повышения температуры, CO2, осадков … Теперь важно искать пути, как снизить риски глобальных климатических изменений на природу, биосферу и экономику. Важно также оценить факторы положительные экономического развития мирового сообщества в целом и России, в частности, вызванные этими изменениями. Показано, что своевременное отслеживание и прогнозирование изменения активности Солнца и вызванных ею земных явлений позволяют снижать экономические риски и выpaбатывать оптимальную стратегию для предотвращения природных катастроф. ...
19 04 2024 12:28:30
На основании изучения особенностей трудовой деятельности железнодорожников, учитывая современные принципы оптимального питания, были сформулированы основные требования к ассортименту продуктов лечебно-профилактического питания работников железнодорожных профессий. Даны рекомендации по организации рационального питания. Изучены требования к ассортименту при приготовлении мяса, мясопродуктов, птицы, рыбы, а так же молочных продуктов, круп мучных изделий, хлеба, овощей и фруктов. Представлена информация по пищевой ценности овощей и фруктов и классификация жиров. ...
15 04 2024 18:55:34
Статья в формате PDF 193 KB...
13 04 2024 8:19:15
Статья в формате PDF 120 KB...
12 04 2024 22:32:40
Статья в формате PDF 255 KB...
11 04 2024 18:20:29
Статья в формате PDF 120 KB...
10 04 2024 14:30:52
Статья в формате PDF 128 KB...
09 04 2024 14:32:52
Статья в формате PDF 255 KB...
08 04 2024 19:44:46
Статья в формате PDF 125 KB...
03 04 2024 8:38:51
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
02 04 2024 9:19:53
Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...
31 03 2024 12:36:55
Статья в формате PDF 123 KB...
30 03 2024 11:37:50
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 3:24:40
Статья в формате PDF 139 KB...
28 03 2024 1:43:20
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 7:39:48
26 03 2024 20:57:21
Статья в формате PDF 105 KB...
24 03 2024 2:44:21
Статья в формате PDF 119 KB...
23 03 2024 23:26:11
Статья в формате PDF 269 KB...
22 03 2024 18:40:43
21 03 2024 13:59:50
Статья в формате PDF 126 KB...
20 03 2024 14:33:38
Статья в формате PDF 205 KB...
19 03 2024 5:15:40
Статья в формате PDF 228 KB...
18 03 2024 22:16:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::