К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ
В ходе исследования мы работали с текстами, являющимися графическим изображением разговорной речи, записанной на магнитную ленту. Несмотря на то, что информантам было известно об эксперименте, мы считаем записанную речь не подготовленной, а спонтанной, т.к. информанты не знали, когда и в какой ситуации будет производиться запись. При изучении материала мы использовали тексты, отображающие речь преподавателей-филологов с целью исключения случаев повтора, связанных с бедностью словарного запаса, также мы не брали во внимание повторы, связанные с дефектами речи.
В связи с отсутствием дефиниции повтора мы считаем повтором фономорфологические и лексические явления, проявляющиеся в удвоении звукового комплекса, морфемной части или всего слова. В итоге мы выделили 61 случай повтора и определили их функции, исходя из которых, мы выделили следующие группы:
- повторы, используемые для уточнения или конкретизации информации;
- повторы, используемые для эмоционального усиления;
- повторы, встречающиеся при вспоминании;
- повторы, используемые при согласии;
- повторы, используемые при переспросе;
- повторы, встречающиеся при неуверенности.
В 27,9% рассмотренных случаев повторы используются для уточнения или конкретизации информации. Нужно заметить, что в таких случаях, как «Ну вот / во втором...во вторых было два поэтических вопроса//» или «Ну и вот и би...преподаватель биологии//» в процессе развертывания речи меняется структура предложения. Мы считаем, что это обусловлено подбором наиболее подходящей формы выражения мысли для усиления информативности.
Говоря о функции эмоционального усиления (26,6%), можно выделить следующие подгруппы:
- убеждение: «Были же у Вали! Бы-ы-ли! Были!//»;
- подчеркивание: «А теперь / теперь-то можем неделю//Когда песочек кладем / можем и неделю не чистить клеточку//»;
- выражение восхищения: «Он читал Пушкина / он читал Маяковского / он читал Пастернака//Он удивительно читал//».
В 21,3% случаев повтор используется при вспоминании, причем мы выявили следующую закономерность. Вспоминание события чаще всего выражается повтором первого слова фразы: «А она...она была в комaндировке//», а вспоминание слова - повтором первой части слова: «Они там танцевали вот этот вот / Пат / Паташон//». Рассматривая случаи вспоминания, в особенности названий чего-либо, мы наблюдаем паузу хезитации: «Он работает вообще-то по-моему в институте э...как это называл...э...называется в Москве / театра / музыки//».
Реже встречаются повторы с такими функциями, как согласие (11,5%): « - Можно взять с собой//- Да//Можно-можно / можно//» и переспрос (8,2%): « - Слушай / Маша в гости к вам собирается//- Что-что//». Следует отметить, что, как правило, повторы в данных случаях неразнообразны и типичны.
При изучении случаев повторов было замечено, что в некоторых случаях (4,9%) повторы используются при неуверенности: « - Я сейчас читаю какой-то итальянский роман / Пратолини//- Пратолини / это же со...современный//».
При анализе выделенных нами функций мы выявили еще один аспект повтора. Дело в том, что в зависимости от функции повтор используется с разной степенью осознанности. Например, степень осознанности при эмоциональном усилении больше, чем при конкретизации или уточнении материала, в то время как повторы при переспросе можно считать спонтанными.
На данном этапе исследования мы также изучали структуру повторов и выделили следующие группы:
- фонетический повтор: «О специфике / т...театрального общения//»;
- морфемный повтор: «Мы говорили не про фильм / я чит... / вы читали//»;
- лексический повтор: «Да так уж//Прихитрялись всякими способами / всякими способами//».
В ходе исследования мы выявили, что использование повтора в речи зависит от генторного фактора. Большинство рассмотренных случаев повторов, используемых для эмоционального усиления, при согласии, переспросе и неуверенности, встречаются в женской речи. Нередко можно наблюдать акцентировку через фактор квантитативности: « - Элк! / ты знаешь / я тебя тысячу лет не видела//- Тысячу!//- А сколько ты...сколько...//».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что повтор является многоаспектным феноменом, требующим дальнейшего изучения, и, прежде всего, в лингвистическом, психолингвистическом и социолингвистическом аспектах.
Рассматривая данное явление с антропоцентрической точки зрения, возможно определить границы повтора через его понимание носителями языка. В дальнейшем мы планируем изучить, как воспринимают повторы носители языка, что они считают повтором, а что нет, и, исходя из полученных результатов, обозначить границы данного феномена и дать научное определение понятию «повтор».
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Секция молодых ученых, студентов и специалистов», Тунис, 12-19 июня 2005 г. Поступила в редакцию 27.04.2005 г.Статья в формате PDF 832 KB...
24 04 2024 8:12:25
Процессы разрушения твердой среды рассматриваются в связи с формированием и действием сейсмического излучения. Основой анализа является представление о сейсмическом излучении как о передаче в твердой среде механического импульса. ...
23 04 2024 18:59:45
Статья в формате PDF 124 KB...
22 04 2024 8:36:32
Статья в формате PDF 110 KB...
21 04 2024 11:27:41
Статья в формате PDF 273 KB...
19 04 2024 15:32:19
Методом Н+ЯМР-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...
18 04 2024 20:19:36
Статья в формате PDF 116 KB...
17 04 2024 21:46:41
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 9:18:33
Статья в формате PDF 300 KB...
13 04 2024 14:22:25
Статья в формате PDF 117 KB...
11 04 2024 17:19:24
Статья в формате PDF 120 KB...
10 04 2024 18:44:12
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 20:51:25
Статья в формате PDF 105 KB...
07 04 2024 7:50:20
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
06 04 2024 4:12:41
05 04 2024 8:49:10
Статья в формате PDF 123 KB...
04 04 2024 2:51:51
Статья в формате PDF 105 KB...
03 04 2024 12:33:40
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 12:55:40
Статья в формате PDF 120 KB...
31 03 2024 20:53:38
Статья в формате PDF 133 KB...
30 03 2024 16:38:50
В работе изучены социально-гигиенические условия труда и быта военнослужащих региона Средней Волги, оценена информативность и значимость каждого из них в развитии ишемической болезни сердца. ...
29 03 2024 6:23:47
Статья в формате PDF 118 KB...
28 03 2024 16:52:11
Статья в формате PDF 112 KB...
27 03 2024 23:27:14
Статья в формате PDF 148 KB...
26 03 2024 18:40:17
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...
25 03 2024 4:23:18
Статья в формате PDF 125 KB...
24 03 2024 2:41:53
Статья в формате PDF 257 KB...
23 03 2024 13:56:38
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 5:49:54
Снижение массы тела с помощью диеты и физических нагрузок способно уменьшить проявления, а в ряде случаев, полностью восстановить обменные нарушения при метаболическом синдроме (МС). Диета у больных с МС должна иметь низкую энергетическую ценность. Ограничивается употрeбление холестерина (ХС), поваренной соли и рафинированных углеводов. Рекомендуются продукты богатые антиоксидантами, минералами, растительной клечаткой. Пациент ориентируется на повышенное употрeбление фруктов, овощей, кисломолочных продуктов, морской рыбы и морепродуктов. Наилучшие результаты у больных МС достигаются при сочетании рациональной диеты с индивидуально подобранными динамическими нагрузками. Через некоторое время снижается артериальное давление, уменьшается уровень ХС, триглицеридов и глюкозы, минимизируя риск сосудистых осложнений. Позитивное влияние диеты и физических тренировок сохраняется, пока больной не прекращает занятий. Все пациенты с МС должны быть настроены на пожизненное использование упражнений на фоне рационального питания. ...
21 03 2024 13:47:35
Боль является одним из самых распространенных симптомов, встречающихся в медицинской пpaктике. Было изучено влияние фототерапии на интенсивность боли при невропатиях тройничного нерва травматического происхождения. Для лечения использовались фотонные матрицы Коробова «Барва -флекс/КИК» в сочетании с магнитной матрицей «Барва-флекс/МАГ». Ежедневно интенсивность боли оценивалась по визуальной аналоговой шкале боли. Фототерапия оказывает положительное влияние в виде сокращения интенсивности и длительности болевого синдрома. ...
20 03 2024 8:17:58
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 2:50:23
Статья в формате PDF 240 KB...
18 03 2024 7:35:53
Статья в формате PDF 349 KB...
17 03 2024 15:25:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::