ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРЕПАРАТА ФЭТИЛ НА РОСТ И ГОРМОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОРОСТКОВ ПШЕНИЦЫ
Известно, что, пpaктический интерес, в первую очередь, вызывают регуляторы роста, обладающие не только ростстимулирующим, но широким спектром защитного действия на культурные растения. Однако, рост, как интегральный показатель физиологического состояния растений, служит критерием благоприятности тех или иных воздействий.
Основываясь на этом, нами первоначально была проведена работа по отбору оптимальных в стимуляции роста растений пшеницы концентраций Фэтила при полусухом способе обработки семян, согласно технологическим рекомендациям. Данные, приведенные на рисунке 1, выявили наибольший ростстимулирующий эффект препарата при его использовании в концентрации 0.05%. Об эффекте судили по линейным размерам проростков и их массе. Нужно отметить, что эта концентрация вполне сопоставима с дозами при использовании других регуляторов роста.
Рисунок 1. Влияние полусухой предпосевной обработки семян Фэтилом в концентрациях 0.001%, 0.01%, 0.05%, 0.1% путем встряхивания в течение 4 мин в дозе 1 мл/100 г семян на длину корней и побегов проростков пшеницы (а) и их сухую массу (б). Контрольные растения (К) обpaбатывали водой.
Обращает на себя внимание факт преимущественной стимуляции под влиянием Фэтила роста корней проростков, являющимся важным физиологическим фактором для развития растений пшеницы, на что указывает уменьшение коэффициента отношения побег/корень: у 6-сут проростков, например, по линейным показателям, в контроле он составил 1.35, а в опыте - 1.16.
Важный вклад в увеличение линейных размеров корней предобработанных Фэтилом проростков, вероятно, вносит активация под влиянием обработки препаратом митотической активности клеток кончиков корней, наблюдаемая на протяжении всего опыта (рисунок 2). Таким образом, данные об усилении интенсивности деления клеток корней, линейных размеров корней и побегов, а также их сырой и сухой массы и в целом проростков указывают на то, что при полусухом предпосевном способе обработки 0.05 % Фэтил оказывает четко выраженный ростстимулирующий эффект на растения.
Рисунок 2. Динамика митотической активности клеток апикальной меристемы корней предобработанных и необработанных 0.05%-ным Фэтилом проростков пшеницы.
В связи с тем, что рост растений находится под контролем гормональной системы растений, можно было ожидать, что выявленный нами эффект Фэтила на ростовые процессы проростков пшеницы обусловлен его влиянием на их гормональный статус.
Действительно, предпосевная обработка семян вызывала сдвиги в балансе фитогормонов, связанные со значительным транзитным возрастанием уровня гормонов цитокининовой природы с максимумом, приходящимся на 3 сутки (рисунок 3).
Рисунок 3. Влияние предпосевной полусухой обработки семян 0.05% Фэтилом на динамику содержания ИУК, цитокининов (ЦК) и АБК в проростках пшеницы в ходе прорастания.
Важно подчеркнуть, что цитокинины хаpaктеризуются широким спектром физиологического действия, который включает в себя ярко выраженный эффект по стимуляции роста клеток растений делением и растяжением, в основе которого лежит активация под их влиянием метаболических процессов. Таким образом, ростстимулирующее действие Фэтила может быть обусловлено индукцией под его влиянием накопления цитокининов.
В связи с этим важно отметить, что обработка растений цитокининами или препаратами цитокининовой природы способствует повышению их устойчивости к стрессовым факторам. Эти сведения дают основание предполагать способность препарата Фэтил оказывать при предпосевной обработке семян предадаптирующий на проростки эффект к возможным впоследствии стрессовым ситуациям, опосредуемый через его влияние на значительное увеличение концентрации гормонов цитокининовой природы.Статья в формате PDF 107 KB...
18 04 2024 18:33:41
Статья в формате PDF 286 KB...
17 04 2024 23:49:23
16 04 2024 4:49:31
Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...
15 04 2024 12:58:35
В работе рассмотрены 2 класса водной растительности. Представлен продромус, изучено биоразнообразие сообществ в городских озерах. Для оценки загрязнения водоемов использовалась система сапробности. ...
14 04 2024 0:11:47
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2024 5:32:18
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
11 04 2024 23:30:38
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 9:21:19
Статья в формате PDF 112 KB...
09 04 2024 17:20:31
Статья в формате PDF 116 KB...
07 04 2024 16:45:44
06 04 2024 14:47:36
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 19:49:37
04 04 2024 19:34:15
Статья в формате PDF 167 KB...
02 04 2024 5:25:22
Статья в формате PDF 109 KB...
01 04 2024 7:47:50
Статья в формате PDF 112 KB...
31 03 2024 22:59:49
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 21:11:39
Статья в формате PDF 107 KB...
27 03 2024 18:39:27
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 1:49:56
Статья в формате PDF 133 KB...
25 03 2024 0:44:13
Статья в формате PDF 221 KB...
24 03 2024 12:40:50
Статья в формате PDF 133 KB...
22 03 2024 16:26:15
Статья в формате PDF 111 KB...
18 03 2024 11:27:41
Статья в формате PDF 125 KB...
17 03 2024 20:22:14
Статья в формате PDF 126 KB...
15 03 2024 22:10:59
Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны. ...
14 03 2024 13:58:46
Статья в формате PDF 118 KB...
12 03 2024 10:59:24
Статья в формате PDF 153 KB...
11 03 2024 4:30:17
Статья в формате PDF 104 KB...
10 03 2024 3:41:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::