АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Самарская Ю.В. Статья в формате PDF 121 KB Реализация региональной финансовой политики в федеративных государствах представляет собой на порядок более сложную задачу, чем в унитарном государстве. В общем случае появляется еще один равноправный уровень принятия решения, что требует дополнительных согласований, достижения компромиссов.

Проанализируем ситуацию в трех странах Западной Европы - Германии, Франции и Великобритании. Все они достаточно репрезентативны, кроме того, Франция - это классическая унитарная страна, ФРГ - классическое федеративное государство, а Великобритания занимает промежуточное положение. Именно конкретные детали представляют особый пpaктический интерес для "юной" российской региональной финансовой политики, которая нуждается в законодательном, институциональном и финансовом оформлении. Многое для этого может быть почерпнуто из опыта указанных трёх стран.

Франция

Начало региональной политики во Франции было положено книгой Гравье "Париж и французская пустыня", опубликованной в 1947 году. В книге утверждалось, что чрезмерный рост Парижа стал причиной стагнации остальной Франции. Именно для решения проблемы Парижа в 1950 году в рамках Министерства реконструкции и урбанизма создается департамент, ответственный за региональную политику.

Парламент Франции, в свою очередь, выделил строчку в бюд­жете под региональную политику. В 1950-х проблему Парижа пытались решить с помощью субсидирования фирм, решивших отказаться от размещения в Париже и выбравших местом резиденции другие районы. В 1956 году политика изменилась. Теперь компании должны были получать разрешение на размещение в Париже, а парижские фирмы - разрешение в случае желания расширить свою деятельность в столице.

В 1963 году создается агентство DATAR, ответственное за региональную финансовую политику. При нем был Специальный фонд для планирования регионального развития, главной целью которого являлось финансирование инфраструктурных проектов, необходимых для успешной реали­зации региональных программ, финансирование которых не было закреплено в бюджетах других ведомств. В результате осуществления региональной политики миграция в Париж была приостановлена.

В девяностые годы в целях региональной финансовой политики различались три категории проблемных регионов: области регионального развития, приоритeтные сельские зоны развития, "хрупкие" зоны развития. Наиболее проблемными являются регионы, составляющие первую категорию. Основными инструментами политики являются "гранты региональной политики" и "локальная деловая неналоговая концессия для регионального развития ".

В 1999 году во Франции принимается закон "О политике регионального развития". Закон содержит принципиально новый подход к региональной политике: укрепление внутренних факторов экономического роста, дифференцированных в зависимости от реги­она и основанные на местной инициативе и участии. В дальнейшем региональная политика должна отходить от прямой финансовой поддержки и основываться на грантовом финансировании стратегий и программ, реализуемых местными властями. Новый закон воспринял полицентричный сетевой подход: города - "моторы" развития соответствующих областей. Поэтому надо концент­рироваться на развитии городов, связей между городами и городами-­сателлитами. Кроме того, в законе акцентировался принцип взаимо­дополняемости и симбиоза между городскими и сельскими рай­онами. В рамках кластерного подхода во Франции был реализован пилотный проект поддержки локальных промышленных сетей.

ФРГ

Как уже отмечалось, международная пpaктика показывает, что наполнение региональной политики в унитарных и федеративных государствах разное. В странах с унитарной формой террито­риального устройства центры принятия решений в отношении региональной политики концентрируются на национальном уровне управления. В федерациях она проводится и на уровне региона.

В ФРГ большинство функций экономического развития, включая бюджетно-налоговый механизм, закреплены за землями. Так, последними очень часто используются так называемые "общие задачи", предлагая финансовые гранты в рамках федеральных правил, критериев выбора победителей и правил доступа к конкурсу.

По конституции ФРГ региональная политика входит в компе­тенцию земель. Метод общих задач возник в 60-годы, когда недостаток координации в осуществлении региональной политики был осознан как острая проблема. "Общие задачи" используют прозрачные и объективные критерии определения проблемных зон регионального развития и распределения ресурсов. В то же время, общие правила игры, установленные в нормативном акте этого типа, в силу своего единообразия защищают интересы депрессивных регионов и препятствуют межрегиональной конкуренции. В силу этого "общие задачи" подчас становятся объектом критики высокоразвитых, "богатых" земель.

 После объединения ФРГ была запущена программа "Подъем Востока ", в рамках которой восточные земли получали ежегодно около 6,6 млрд. нем. марок для содействия развитию производства и занятости. Половина этих средств передается непосредственно в распоряжение местных органов власти. Предоставление помощи требует собственного участия (10%) получающей стороны. Не­мецкие специалисты признают, что, несмотря на недостатки целевых отчислений, они остаются незаменимым инструментом ликвидации экономических диспропорций, существующих в восточногер­манских землях.

Региональная политика в отношении новых земель состоит из шести блоков: 1)налоговый - включает в себя налоговые льготы и льготную амортизационную политику (­до 20% от размера инвестиций); 2)поддержка в рамках существующих "Общих задач" - она предусматривает предоставление грантов коммерческим предприятиям (до 23% от размера инвестиций в предприятия, расположенные в новых землях); 3)кредитные программы; 4)программы в области охраны окружающей среды; 5)развитие инноваций; 6)развитие торговли.

В отношении других земель инструментом прямой федеральной политики поддержки в ФРГ является инвестиционный грант. Размеры помощи западным землям меньше, механизмы предоставления помощи одинаковы.

Одной из причин неэффективности региональной политики развития восточных земель явилась неспособность органов местного самоуправления восточных земель умело распорядиться поступающими ресурсами.

Великобритания

В 1980-х годах наиболее острой проблемой в Великобритании была проблема различий между севером и югом. Однако, в послед­нее время, проблемный узел стал менее различимым. Хотя проблема севера и юга остается на повестке дня, диспропорции в уровне безработицы и доходах сильнее между муниципалитетами в одном и том же регионе, чем между регионами.

Обоснование региональной политики незначительно изме­нилось с 1983 года, когда увидела свет Белая книга "Региональное индустриальное развитие". Подход состоит в том, что различия имеют не экономическую, а социальную природу, а главной целью провозглашалось ликвидация региональных различий в занятости населения. Поддержка предоставлялась для стиму­лирования перераспределения экономической активности и поощрения регионов с устаревающими отраслями промышленности реструктурировать её и открыть предприятия новых отраслей. В последние годы приоритет отдается не стимулированию развития кризисных территорий, а достижению устойчивого развития всей территории страны.

Основным инструментом при проведении региональной политики является так называемая "выборочная региональная поддержка". Как правило, она предоставляется в виде инвестиционного гранта. Нуждающиеся регионы поделены в Вели­кобритании на две категории - регионы развития (наиболее проблемные регионы) и проблемные регионы, для того, что бы помощь использовалась более эффективно. В определении степени проблемности исходят из различных показа­телей, связанных с безработицей и занятостью: текущий уровень безработицы, превышение уровня безработицы в данном регионе над средним по стране уровнем, вероятный будущий спрос на труд.

Принятая в 2001 году Белая книга "О предприятиях, технологиях и инновациях" установила повестку дня региональной политики на следующие пятилетие. Белая книга основывалась на принципиально новой стратегии региональной политики: 1)основной посылкой региональной политики, должна стать необходимость обеспечения экономического роста во всех регионах; 2)стимулирование роста должно генерироваться не сверху, а внутри региона; 3)провозглашалась необходимость замены подхода, основанного на стимулировании (финансовом или налоговом) программами помощи локальным деловым сообществам, границы которых могли не совпадать с границами регионов; 4)региональная политика должна быть сориентирована на стимулирование высокотехнологичного сектора экономики. Связки "университет - корпорация" должны стать центральным элементом создаваемых региональных кластеров развития.



ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КООРДИНАТЫ КОРЕШКА ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИМ ВЕРХНЕГО КРАЯ ПИРАМИДЫ ВИСОЧНОЙ КОСТИ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КООРДИНАТЫ КОРЕШКА ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИМ ВЕРХНЕГО КРАЯ ПИРАМИДЫ ВИСОЧНОЙ КОСТИ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА Авторы, используя стереокраниобазиометр собственной конструкции, на 248 объектах установили, что точка пересечения верхнего края пирамиды височной кости корешком тройничного нерва занимает преимущественно заднее, латеральное и высокое положение при брахицефалии и брахибазилии, а при долихоцефалии и долихобазилии – переднее, медиальное и низкое положение. Большим абсолютным размерам черепа соответствует высокое, заднее и латеральное положение данной точки, а малым абсолютным размерам черепа – ее низкое, переднее и медиальное положение. Наибольшая степень корреляции имеет место с индексом треугольника с вершинами в передних точках наружных слуховых проходов и в глабелле. Полученные данные могут быть использованы при изучении закономерностей морфогенеза черепа человека, а также при планировании операций чрезкожной радикотомии. ...

22 04 2024 7:39:24

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОСЕРВИСА Статья в формате PDF 129 KB...

19 04 2024 21:39:57

ОЦЕНКА АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ НИКОТРИРОВАННОЙ СТАЛИ 25Х3М3НБЦА

ОЦЕНКА АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ НИКОТРИРОВАННОЙ СТАЛИ 25Х3М3НБЦА Приведены результаты исследования влияния технологических факторов, таких как температура, время, продолжительность насыщения, а также состав смеси насыщения на антифрикционные свойства стали. ...

16 04 2024 21:16:15

РОЛЬ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЦНС В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕК В ОРГАНИЗМЕ

РОЛЬ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЦНС В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕК В ОРГАНИЗМЕ Адаптация организма к гипоксии существенно повышает возможности животных сохранять функциональный статус в гипоксических условиях. Исследования метаболизма моноаминов в разных отделах мозга выявили функционально зависимый хаpaктер сдвигов. При этом уровень активности моноаминергических систем может быть фактором, лимитирующим реализацию адаптивных возможностей организма. ...

11 04 2024 5:44:34

МИОРЕЛАКСАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

МИОРЕЛАКСАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Статья в формате PDF 122 KB...

10 04 2024 2:47:16

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА Статья в формате PDF 109 KB...

07 04 2024 23:17:52

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...

29 03 2024 4:37:39

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::