ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ? > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ?

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ?

Сухарев А.Е. Ермолаева Т.Н. Беда Н.А. Статья в формате PDF 114 KB

По данным СМИ и Интернета, со ссылками на официальную статистику и отдельные сообщения, в РФ имеет место феномен отказа родителей от собственных детей, начиная с роддома и позднее. К настоящему времени в стране количество брошенных детей составляет более одного миллиона человек.

Проводя психосоматические исследования женщин репродуктивного возраста с мастопатией, мы также обратили внимание на факты отказов от детей в анамнезе у некоторых наших пациенток или их знакомых и родственников: от прерывания беременности в поздние сроки не по медицинским показаниям (фактически - убийства развивающегося плода) до отказов в роддоме и позже.

Исходя из этого, мы включили в программу нашего научного проекта психологическое исследование женщин и мужчин репродуктивного возраста на предмет их отношения к известным из разных источников фактам отказов от детей, а также для выявления их собственных потенциальных мотиваций к возможности такого отказа в какой-либо ситуации.

С этой целью нами изучена статистика фактов отказов от детей в городском клиническом роддоме г. Астpaxaни за последние 5 лет и проведен анализ ответов на составленную анкету со специальным перечнем вопросов. Анкетирование провели среди нескольких репрезентативных групп лиц в возрасте 17 - 59 лет. Всего обследовано 280 человек: 243 женщины и 37 мужчин:

1 группа - 54 пациентки отделения патологии беременных МУЗ ГКРД г. Астpaxaни, возраст 21 - 36 лет (все городские жители, русских 47, мусульманок -7).

2 группа - студенты 2 курса Астpaxaнской государственной медицинской академии: женщин 27, из них русских 6, мусульманок 21, мужчин 17, из них русских 2, мусульман - 15 (почти все сельские жители);

3 группа - студенты 2 курса Российского государственного медицинского университета
(г. Москва): женщин 19, (все жители мегаполиса, русские); мужчин 10 (1 буддист, 1- еврей - мусульманин, 1 - из Нигерии, христианин);

4 группа - студенты 2 курса психолого-педагогического факультета Астpaxaнского государственного университета очного отделения: женщин 64 (половина сельских жителей), из них русских - 48, мусульманок - 16, мужчин 5, из них 3 русских, 2 - мусульмане; возраст студентов 1 - 3 групп 17 - 22 года;

5 группа - студенты 2 курса этого же факультета, но заочного отделения: женщин 37, из них русских -34, мусульманок - 3, мужчин 5, из них 4 русских, 1 мусульманин (городских - 34, сельских 8); возраст 20 - 41 год;

6 группа - сельские жители: села И. (Астpaxaнская область) - 12 женщин (русские, возраст 31 - 59 лет), села Б. (Казахстан) - 30 женщин (все мусульманки, возраст 31 - 55 лет).

Полученные результаты

Согласно отчетам городского клинического роддома г. Астpaxaни, от новорожденных детей отказались в 2002 г. 15 матерей, в 2003 - 38, в 2004 - 32, в 2005 - 42, в 2006 - 49, а в 2007г. - 27. В 2008 г. за 8 месяцев бросили младенцев 16 «кукушек». Однако к концу года число брошенных детей составило 36 человек. Таким образом, в этом явлении, достигшем пика к 2006 г. в Астpaxaни, как бы наметилась тенденция к снижению после 2006 г. с четырех до двух отказов от детей в месяц к сентябрю, но затем вновь число отказов выросло и совпало с объявлением всемирного экономического кризиса. Врачи роддома объясняют эту слабую тенденцию к снижению результатом изменения идеологии и политики государства в последние годы по проблеме демографии, в частности - введением материального стимулирования молодых матерей (родовые сертификаты).

Анкетирование пациенток отделения патологии беременных этого роддома выявило потенциальную готовность оставить ребенка по заболеванию или инвалидности в роддоме у более трети беременных женщин из числа пациенток родильного дома, готовящихся стать матерями.

Результаты исследования психологических подходов в оценке причин отказов от детей в зависимости от пола, возраста, социальных и религиозно-этнических отличий:

Негативная оценка этого явления, содержится в ответах, соответственно, у 97,3% женщин и 56,2% мужчин. Затруднились ответить по поводу оценки, соответственно 11,8% и 12,5%, как «вынужденную необходимость» при отказе от детей признают, соответственно, 6,4% и 9,4%, «безразличны», соответственно, 0 и 6,3% и относятся «с пониманием», соответственно, 0,9% студенток и 15,6% студентов.

В числе причин отказа от детей, известных респондентам, социально-экономические составляют около 70%, а такие, как «нарушение психики матери», «тяжелая болезнь ребенка» и «ребенок-инвалид» - до 37%.

Однако, наряду с этим, несмотря на почти единодушное осуждение «чужих» фактов отказов от детей в женских анкетах, в противоположность мужским, на вопрос, предполагающий личное отношение к фактам отказа от детей - «какие причины могут быть уважительными?», лишь 44,5% дeвyшек ответили, что «нет оправдания». Из числа студентов-юношей такой ответ дали 53,1%.

Менее романтично и более прагматично к будущему бpaку настроены молодые студентки очного обучения - жители города, по сравнению со студентками - сельскими жителями, а также - студенты-медики, по сравнению со студентами-психологами. С увеличением возраста и опыта замужества, доля более прагматичных и «толерантных» ответов возрастает, а «романтических» и «эмоциональных» - уменьшается.

Религиозно-этнические факторы не имеют значительного влияния на «оправдательную» оценку в ответах респондентов, в отличие от пoлoвых, возрастных и социально-экономических.

Итак, психологические исследования женщин и мужчин репродуктивного возраста выявили высокий процент латентных мотиваций (до 52%) к возможному отказу от детей, среди которых первые места занимают социально-экономические причины, а также - тяжелая болезнь и инвалидность ребенка. Полученные данные являются тревожными, требуют продолжения исследований в этом направлении с целью пересмотра программ воспитания и уклада жизни подрастающего поколения.

(Научный проект № 07-06-00617а поддержан грантом РГНФ)



УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

25 04 2024 15:17:49

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

12 04 2024 15:37:55

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...

06 04 2024 5:39:40

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз Статья в формате PDF 122 KB...

03 04 2024 21:12:42

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННЫХ ФОРМАХ РОЖИ

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННЫХ ФОРМАХ РОЖИ Статья в формате PDF 123 KB...

31 03 2024 12:23:25

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3 Статья в формате PDF 121 KB...

22 03 2024 12:56:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::