ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ?
По данным СМИ и Интернета, со ссылками на официальную статистику и отдельные сообщения, в РФ имеет место феномен отказа родителей от собственных детей, начиная с роддома и позднее. К настоящему времени в стране количество брошенных детей составляет более одного миллиона человек.
Проводя психосоматические исследования женщин репродуктивного возраста с мастопатией, мы также обратили внимание на факты отказов от детей в анамнезе у некоторых наших пациенток или их знакомых и родственников: от прерывания беременности в поздние сроки не по медицинским показаниям (фактически - убийства развивающегося плода) до отказов в роддоме и позже.
Исходя из этого, мы включили в программу нашего научного проекта психологическое исследование женщин и мужчин репродуктивного возраста на предмет их отношения к известным из разных источников фактам отказов от детей, а также для выявления их собственных потенциальных мотиваций к возможности такого отказа в какой-либо ситуации.
С этой целью нами изучена статистика фактов отказов от детей в городском клиническом роддоме г. Астpaxaни за последние 5 лет и проведен анализ ответов на составленную анкету со специальным перечнем вопросов. Анкетирование провели среди нескольких репрезентативных групп лиц в возрасте 17 - 59 лет. Всего обследовано 280 человек: 243 женщины и 37 мужчин:
1 группа - 54 пациентки отделения патологии беременных МУЗ ГКРД г. Астpaxaни, возраст 21 - 36 лет (все городские жители, русских 47, мусульманок -7).
2 группа - студенты 2 курса Астpaxaнской государственной медицинской академии: женщин 27, из них русских 6, мусульманок 21, мужчин 17, из них русских 2, мусульман - 15 (почти все сельские жители);
3 группа - студенты 2 курса Российского государственного медицинского университета
(г. Москва): женщин 19, (все жители мегаполиса, русские); мужчин 10 (1 буддист, 1- еврей - мусульманин, 1 - из Нигерии, христианин);
4 группа - студенты 2 курса психолого-педагогического факультета Астpaxaнского государственного университета очного отделения: женщин 64 (половина сельских жителей), из них русских - 48, мусульманок - 16, мужчин 5, из них 3 русских, 2 - мусульмане; возраст студентов 1 - 3 групп 17 - 22 года;
5 группа - студенты 2 курса этого же факультета, но заочного отделения: женщин 37, из них русских -34, мусульманок - 3, мужчин 5, из них 4 русских, 1 мусульманин (городских - 34, сельских 8); возраст 20 - 41 год;
6 группа - сельские жители: села И. (Астpaxaнская область) - 12 женщин (русские, возраст 31 - 59 лет), села Б. (Казахстан) - 30 женщин (все мусульманки, возраст 31 - 55 лет).
Полученные результаты
Согласно отчетам городского клинического роддома г. Астpaxaни, от новорожденных детей отказались в 2002 г. 15 матерей, в 2003 - 38, в 2004 - 32, в 2005 - 42, в 2006 - 49, а в 2007г. - 27. В 2008 г. за 8 месяцев бросили младенцев 16 «кукушек». Однако к концу года число брошенных детей составило 36 человек. Таким образом, в этом явлении, достигшем пика к 2006 г. в Астpaxaни, как бы наметилась тенденция к снижению после 2006 г. с четырех до двух отказов от детей в месяц к сентябрю, но затем вновь число отказов выросло и совпало с объявлением всемирного экономического кризиса. Врачи роддома объясняют эту слабую тенденцию к снижению результатом изменения идеологии и политики государства в последние годы по проблеме демографии, в частности - введением материального стимулирования молодых матерей (родовые сертификаты).
Анкетирование пациенток отделения патологии беременных этого роддома выявило потенциальную готовность оставить ребенка по заболеванию или инвалидности в роддоме у более трети беременных женщин из числа пациенток родильного дома, готовящихся стать матерями.
Результаты исследования психологических подходов в оценке причин отказов от детей в зависимости от пола, возраста, социальных и религиозно-этнических отличий:
Негативная оценка этого явления, содержится в ответах, соответственно, у 97,3% женщин и 56,2% мужчин. Затруднились ответить по поводу оценки, соответственно 11,8% и 12,5%, как «вынужденную необходимость» при отказе от детей признают, соответственно, 6,4% и 9,4%, «безразличны», соответственно, 0 и 6,3% и относятся «с пониманием», соответственно, 0,9% студенток и 15,6% студентов.
В числе причин отказа от детей, известных респондентам, социально-экономические составляют около 70%, а такие, как «нарушение психики матери», «тяжелая болезнь ребенка» и «ребенок-инвалид» - до 37%.
Однако, наряду с этим, несмотря на почти единодушное осуждение «чужих» фактов отказов от детей в женских анкетах, в противоположность мужским, на вопрос, предполагающий личное отношение к фактам отказа от детей - «какие причины могут быть уважительными?», лишь 44,5% дeвyшек ответили, что «нет оправдания». Из числа студентов-юношей такой ответ дали 53,1%.
Менее романтично и более прагматично к будущему бpaку настроены молодые студентки очного обучения - жители города, по сравнению со студентками - сельскими жителями, а также - студенты-медики, по сравнению со студентами-психологами. С увеличением возраста и опыта замужества, доля более прагматичных и «толерантных» ответов возрастает, а «романтических» и «эмоциональных» - уменьшается.
Религиозно-этнические факторы не имеют значительного влияния на «оправдательную» оценку в ответах респондентов, в отличие от пoлoвых, возрастных и социально-экономических.
Итак, психологические исследования женщин и мужчин репродуктивного возраста выявили высокий процент латентных мотиваций (до 52%) к возможному отказу от детей, среди которых первые места занимают социально-экономические причины, а также - тяжелая болезнь и инвалидность ребенка. Полученные данные являются тревожными, требуют продолжения исследований в этом направлении с целью пересмотра программ воспитания и уклада жизни подрастающего поколения.
(Научный проект № 07-06-00617а поддержан грантом РГНФ)
Статья в формате PDF 144 KB...
26 04 2024 13:25:19
Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...
25 04 2024 15:17:49
Статья в формате PDF 153 KB...
24 04 2024 6:28:51
Статья в формате PDF 109 KB...
23 04 2024 2:24:57
22 04 2024 1:23:59
Статья в формате PDF 135 KB...
21 04 2024 14:34:49
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 3:51:34
Статья в формате PDF 307 KB...
19 04 2024 14:39:56
Статья в формате PDF 105 KB...
18 04 2024 4:54:23
Статья в формате PDF 113 KB...
17 04 2024 23:51:40
Статья в формате PDF 103 KB...
16 04 2024 22:41:27
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 12:23:14
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 14:52:47
Статья в формате PDF 132 KB...
13 04 2024 15:40:20
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 20:57:42
Статья в формате PDF 130 KB...
10 04 2024 20:22:40
Статья в формате PDF 113 KB...
09 04 2024 10:17:56
Статья в формате PDF 280 KB...
08 04 2024 4:27:13
Статья в формате PDF 286 KB...
07 04 2024 6:38:59
В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...
06 04 2024 5:39:40
Статья в формате PDF 137 KB...
05 04 2024 22:41:31
Статья в формате PDF 133 KB...
04 04 2024 12:18:38
Статья в формате PDF 249 KB...
02 04 2024 20:32:22
Статья в формате PDF 130 KB...
01 04 2024 9:27:21
Статья в формате PDF 123 KB...
31 03 2024 12:23:25
Статья в формате PDF 129 KB...
30 03 2024 6:25:24
Статья в формате PDF 119 KB...
29 03 2024 11:50:45
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2024 16:11:25
Статья в формате PDF 269 KB...
27 03 2024 16:37:52
Статья в формате PDF 112 KB...
26 03 2024 20:36:47
Статья в формате PDF 275 KB...
25 03 2024 13:20:13
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 6:19:43
Статья в формате PDF 145 KB...
23 03 2024 8:53:10
Статья в формате PDF 121 KB...
22 03 2024 12:56:33
Статья в формате PDF 118 KB...
21 03 2024 6:18:10
20 03 2024 23:51:41
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 14:47:34
Статья в формате PDF 141 KB...
18 03 2024 22:51:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::