СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В современном российском обществе осуществляются постоянные инновации во всех сферах жизни общества и общественных отношений. Это порождает проблему принятия качественных управленческих решений в соответствии с формирующейся социокультурной ситуацией, которая породила деструктивных социальных процессов и актуализировала потребность в научном осмыслении социальных аспектов управления. В данных условиях большое значение приобретает социология управления, в которой категориальный аппарат и методология классической и постклассической социологии объединяются с управленческими парадигмами.
В учебном пособии Г.А. Пестовой социология управления излагается как учебная дисциплина, соответствующая стандарту высщей школы, и как наука, в которой освещены взгляды классиков отечественной и зарубежной социологии, а также научные позиции современных отечественных социологов В.А. Афанасьева, В.Э. Бойкова, Т.И. Заславской, В.Н. Иванова, Н.И. Лапина, Б.З. Мильнера, А.В. Сурина, А.В. Тихонова, О.А. Уржи, В.А. Ядова и др. Данное учебное пособие представляет собой краткий курс лекций, читаемых автором студентам очной и заочной форм обучения Уральской академии государственной службы, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Пособие включает семь тем общетеоретического и общеметодологического хаpaктера. Автор сознательно исключает из учебного пособия материалы конкретно-социологических исследований, так как студенты, не имеющие социологического образования, не корректно воспроизводят результаты соцопросов, не обращают внимания на дату проведения опроса, генеральную и выборочную совокупность и т.п., а результаты многолетней давности иногда выдают за современность. Поэтому результаты социологических опросов, результаты мониторингов, динамика мнений респондентов излагаются на лекции с учетом специфики аудитории. На семинарских занятиях анализируются также результаты социологических исследований, проведенных студентами в рамках других дисциплин.
В первой теме «Социология управления как отрасль научного знания» традиционно анализируются объект, предмет, структура, функции, методология и методы социологии управления, а также ее взаимосвязь с другими науками об управлении. В данной теме обращается внимание на четыре блока проблем в управленческой пpaктике, которые выделили специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН (рук. А.В. Тихонов). Это проблемы межличностных отношений, противопоставления формальных и неформальных структур, отсутствия критериев эффективности управленческих действий и бессистемность механизма управления, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления. Во второй теме «История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления» охаpaктеризованы классический, неклассический и неоклассический этапы, в рамках данных этапов рассмотрены научные школы - школа научного, административного и бюрократического управления, школы поведенческих наук и человеческих отношений, школа количественных методов, процессный, системный, ситуационный подходы к управлению и основные принципы синергетического подхода. В данной теме также кратко рассмотрены этапы развития российской социологии управления - дореволюционный, послереволюционный довоенный, послевоенный и постперестроечный этапы.
В теме «Социальное управление как предмет социологического анализа» управление рассматривается как властная форма закрепления социальных отношений людей, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, т.е. различающихся своим статусом и ролевыми позициями в обществе. Обозначаются принципы выделения объекта и субъекта управления, что непросто при демократической форме управления, приводятся законы социального управления, сформулированные отечественными исследователями. В данной теме обращается внимание на методы и особенности управления на государственном, региональном, муниципальном уровнях и управление в организациях в условиях рыночных отношений. В теме «Внешняя и внутренняя среда управления» изложены основные принципы системного анализа внутренней и внешней среды управления, рассмотрено соотношение формальной и неформальной организаций, роль социального и контроля и санкций в сохранении стабильности формальной организации в условиях противодействия позитивным изменениям со стороны неформальной организации. В данной теме дана хаpaктеристика четырех моделей организации (классическая, неоклассическая, интситуциональная, системная) и оптимальные механизмы управления в каждой модели. В завершение темы изложена программа социологического исследования, в ней выделены структурные элементы и особое внимание уделено ошибкам при определении генеральной и выборочной совокупности в проведении социологических опросов, а также современным методам сбора информации, к числу которых относятся нарративы, мониторинг, он-лайн-опросы, в том числе Интернет-опросы.
В теме «Социальные институты управления» рассматривается взаимоотношение общества и власти, подходы к определению сущности власти и виды власти, дается определение и классификация социальных институтов и их динамика. Государство рассматривается как субъект и объект управления, называются причины дистанцирования управленческого аппарата и рядовых граждан, к числу этих причин относится и социально-экономическое неравенство регионов и субъектов федерации. Показана роль местного самоуправления в демократическом развитии России. В условиях процессов глобализации и модернизации мирового сообщества, кризисов переходного периода анализируются риски современного российского общества и основные принципы управления в риск-ситуациях.
В теме «Потребности, интересы и мотивация в социальном управлении» представлены классификации интересов А. Смолла, А. Маслоу и марксистская концепция, доминировавшая в отечественной социологии советского периода, принципы управления потребностями и интересами, говорится о влиянии социально-демографических факторов на вероятностные закономерности формирования потребностей, интересов, мотивов и ценностных ориентаций, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Здесь же представлены четыре типа госслужащих в зависимости от сочетания мотивации и профессионализма, предложенные К.О. Магомедовым (РАГС). С позиций личностного и технологического подходов анализируются причины столкновения интересов в социальном управлении.
В заключительной теме «Социальные технологии управления» рассматривается становление социальной инженерии и социальных технологий управления в отечественной социологии, виды социальных технологий и роль заводской социологии в технологизации управления. Рассмотрены современные технологии управления на уровне государства, региона и муниципалитета, проанализированы сущность и методы манипулирования, а также причины их использования в управленческой деятельности.
Данное учебное пособие позволяет преподавателю и студентам во время лекций и семинарских занятий больше времени уделять анализу социальных аспектов конкретных управленческих действий на основе методологии анализа, изложенной в пособии. Как показывает преподавательская пpaктика, самостоятельно студентам сложно объединить методологические принципы с конкретными фактами, связать теоретические положения с пpaктическими примерами.
Статья в формате PDF 251 KB...
25 04 2024 14:49:42
Статья в формате PDF 112 KB...
24 04 2024 9:12:19
Статья в формате PDF 223 KB...
23 04 2024 13:25:37
Статья в формате PDF 114 KB...
22 04 2024 21:30:11
Статья в формате PDF 101 KB...
20 04 2024 6:45:30
Статья в формате PDF 130 KB...
19 04 2024 5:47:59
Статья в формате PDF 132 KB...
18 04 2024 15:52:13
Статья в формате PDF 125 KB...
17 04 2024 8:58:26
13 04 2024 22:29:26
Статья в формате PDF 150 KB...
12 04 2024 13:33:50
Статья в формате PDF 171 KB...
11 04 2024 1:35:16
Статья в формате PDF 101 KB...
10 04 2024 18:19:10
Статья в формате PDF 125 KB...
09 04 2024 3:17:31
В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотpaкторной техники из алюминиевых сплавов. ...
08 04 2024 1:59:23
Статья в формате PDF 104 KB...
07 04 2024 1:46:10
Статья в формате PDF 115 KB...
06 04 2024 6:10:39
Статья в формате PDF 120 KB...
02 04 2024 21:29:49
Статья в формате PDF 101 KB...
01 04 2024 22:45:54
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...
30 03 2024 23:36:22
29 03 2024 20:46:13
Статья в формате PDF 233 KB...
28 03 2024 13:12:36
Статья в формате PDF 228 KB...
27 03 2024 13:22:50
Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...
26 03 2024 13:31:47
25 03 2024 5:21:44
Статья в формате PDF 802 KB...
24 03 2024 13:30:17
Статья в формате PDF 108 KB...
23 03 2024 13:28:54
Статья в формате PDF 249 KB...
21 03 2024 3:33:55
19 03 2024 20:34:13
Статья в формате PDF 105 KB...
17 03 2024 10:21:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::