СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА СУРГУТА
В период онтогенеза от 6 до 18 лет, когда организм ребенка является наиболее чувствительным к действию экзогенных и эндогенных факторов происходит формирование морфофункционального статуса, влияющего на дальнейшую жизнь. Этот временной интервал совпадает с важнейшим социальным этапом детства - получением ребенком общего среднего образования. На здоровье школьников оказывает большое влияние несоответствие существующим гигиеническим требованиям условий обучения, интенсификация процесса обучения и большие нагрузки, недостаточная двигательная активность школьников и др.
Школа, являясь единственной в стране организованной формой общественного воспитания, охватывающей в течении продолжительного периода всю детскую популяцию в России, может стать базой для реализации самых современных и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения. В 2002 году Россия участвовала в грандиозном эксперименте - Всероссийской диспансеризации детей и подростков.
Подведены итоги по России из которых следует, что 1 группа здоровья составляет 10%, 2 группа - 50-60 %, 3 группа - 30-40%. По данным сотрудников НИИ гигиены и профзаболеваний детей, подростков и молодежи РАО установили (М.И. Чурьянова с соавт., 1994), что за 30 прошедших лет у детей произошло увеличение хронических патологий желудочно-кишечного тpaкта с 8 до 10%, нервных заболеваний - с 10,4 до 24%, иммунной системы - с 2,5 до 7,5%. К окончанию школы 45% детей имеют хронические заболевания с нарушениями опopно-двигательного аппарата. В городе Сургуте распределение по группам здоровья следующее: у младших школьников - 1 группа - 8%, 2 группа - 78%, 3 группа - 15%; в подростковом возрасте - 1 группа - 8%, 2 группа - 67%, 3 группа 25%. (табл.1)
У детей начальной школы среди функциональных отклонений на первом месте - заболевания костно-мышечной системы, на втором - заболевания желудочно-кишечного тpaкта, на третьем - заболевания глаз. В подростковом возрасте на первом месте так же заболевания костно-мышечной системы, второе место - заболевания желудочно-кишечного тpaкта и заболевания глаз, на третьем месте - заболевания эндокринной системы.
В лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов наблюдается увеличение суммарной нагрузки, интенсификация учебного процесса, при этом особенного внимания заслуживают учащиеся начальных классов, в связи с тем, что данный переходный период онтогенеза играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах. Ряд авторов указывает (3, 4), что состояние здоровья учащихся, обучающихся в таких школах, страдает в большей степени, чем у их сверстников в общеобразовательной школе.
Нами проанализированы результаты углубленного медицинского осмотра учащихся МОУ №12 г. Сургута, где учащиеся углубленно изучают ряд предметов и МОУ № 6 г. Сургута, где школьники занимаются по типовым учебным программам. Обследование детей осуществляли по единой программе, включавшей в себя медицинский осмотр на основе скрининга с последующим обследованием детей врачами специалистами (педиатр, невролог, офтальмолог, оториноляринголог, хирург, дерматолог, эндокринолога).
МОУ № 12 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 850 (по факту занимается 1652 ребенка), занятия ведутся в две смены, имеются два спортзала, количество уроков физкультуры для начальной школы - 1 час в неделю, с 5-9 класс - 2 часа, в 10-11 классах по 3 часа.
МОУ №6 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 900 (занимается 1050 детей), занятия ведутся в две смены, имеется один спортивный зал, количество уроков физкультуры 2 часа в неделю, один раз в неделю посещение бассейна.
Таблица 1. Распределение учащихся г. Сургута по группам здоровья
МОУ |
1 группа здоровья |
2 группа здоровья |
3 группа здоровья |
|||
Младшие школьники |
Подростки |
Младшие школьники |
Подростки |
Младшие школьники |
Подростки |
|
№ 12 |
11% |
1% |
81% |
87% |
8% |
12% |
№ 6 |
8% |
8% |
87% |
82% |
5% |
10% |
Результаты комплексной оценки показали, что в МОУ №12 количество детей с 1 группой здоровья снижалась с 11% в начальной школе до 1% в подростковом возрасте; в МОУ № 6 удельный вес 1 группы здоровья пpaктически не изменился и составил 8%. Динамика по 3 группе здоровья следующая: в МОУ № 12 увеличение с 8% в начальной школе до 12% у подростков; в МОУ № 6 - увеличение с 5% до 10%.
Таблица 2. Распределение учащихся г. Сургута по функциональным нарушениям
Заболевания |
Начальная школа (уд. вес, %) |
Среднее звено (уд. вес, %) |
Старшие классы (уд. вес, %) |
|||
МОУ №6 |
МОУ №12 |
МОУ №6 |
МОУ №12 |
МОУ №6 |
МОУ №12 |
|
- крови |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- эндокринной системы |
25 |
12 |
40 |
34 |
31 |
60 |
- нервной системы |
12 |
18 |
11 |
10 |
3 |
16 |
- органов зрения и придаточного аппарата |
14 |
6 |
18 |
34 |
11 |
46 |
- уха, горла, носа |
4 |
28 |
8 |
12 |
3 |
11 |
- органов дыхания |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
- органов пищеварения |
14 |
12 |
25 |
12 |
22 |
31 |
- сердечно-сосудистой системы |
2 |
14 |
6 |
8 |
3 |
13 |
- кожи и подкожной клетчатки |
- |
3 |
- |
8 |
2 |
12 |
- костно-мышечной системы |
14 |
24 |
35 |
28 |
23 |
39 |
- мочепoлoвoй системы |
- |
12 |
- |
3 |
5 |
12 |
При анализе функциональных отклонений у учащихся МОУ №12 выявлены следующие закономерности (табл.1). Если в начальной школе превалирующее место занимают болезни уха, горла, носа (28%), на втором месте - заболевания костно-мышечной системы (24%), на третьем месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (14%), заболевания эндокринной системы выходят на четвертое место (12%), болезни глаз на пятое (6%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 34%, а к подростковому возрасту составляет около 60% занимая первое ранговое место. Удельный вес заболеваний глаз резко увеличивается с 34% при переходе к предметному обучению до 46% у подростков, занимая второе место. Заболевания костно-мышечной системы с 28% у пятиклассников изменяются до 39% у подростков, занимая третье место.
В МОУ № 6 картина несколько иная. В начальной школе на первом месте - заболевания эндокринной системы (25%), на втором - заболевания глаз, органов пищеварения, костно-мышечной системы (14%), на третьем - болезни нервной системы (12%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 40 %, и снижается до 31% у подростков, сохраняя первое ранговое место. Удельный вес заболеваний костно-мышечной системы изменяется - возрастая до 35% у пятиклассников, и снижаясь до 23% у подростков сохраняя второе ранговое место. Удельный вес заболеваний пищеварительного тpaкта увеличивается до 25% при переходе к предметному обучению, и снижается до 22% у подростков.
Следует отметить, что в МОУ №12 в начальной школе на одного ребенка приходится 1,8 функциональных отклонений, в МОУ №6 - 1; при переходе к предметному обучению - 1,9 и 1,6 соответственно; а у подростков 4 и 1,3.
Таким образом, выявлена зависимость между условиями обучения школьников и состоянием их здоровья, что подтверждает выводы других исследователей в этой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин А.Г., Агапова Л.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков //Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 43-46.
- Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С. 7-11.
- Чурьянова М.И., Ананьева Н.А., Белявская В.И. и др. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 год //Гигиена и санитария. - 1994. - С. 39-42.
- Ямпольская Ю.А., Пляскина И.В. //Экологическая антропология. Ежегодник. - Минск, 1998. - Вып.3. - С. 87-89.
Статья в формате PDF 109 KB...
01 05 2024 9:46:44
Статья в формате PDF 125 KB...
30 04 2024 12:53:14
Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить хаpaктерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...
29 04 2024 14:44:21
Статья в формате PDF 262 KB...
28 04 2024 1:34:29
Статья в формате PDF 150 KB...
27 04 2024 22:16:24
Статья в формате PDF 103 KB...
26 04 2024 7:42:52
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период. ...
24 04 2024 9:50:25
Статья в формате PDF 120 KB...
23 04 2024 4:55:53
Статья в формате PDF 105 KB...
22 04 2024 11:25:26
21 04 2024 1:36:18
20 04 2024 12:22:30
Статья в формате PDF 123 KB...
19 04 2024 3:14:16
Статья в формате PDF 107 KB...
18 04 2024 7:53:31
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 18:39:30
16 04 2024 20:16:32
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 13:19:44
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
14 04 2024 9:13:44
Статья в формате PDF 344 KB...
13 04 2024 22:38:21
Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...
12 04 2024 15:17:36
11 04 2024 20:29:23
Статья в формате PDF 107 KB...
10 04 2024 5:44:53
Статья в формате PDF 121 KB...
09 04 2024 21:47:12
Разработана методика определения констант диссоциации протонированных трехкислотных оснований, отличающаяся новым подходом к оценке и учету концентраций всех равновесных частиц, для расчета ионной силы раствора. ...
08 04 2024 5:37:50
Статья в формате PDF 101 KB...
07 04 2024 0:47:39
Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм. ...
06 04 2024 18:45:41
Статья в формате PDF 134 KB...
04 04 2024 17:42:41
Статья в формате PDF 106 KB...
03 04 2024 19:43:37
01 04 2024 23:17:54
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 17:53:35
Статья в формате PDF 116 KB...
29 03 2024 13:30:57
Изучено влияние реципрокных скрещиваний озимых и яровых групп осетра на их морфофункциональную хаpaктеристику и рыбоводные качества потомства при заводском разведении, выявлено преимущество гибридной формы по проценту оплодотворения, выживаемости в инкубационный период и на этапе перехода личинок на активное питание. Обнаружены нарушения структуры и клеточного метаболизма органов и тканей производителей осетровых рыб. ...
28 03 2024 18:42:55
Статья в формате PDF 300 KB...
27 03 2024 21:40:29
Статья в формате PDF 252 KB...
24 03 2024 17:35:36
Статья в формате PDF 107 KB...
23 03 2024 5:35:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::