МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИСТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИСТА

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Иванов В.Н. Иванова И.В. Статья в формате PDF 118 KB

Одной из важнейших задач системы образования на сегодняшний день является подготовка квалифицированных специалистов, формирование у них профессиональных качеств, знаний и умений, которые могут обеспечить последним высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда. Модель специалиста строится на основании стандарта образования. Таким образом, построение стандарта высшего образования представляет собой важнейший вопрос в обеспечении качества высшего образования, как способности специалистов, выпускаемых вузами, профессионально действовать в условиях производства.

Именно стандарт задает эталон, с которым сравнивается уровень подготовки специалиста при определении качества этой подготовки. Данный эталон определяет цель работы всей системы образования. Неверное задание цели при сколь угодно идеальной работе образовательных учреждений приводит к тому, что подготовка выпускника не будет соответствовать современным требованиям технологии и экономики, то есть выпускаемый специалист не сможет решать задачи, ставящиеся перед ним производственно-экономической системой [1].

Качество стандартов образования определяется степенью их соответствия меняющимся требованиям современного общества, состоянию науки и техники, требованиям экономики и требованиям потенциального рынка рабочей силы.

В условиях возрастающих требований к качеству подготовки специалиста, постоянного недофинансирования системы образования и ограничениях в иных ресурсах на подготовку специалиста, особую важность приобретает построение такого стандарта, и организация на его основе такого процесса обучения, которые способствовали бы максимальному развитию конкурентоспособности выпускника учебного заведения.

Конкурентоспособность выпускаемого вузом специалиста складывается из конкурентных преимуществ. Под понятием «конкурентные преимущества» мы будем рассматривать уровень подготовки выпускника в вузе по определенным дисциплинам, входящим в систему подготовки специалиста в данной области. Управление развитием конкурентных преимуществ выпускаемого специалиста является залогом формирования его конкурентоспособности.

Управление развитием конкурентных преимуществ выпускаемого специалиста происходит по следующей схеме: выявление факторов обеспечения конкурентных преимуществ - оценка конкурентоспособности выпускаемого специалиста - определение слабых мест в системе подготовки выпускаемого специалиста - разработка и осуществление программы оптимального управления развитием факторов, в наибольшей степени способных повлиять на общую оценку конкурентоспособности специалиста.

Все множество научных знаний, необходимых для обучения прикладного специалиста, приобретается последним в рамках общетеоретических, общепрофессиональных и узкоспециальных (профессиональных) дисциплин. Пересечение этих множеств дает семь главных параметров, применимых к специалисту в любой области пpaктической деятельности: социально-общественные дисциплины, естественно-научные дисциплины, общетехнологические дисциплины, общеинженерные дисциплины, технико-экономические дисциплины, дисциплины конкретной специальности конкретного направления [1]. Нужно учесть, что изучаемые дисциплины служат основой для преподавания одной или нескольких последующих дисциплин.

Потенциал развития конкурентных преимуществ выпускаемого специалиста может быть определен с учетом использования ресурсного подхода к оценке конкурентоспособности специалиста как одного из видов конкурентных преимуществ [2].

Применение ресурсного подхода к оценке конкурентоспособности ограничивается обычно рассмотрением наличия самих ресурсов. Такой подход не лишен недостатков. Важно учесть так же взаимодействие между ресурсами или другими словами, коммуникационные компоненты системы. Степень влияния ресурсов и образуемых ими интерфейсов на интегральную систему оценки конкурентоспособности не одинакова для различных случаев, и это необходимо учитывать.

Одной из областей применения разpaбатываемой системы оценки может быть система подготовки специалиста.

Первоначально формализуется влияние различных факторов на конкурентоспособность выпускаемого специалиста через ресурсы их отражающие. Затем строится ресурсная матрица (1), в которой диагональные элементы отражают ресурсы, а недиагональные - интерфейсы между этими элементами, связи между ними и их влияние друг на друга.

                       (1)

Следует учитывать, что может быть справедливым неравенство (2)

                        (2)

На диагонали необходимо приводить только реально используемые ресурсы, которые не равны нулю. Некоторые из недиагональных элементов могут быть равны нулю. Количество включаемых в матрицу (1) ресурсных компонентов зависит от специальности.

Каждый компонент ресурсной матрицы может хаpaктеризоваться своей величиной и размерностью. По каждому из компонентов можно ввести коэффициент использования его потенциала, который определяется формулой (3) и является безразмерным

                                                        (3)

где  - максимально возможное значение потенциала ij-го компонента матрицы;  - фактическое значение потенциала ij-го компонента матрицы.

Матрица K (4), составленная из всех , некоторым образом отражает общую картину использования ресурсов и внутренние показатели конкурентоспособности

                  (4)

Норма матрицы K (5) может косвенно отражать суммарную степень использования ресурсов в системе подготовки и раскрытие конкурентного потенциала при условии сохранения равной значимости компонентов входящих в матрицу, чего в пpaктическом использовании методики быть не может

       (5)

Если элементы матрицы (4)  умножить на коэффициенты весомости , то в результате получим матрицу R (6), которая будет косвенно отражать суммарную степень использования ресурсов в системе подготовки и раскрытие конкурентного потенциала при различной значимости компонентов входящих в матрицы (1 и 4)

               (6)

Целесообразно установить следующее ограничение:

                          (7)

Для оценки коэффициентов весомости может быть использован метод экспертных оценок. С помощью метода экспертных оценок определяются показатели значимости компонентов ресурсной матрицы отношением суммы рангов по каждому показателю к общей сумме рангов по всем показателям:

                 (8)


где v1, v2,...vh.- показатели значимости компонентов ресурсной матрицы;

ahl - ранг h-го показателя, присвоенный l-м экспертом (h = 1,n2; l = 1,m), важнейшему компоненту присваивается наибольший ранг.

Показатели значимости (v1, v2,...vh) соответствуют показателям vij матрицы (6). При расчете коэффициентов весомости должно выполняться условие: h = ij

Расчет коэффициентов весомости производится только при условии согласованности мнений экспертов, для чего рассчитывается и сравнивается с табличныи коэффициент конкордации. На основе построенной по полученным значениям гистограммы распределения коэффициентов весомости отсекаются малозначимые компоненты. При этом количество отброшенных компонентов не должно превышать пятьдесят процентов.

При соблюдении ограничения (7) норма матрицы R имеет следующий предел

               (9)

который хаpaктеризует предельное (наилучшее) состояние совокупного ресурса системы подготовки, определяющего наилучшее внутреннее состояние факторов образующих конкурентоспособность специалиста.

Рассматривая значение нормы матрицы R при некоторых реальных значениях , получим в пределах от 0 до 1 значение ресурсной оценки конкурентоспособности выпускаемого специалиста C (9):

                   (10)

Рассмотренный ресурсный подход к оценке конкурентоспособности выпускаемого специалиста, учитывающий влияние весовых хаpaктеристик факторов конкурентоспособности, имеет определенные преимущества. Во-первых, исследователь получает удобную для анализа и оценки форму значения показателя оценки конкурентоспособности выпускаемого специалиста (от 0 до 1).Во-вторых, становится возможным определять потенциал развития конкурентных преимуществ специалиста. В‑третьих, можно с максимальной экономической эффективностью развивать конкурентные преимущества выпускаемого специалиста.

Последнее мероприятие может быть осуществлено на основе анализа матрицы использования ресурсов. При помощи матрицы R можно абсолютно оценить факторы, раскрывающие ресурсный потенциал выпускника. Наиболее слабые факторы конкурентоспособности представлены значениями, в большей степени отклоняющимися от своего максимального потенциала (единицы). Факторы, которые в большей степени стремятся к выражению (1-kij) - 0 можно назвать наиболее конкурентоопределяющими.

Общий уровень конкурентоспособности выпускаемого специалиста можно повысить, реализуя недоиспользованный потенциал слабых конкурентообразующих факторов. Однако не всегда ликвидация наибольшего отклонения дает наиболее благоприятные результаты для повышения конкурентоспособности выпускаемого специалиста. Для определения оптимальной последовательности улучшения факторов, способной максимально повысить конкурентоспособность выпускника, необходимо учитывать вес фактора в общем объеме конкурентоспособности и вкладывать денежные средства и время в развитие конкурентных преимуществ в порядке убывания их весов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дороболюк Т.Б., Калачевский Б.А., Носов А.В. Менеджмент образования в приоритетах качества: Монография. - Омск: Изд-во СиАДИ, 2004. - 247 с.
  2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006 -608 с.


Успехи и перспективы развития эмбриологии

Успехи и перспективы развития эмбриологии Статья в формате PDF 104 KB...

25 04 2024 6:58:27

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

16 04 2024 15:13:36

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...

13 04 2024 6:10:29

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Статья в формате PDF 102 KB...

11 04 2024 7:24:36

КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ У БОЛЬНЫХ ДИФТЕРИЕЙ

КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ У БОЛЬНЫХ ДИФТЕРИЕЙ С целью повышения качества диагностики дифтерийной инфекции проведено клинико-лабораторное обследование 125 больных с различными формами дифтерии, включающее комплексное исследование показателей гликопротеидов и изоферментного спектра аминотрaнcфераз. Установлено, что в развитии патологического процесса при дифтерийной инфекции значительную роль играют нарушения метаболизма соединительной ткани, а изоферментный спектр аминотрaнcфераз хаpaктеризуется выраженным дисбалансом с преимущественным увеличением митохондриальных изоферментов. Степень выявленных изменений четко коррелируют с тяжестью болезни, а патологические сдвиги при токсических формах заболевания сохраняются после окончания острой фазы заболевания в периоде осложнений дифтерии. ...

07 04 2024 6:41:45

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 302 KB...

04 04 2024 3:19:56

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

02 04 2024 20:30:33

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО» Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям. ...

01 04 2024 5:15:45

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

29 03 2024 16:47:39

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования С помощью элементарных методов комбинаторной математики и единственности решений систем линейных алгебраических уравнений для невырожденных случаев доказана теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра. Показано, что количество особых точек для этой системы равняется 2n, а их структура в отношении сочетания нулевых и ненулевых координат совпадает с биноминальными коэффициентами. Сделано предположение, что с помощью этой динамической системы можно моделировать конкурентные взаимодействия среди n научных фронтов в рамках широкой области научных исследований. ...

27 03 2024 2:44:59

ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА ГОРСКОГО ДОМА: КОМПОЗИЦИЯ И СЕМАНТИКА

ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА ГОРСКОГО ДОМА: КОМПОЗИЦИЯ И СЕМАНТИКА Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. ...

26 03 2024 15:53:12

ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОФЛОРЫ У БОЛЬНЫХ, ОПЕРИРОВАННЫХ НА ПОВРЕЖДЕННОЙ СЕЛЕЗЕНКЕ

ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОФЛОРЫ У БОЛЬНЫХ, ОПЕРИРОВАННЫХ НА ПОВРЕЖДЕННОЙ СЕЛЕЗЕНКЕ Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...

23 03 2024 12:42:18

НООСФЕРА СЕГОДНЯ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

НООСФЕРА СЕГОДНЯ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ Статья в формате PDF 134 KB...

18 03 2024 2:41:49

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::