СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сибирёв А.Н. Статья в формате PDF 152 KB Сложившиеся на сегодняшний день ситуация в Российском металлургическом комплексе, сориентирована преимущественно на экспорт (55 % проката черных металлов, около 80 %, от общего производства цветных металлов) при этом в экспорте черной металлургии сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы) составляют более 60 %, а в цветной металлургии 80 % приходится на первичные металлы и только 10 % на продукцию более высоких переделов (прокат и другие металлоизделья), приводит к интенсивной эксплуатации природных ресурсов, сокращению сырьевой базы металлургии, созданию определенной угрозы экономическому развитию России.

Металлургический комплекс России по объему налоговых отчислений в консолидированный бюджет страны занимает следующее за топлевно - энергетическим комплексом место, а в местах расположения предприятий практически полностью формирует местные бюджеты, в связи, с чем разработка и реализация оптимальной стратегии управления развития металлургическим комплексом является залогом социально экономической стабильности как минимум 20 регионов России, где расположены металлургические предприятия.

В связи с этим только правильно выбранная стратегия управления металлургического комплекса в целом, системных подход к данному вопросу позволит, обеспечит устойчивость развития, как данного комплекса, так и региона в целом.

Уже сегодня на рынках металлопродукции низких переделов Российские предприятия испытывают усиливающиеся давления со стороны Китая, Индии и Бразилии, что объясняется низкими затратами производства, высококачественной рудной базой и привлечением значительных иностранных инвестиций для создания современной металлургической промышленности. Удельные инвестиции в Российском металлургическом комплексе в 2 - 3 раза меньше, чем у зарубежных конкурентов. Доля металлургического комплекса в общем объеме инвестиций в основной капитал страны составляет 1,8 % что не соответствует ее роли в экономике и уровню её инвестиционных возможностей.

Учитывая тот факт, что сегодня избыточные производственные мощности по производству стали, оценивается в 220 млн.т. в год, что составляет 260% рынка стали, обоснованно предположить обострение конкуренции среди производителей металлопродукции. Отсюда вытекает перспектива повышения конкурентоспособности продукции отечественного металлургического комплекса, которая на сегодня может быть оценена пессимистически, так как по сравнению с США, ЕС и Японией средняя производительность труда ниже в 2,5 - 3 раза, средняя энергоемкость выплавки стали и производства алюминия выше на 20 -30 %, количество отходов при производстве проката, выше в 2 раза. Российский металлургический комплекс будет терять свое преимущество в дешевой рабочей силе и дешевых энергоресурсах, поскольку цены на энергоресурсы постепенно приближаются к мировым, уровень жизни населения ежегодно растет, растет и зарплата.

Как уже отмечалось наряду с давлением на мировом рынке по продукции низких переделов, Российские предприятия вытесняются с рынков металлопродукции с высокой добавленной стоимостью путем использования различных тарифов и нетарифных ограничений. В связи, с чем наряду с прогнозированием и получением более высоких показателей экономической деятельности предприятий необходимы меры по расширению внутреннего рынка потребления, увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

Холдинговая структура управления дает возможность металлургическому комплексу снизить предпринимательские риски, концентрировать средства на выбранных направлениях развития за счет возможности перераспределения средств внутри холдинга, разрабатывать прогнозы и использовать имитационные игры применительно ко всему холдингу в результате централизованного управления холдингом на основе базовой структуры управления, расширять масштабы коммерческих операций путем создания новых предприятий и создания контроля над уже существующими, оптимизировать вопросы налогообложения, нейтрализовать действие антимонопольного законодательства.

Эффективность функционирования холдинговых структур подтвердила практика, так создание холдинга на основе Магнитогорского металлургического комбината и двух предприятий конечной продукции калибровочного и метизного заводов дало повышение результатов деятельности указанных предприятий.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что стратегия управления металлургического комплекса заключена в создании холдинговых структур, большей ориентацией металлургического комплекса на внутренний рынок и развитие продукции с высокой добавленной стоимостью.






В ОПЕК думают о Новодвинске

19 июля в Новодвинске многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Новодвинске, в проезде Тмирева. Владимир Николаевич Шевченко, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Александр Варченко , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.