АПРОБАЦИЯ СПЕЦКУРСОВ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Учение и обучение - это специфические виды деятельности, осуществляемые человеком на протяжении всей его жизни. Исследования в области физиологии труда определяют учение и обучение как труд, тяжелый, специфический труд, труд, требующий профессионализма, как от учителя, так и от обучающегося. Положение усугубляется тем, что объем знаний, накопленный человечеством, увеличивается вдвое каждые 5 - 7 лет. Преподаватель «тонет» в прохождении тем, разделов, - ему не до личности, ни до экологии образования. Вследствие чего наблюдается рост заболеваний, обусловленных «дидактогенией».
Т. Хеттингер и В. Холльман (Th. Hettinger, Hollman W. Sportmedizin Arbeits und Treining Grundlagen. New - York, 1976) утверждают, что на 20% увеличивается работоспособность человека с помощью специальных упражнений, тренингов, нацеленных на формирование навыков мобилизации резервов организма.
Поэтому преподаватель должен выполнять постоянно главные задачи - учить учиться и учить обучающихся учиться.
Реализации данных задач способствует организация специальных учебных курсов как для студентов 1 курса Тюменского Государственного колледжа связи, информатики и управления, отделения «Электрорадиосвязи», так и для преподавателей, ведущих дисциплины гуманитарного цикла:
1. « Способы структурирования учебного материала для выработки механизма управления своим вниманием»
2. «Формы и методы преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла с целью развития внимания студентов»
3. «Формирование у студентов конструктивных умений с целью развития внимания в качестве основного инструмента познавательной деятельности »
« Способы структурирования учебного материала для выработки механизма управления своим вниманием» - элективный курс для студентов. Курс рассчитан на 12 часов.
Только внимательный человек может успешно за короткое время выполнить поставленную задачу. Исходя из этого, целесообразно дать студенту основные понятия по данной теме: типы, функции, резервы, пути развития внимания. Как показала пpaктика, студенты, усвоив механизм управления своим вниманием, ищут «ловушки» для него в письменном тексте, в слушаемой информации, что позволяет им быстро понять содержание, определить главное, выстроить причинно - следственные связи, обобщить их в разные структуры (схемы, таблицы, планы и т.д.), - то есть,- выстроить свое «личностное знание», которое он будет помнить и использовать в жизни.
Таким образом, целью данного курса является выработка механизма управления своим вниманием при помощи конструкторских умений.
«Формы и методы преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла с целью развития внимания студентов» - интегративный курс иностранного, русского языков, литературы, культуры речи (с использованием разных форм, методов, приемов структурирования учебного материала) и закономерностей развития такого познавательного процесса как внимание (1 семестр).
Программа интегративного курса выстраивается в логике требований к преподаванию предмета (в нашем случае иностранные и русский языки, литература, культура речи), то есть в коммуникативно - функциональном аспекте. Предметное содержание программы реализуется с помощью различных методов и организационных форм и средств обучения, наиболее востребованных при работе в области гуманитарных дисциплин: работа по систематизации материала, перевода информации из текста в таблицы, схемы, тезисы, планы и наоборот. Создавая специально на уроке учебные ситуации, традиционно вызывающие затруднения (понимание содержание, информационная переработка текста, выделение главного для запоминания, составление конспекта, аннотации и другое), преподаватель отpaбатывает соответствующие умения.
Целью данного курса является формирование конструкторских умений при помощи умения управлять своим вниманием.
Задачи для преподавателей в данном случае будут:
- ввести в активное употрeбление разные формы структурирования учебной информации;
- ввести в активное употрeбление упражнений, заданий, формирующих механизм управления своим вниманием;
- информировать студентов о способах развития внимания как основного инструмента активного познания.
Как видно, эти два курса (1, 2) дополняют друг друга. То, что получают студенты на лекциях, пpaктических занятиях, тренингах используется в учебном процессе в преподавании нескольких предметов, - что важно, так как на преподавание иностранных языков, например, отводится немного времени, а чтобы сформировать умение, еще лучше качество человека (в нашем случае - внимательность) нужна большая пpaктика.
«Формирование у студентов конструктивных умений с целью развития внимания в качестве основного инструмента познавательной деятельности » - проблемный семинар для преподавателей колледжа, ведущих гуманитарные дисциплины на 1 курсе, где педагоги сами изучают данную проблему и решают вопросы применения в реальных условиях.
Использование этих курсов позволяет студенту:
- использовать все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестических ощущений);
- выработать механизм управления своим вниманием;
- развивать психическую сферу (память, мышление, речь);
- развивать творческую и познавательную активность;
- формировать познавательный стиль;
- формировать аналитические, прогностические, конструктивные, рефлексивные способности;
- развивать способность мысленно - пpaктического экспериментирования.
Использование этих курсов также создает условия для организации информации, удобной для восприятия и запоминания, создает ситуацию успеха в деятельности (учебной в первую очередь), расширяет поле готовности студента своего участия в непрерывном образовательном процессе на протяжении всей жизни.
Использование этих курсов позволяет преподавателю:
- целенаправленно осуществлять в рамках своего предмета основное требование школы развития - развитие личности;
- реализовать задачу «учить учиться», используя резервы своего организма;
- постепенно перевести процесс обучения в учение.
Статья в формате PDF 141 KB...
25 04 2024 22:25:37
Статья в формате PDF 100 KB...
24 04 2024 20:29:28
Статья в формате PDF 121 KB...
23 04 2024 10:57:56
Лимфатическая система на всех уровнях своей организации и этапах своего развития в эволюции и онтогенезе представляет собой специализированный дренажный отдел сердечно-сосудистой системы, коллатеральный к венам. ...
22 04 2024 15:45:25
Статья в формате PDF 307 KB...
21 04 2024 2:24:59
Регенеративная медицина использует различный клеточный материал для замещения клеток поврежденных тканей при различных поражениях, в том числе ожогах. В статье приведены разные технологии лечения, с использованием пуповинной крови и синтомициновой эмульсии. Термический ожог - чаще встречающееся и серьезное воздействие на покровную систему. Исходя из актуальности проблемы, разработали экспериментальную модель нанесения ожогов и накожной аппликации биологически активных веществ. ...
19 04 2024 8:51:55
Статья в формате PDF 120 KB...
18 04 2024 13:48:20
Статья в формате PDF 152 KB...
16 04 2024 16:50:38
Статья в формате PDF 324 KB...
14 04 2024 15:52:48
13 04 2024 12:59:44
Статья в формате PDF 573 KB...
11 04 2024 12:10:20
Статья в формате PDF 129 KB...
10 04 2024 16:11:18
Статья в формате PDF 108 KB...
09 04 2024 3:24:15
08 04 2024 15:19:30
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 9:49:49
В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии. ...
06 04 2024 5:12:24
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 11:51:29
Статья в формате PDF 120 KB...
03 04 2024 7:23:29
Статья в формате PDF 244 KB...
02 04 2024 20:43:11
Статья в формате PDF 106 KB...
01 04 2024 16:54:11
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 18:43:49
Статья в формате PDF 109 KB...
29 03 2024 16:20:38
Статья в формате PDF 124 KB...
27 03 2024 20:44:36
Изучено влияние реципрокных скрещиваний озимых и яровых групп осетра на их морфофункциональную хаpaктеристику и рыбоводные качества потомства при заводском разведении, выявлено преимущество гибридной формы по проценту оплодотворения, выживаемости в инкубационный период и на этапе перехода личинок на активное питание. Обнаружены нарушения структуры и клеточного метаболизма органов и тканей производителей осетровых рыб. ...
26 03 2024 1:54:25
Статья в формате PDF 133 KB...
24 03 2024 22:14:19
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 4:34:49
22 03 2024 7:49:35
Статья в формате PDF 139 KB...
21 03 2024 2:43:27
Статья в формате PDF 172 KB...
20 03 2024 21:43:20
Статья в формате PDF 116 KB...
19 03 2024 16:35:17
Статья в формате PDF 3943 KB...
18 03 2024 22:31:54
Статья в формате PDF 114 KB...
17 03 2024 2:45:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::