ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗЕРНА ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ СТЕПНОЙ ЗОНЫ КБР > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗЕРНА ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ СТЕПНОЙ ЗОНЫ КБР

ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗЕРНА ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ СТЕПНОЙ ЗОНЫ КБР

Гергокаев Д.А. Керефова Л.Ю. Ташилов Х.С. Статья в формате PDF 165 KB

Качество зерна озимой пшеницы, под которым подразумевается питательная ценность и хлебопекарные свойства, зависит в основном от физико-химических показателей.

Одним из важных факторов улучшения качества зерна является азотное удобрение. Но внесение даже высоких доз азотных удобрений до посева и в ранние фазы вегетации не всегда гарантирует высокое качество зерна. Для нормального протекания сложных физиологических и биохимических процессов, обуславливающих в конечном итоге получение высоких показателей качества, необходимо, чтобы озимая пшеница была обеспечена азотом на протяжении всего вегетационного периода. Это условие наиболее полно выполняется при дробном внесении азотных удобрений.

Для озимой пшеницы свойственна следующая особенность влияния азотных удобрений на содержание белка в зерне: урожай зерна увеличивается, но содержание белка в нем может не повышаться. С увеличением доз азота увеличивается и урожай зерна и содержание белка в нем. При высоких дозах азота озимая пшеница выходит на «плато», а содержание белка продолжает увеличиваться.

Следует добавить, что утверждения о снижении содержания белка в растениях в связи с ростом урожая ошибочны. Это не закон природы, а только частное явление, результат неправильного питания растений. Поэтому никакой неизбежности понижения содержания белка в растениях с ростом урожайности не существует. В пределах общепринятых норм внесения азотных удобрений наблюдается положительная корреляция между содержанием белка в зерне озимой пшеницы и наличием легкоусвояемого азота в почве на самых последних этапах развития растений. Однако в это время азот в почве отсутствует или содержится в незначительном количестве. В этот период возникает несоответствие между потребностью растений в азотном питании и фактическим содержанием легкоусвояемых форм азота в почве, что и является одной из причин низкого содержания белка в зерне.

Для устранения дефицита азота необходимо проводить поздние некорневые подкормки посевов азотными удобрениями, о положительном влиянии которых на качество зерна свидетельствуют наши исследования. (табл. 1)

Таблица 1. Влияние удобрений при различных дозах и сроках из внесения на качество зерна озимой пшеницы сорта «Красотка» ( 2003-2005 гг).

Варианты

Урожай-ность,

т/га

Сырой протеин, %

Белок,

%

Сырая клетчатка,%

Стекло-видность,

%

Масса 1000 зерен, гр

 

Натура зерна,

г/л

Контроль (посев без удобрений)

2,97

12,07

11,40

25,2

68

40,4

876,8

Фон-Р120К60-под вспашку

3,50

12,07

11,44

25,5

71

40,6

876,4

Фон+N150-Под вспашку

3,72

13,40

11,49

25,6

72

40,8

877,1

Фон+ N60-по посеву+ N30 -ранней весной+N30-нач. трубков+ N50 начало колошения

4,21

14,05

12,96

26,8

79

41,5

896,5

Фон+N60-под вспашку+N30-до посева+N30-ранней весной

3,74

13,32

11,60

25,7

75

40,6

868,3

Фон+N60-по посеву

+N60-ранней весной+N60-нач.трубк.+N60-начало колошения

3,83

14,20

13,98

26,9

78,8

40,8

886,6

В вариантах с внесением азота в подкормку отчетливо видно, что доза азота, внесенная в два приема N60-до посева и ранней весной N30 (вариант 5), явно недостаточна для увеличения в зерне содержания протеина, белка и сырой клейковины.

Дробное внесение азотных удобрений в три-четыре приема обеспечило увеличение этих показателей.

Так, в варианте внесение азотных туков в четыре приема (Фон+N60-пo посеву+ N30 - ранней весной, N30-начало трубкования+N30-начало колошения) содержание сырого протеина возросло на 1,55%, белка-1,56%, сырой клетчатки -1,6% по сравнению с фоном (Фон- N120K60). Внесение повышенных доз азота (варианты 6) увеличивает сбор протеина, белка и сырой клейковины с единицы площади. Сравнивая вариант 4 и 6 , можно отметить, что проведение поздних подкормок с повышенными дозами азота приводит к увеличению содержания сырого протеина на 0,25%, белка-1,02% и сырой клейковины -0,1%.

Результаты данного эксперимента дают основание утверждать, что поздняя азотная подкормка значительно влияет на качество зерна, причем существенное действие на эффективность ее оказывают условия увлажнения. В 2003 и в 2005 гг. после проведения поздней азотной подкормки выпало достаточное количество осадков, что способствовало резкому проявлению ее действия, а дефицит влаги, который отмечался в первой половине июня 2004 г, гораздо слабее сказывался на эффективности той же подкормки перед трубкованием и колошением.

Положительное влияние азотной подкормки на качество зерна пшеницы перед колошением, по-видимому, можно объяснить тем, что основная часть азота, внесенного в поздний период, идет на формирование генеративных органов растений, в результате чего повышаются качественные показатели зерна.

Качество зерна является комплексным понятием, поэтому с показателями, хаpaктеризующими технологические хлебопекарные свойства, необходимо определять и физические признаки: натуру зерна, массу 1000 зерен, стекловидность и т.д.

Как правило, повышение натурного веса свыше 740 г/л ведет к увеличению выхода муки, а также незначительно влияет на мукомольные качества.

В среднем за три года натура и масса 1000 зерен от доз азотных удобрений  (N150 -под вспашку) повысились на 3,3 г/л и на 0,5 г по сравнению с фоном Р120К60.

Наиболее эффективным оказалось внесение азотных туков в малых дозах в осенне-летнее время в дозе N60-по посеву + N30-ранней весной + N30-начало трубкования + N30 начало колошения. Здесь натура зерна возросла на 28,8 г/л, масса 1000 зерен на 3,3 г по сравнению с контролем. Стекловидность же увеличилась незначительно, всего на 0,8%, при этом содержание нитратного азота находится на уровне 0,2 мг/кг зерна, а нитритного - на уровне 0,6-0,7 мг/кг. Это очень низкое содержание и не представляет никакой опасности для здоровья человека.

Предлагаемые нами технологические приемы улучшения качества зерна озимой пшеницы экологически обоснованы, технологически несложны и экономически оправданы.



ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Статья в формате PDF 207 KB...

24 04 2024 9:23:56

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Статья в формате PDF 326 KB...

22 04 2024 9:29:59

СТЕПЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАННОСТИ ЛАНДШАФТОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ АНТРОПОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

СТЕПЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАННОСТИ ЛАНДШАФТОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ АНТРОПОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Приведены результаты оценки степени антропогенной преобразованности природных ландшафтов Южной Якутии. В качестве объекта исследований была принята территория Алдано-Тимптонского междуречья. В пределах исследуемой территории охаpaктеризованы пять выделенных физико-географических провинций в зависимости от их степени преобразованности. ...

20 04 2024 22:15:59

СПЕЦИФИКА АФРОАМЕРИКАНСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛЕКТА

СПЕЦИФИКА АФРОАМЕРИКАНСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛЕКТА Статья в формате PDF 312 KB...

18 04 2024 13:20:47

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕРЕПАХИ

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕРЕПАХИ Статья в формате PDF 113 KB...

16 04 2024 15:11:35

Локация на основе теории всплесов

Локация на основе теории всплесов Статья в формате PDF 122 KB...

10 04 2024 13:59:34

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

07 04 2024 23:11:15

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ Сложность современной социально-экономической жизни России при переходе от социализации к рыночным отношениям. Необходимы особые инструменты для социализации общества к новым условиям жизни. Развитие теоретико-методологического инструментария социальной работы для дальнейшей социализации российского общества. Взаимодействие социальной работы и философии хозяйства при социализации. ...

06 04 2024 23:41:27

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...

01 04 2024 12:37:14

МИШАНИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

МИШАНИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ Статья в формате PDF 147 KB...

27 03 2024 10:51:17

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ Статья в формате PDF 242 KB...

19 03 2024 11:10:33

СТРУКТУРА СЛОЖНОЛЕГИРОВАННЫХ ЛАТУНЕЙ

СТРУКТУРА СЛОЖНОЛЕГИРОВАННЫХ ЛАТУНЕЙ Статья в формате PDF 94 KB...

18 03 2024 2:47:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::