ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСОВ ВАКАНСИЙ В ДВУМЕРНЫХ ТВЕРДЫХ РАСТВОРАХ НА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ
- Исследовать условия образования комплексов вакансий различного типа в зависимости от расстояния между ними (номер координационной сферы) для твердого раствора Ni3Al.
- Исследовать условия образования комплексов вакансий различного типа в зависимости от расстояния между ними (номер координационной сферы) для твердого раствора Ni3Fe.
- Исследовать условия образования комплексов вакансий различного типа в зависимости от расстояния между ними (номер координационной сферы) для твердого раствора Cu3Au.
- Изучение изменений энергии системы при наличии вакансионных комплексов различного типа и различной конфигурации.
Приведенные выше задания не исчерпывают возможностей программы.
Рассмотрим порядок выполнения одного из таких заданий:
Исследовать условия образования комплексов вакансий различного типа для твердого раствора Cu3Au.
Порядок выполнения:
1.Запустить программу smvtr.exe.
2.Выбрать твердый раствор ( Ni3Al, Ni3Fe, Cu3Au).
3.Задать размеры расчетной ячейки. Для этого необходимо задать число атомов в рядах ячейки по осям X и Y (рекомендуется примерно 24´24) (минимальное значение по осям X и Y - 12, максимальное - 100).
4.Задать число вакансий в окне "Число вакансий" (минимальное значение - 0, максимальное - 2).
5.Если число вакансий будет равно 2, то необходимо задать расстояние между вакансиями, равное радиусу координационной сферы (минимальное значение - 1, максимальное - 5).
6.Если есть вакансии, тогда необходимо выбрать тип вакансий из списка (Ni, Al, Fe, Cu, Au, или их комплексы-Ni-Ni, Al-Al, Fe-Fe, Ni-Al, Cu-Au, Ni-Fe). Если нет конфигурации с соответствующей сортам атомов и заданному расстоянию, то выдается сообщения об ошибке. Например, в сплаве Ni3Al возможна конфигурация с дивакансией типа Al-Al только на расстоянии, равном третьей координационной сферы.
7. Для ввода данных нажать кнопку "Установить параметры".
8. Запуск эксперимента осуществляется нажатием кнопки "Пуск". В результате расчета можно получить значение полной энергии системы.
9. Задавая различные расстояния между вакансиями и повторяя пункты 4-7 получить значение энергии системы в зависимости от количества вакансий и расстояния между ними. Записать полученные значения в таблицу.
10. Вычислить значение энергии «разорванных» межатомных связей для атома сорта A (или сорта B):
11. Найти значения энергии образования вакансии сорта А (или сорта B) соответственно равна разности энергий кристалла, содержащего вакансию типа A , и идеального кристалла , за вычетом половины энергии связей, восстановившихся на поверхности кристалла:
.
Энергией образования вакансии называется разность энергий кристалла, содержащего заданное число N атомов и одну вакансию, и бездефектного кристалла, содержащего то же количество атомов.
12. Вычислить значения энергии образования дивакансии типа AB соответственно равна разности энергий кристалла, содержащего вакансию, и идеального кристалла, за вычетом половины энергии связей, восстановившихся на поверхности кристалла:
.
13. Вычислить значения энергии связи двух одиночных вакансий в дивакансию :
.
14. Построить график изменения энергии связи двух одиночных вакансий в комплекс в зависимости от расстояния между вакансиями. Для обработки компьютерного эксперимента использовать электронные таблицы или среду MathCad.
15. Сравнить полученное значение со справочным.
Таблица 1. Результаты эксперимента (Система Cu3Au)
тип вакансий |
число вакансий m |
E0, эВ энергия идеального кристалла |
E, эВ Энергия системы |
E1, эВ энергия разорванных связей |
E2 эВ энергия образования |
E3, эВ энергия связи |
Расстояние между вакансиями n |
Cu |
0 |
-823,829 |
|
|
|
|
0 |
|
1 |
|
-821,041 |
2,788 |
1,394 |
|
0 |
Au |
1 |
|
-820,747 |
3,082 |
1,541 |
|
0 |
Au-Au |
2 |
|
-817,694 |
|
3,053 |
-0,118 |
3 |
Cu-Au |
2 |
|
-818,369 |
|
2,525 |
0,41 |
1 |
|
|
|
-818,03 |
|
2,864 |
0,071 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
-817,962 |
|
2,932 |
0,003 |
4 |
|
|
|
-817,961 |
|
2,933 |
0,002 |
5 |
Cu-Cu |
2 |
|
-818,61 |
|
2,431 |
0,504 |
1 |
|
|
|
-818,311 |
|
2,436 |
0,499 |
2 |
|
|
|
-818,277 |
|
2,764 |
0,171 |
3 |
|
|
|
-818,257 |
|
2,784 |
0,151 |
4 |
|
|
|
-818,254 |
|
2,787 |
0,148 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) б)
Рисунок 1. а) Энергия образования комплексов вакансий в зависимости от расстояния между вакансиями;
б) Энергия связи в зависимости от расстояния между вакансиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Суппес В.Г., Полетаев Г.М. Компьютерный лабораторный пpaктикум по молекулярной физике. Ж."Физическое образование в вузах" Издательский дом МФО 2003г., Т.9, №2, с.113-124.
- Суппес В.Г., Полетаев Г.М. Компьютерный лабораторный пpaктикум по молекулярной физике. Сб. науч. трудов "Проблемы учебного физического эксперимента" МММ., ИОСО РАО 2003, с.80-82.
- Суппес В.Г. О компьютерном лабораторном пpaктикуме. Межвузовский сборник научных статей под редакцией В.П.Горшенина, И.В.Резанович. Профессиональное мастерство: становление, формирование и развитие. Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2003, С.172-178.
- Суппес В.Г., Старостенков М.Д., Дудник Е. А. О направлениях обучения с исполь- зованием компьютеров. Ж."Физическое образование в вузах" Издательский дом МФО 2004г., Т.10, №2, с.76-83.
Статья в формате PDF 257 KB...
28 03 2024 23:45:40
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 20:58:34
Статья в формате PDF 103 KB...
26 03 2024 7:18:36
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 6:34:21
Статья в формате PDF 309 KB...
24 03 2024 17:14:36
Статья в формате PDF 111 KB...
23 03 2024 10:44:38
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 13:13:13
Статья в формате PDF 254 KB...
21 03 2024 23:10:43
В статье рассматриваются две разновидности оттепели изменение глубины путем восстановления этапов нарушенных ландшафтов вечной мерзлоты, которые функционируют на суглинистых и песчаных отложениях высоких террас на правом и левом берегах реки Лены. Качественные изменения в динамике глубины сезонного оттаивания был обнаружен в определенные промежутки времени сукцессии этапов: трава, кустарники, березы, лиственницы (сосна) – березы и лиственницы (сосна). ...
20 03 2024 14:17:42
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 16:36:40
Статья в формате PDF 323 KB...
18 03 2024 8:49:31
Статья в формате PDF 299 KB...
17 03 2024 18:55:56
Статья в формате PDF 105 KB...
16 03 2024 14:39:35
Статья в формате PDF 126 KB...
14 03 2024 18:26:19
Известные значения констант диссоциации одного из самых распространенных природных флавоноидов – кверцетина – отличаются крайней невоспроизводимостью. Одной из причин этого следует считать легкое окисление кверцетина в процессе титрования кислородом воздуха. Для устранения этого эффекта предложен модифицированный вариант потенциометрического титрования с барботированием инертного газа (азот) через титруемый раствор с добавкой в него неионогенного детергента. Полученное таким способом значение pKaI кверцетина равно 6.62 ± 0.04. Из этого следует принципиально важный вывод: в нейтральной среде (при рН ~ 7) кверцетин и, возможно, другие флавонолы, пpaктически полностью диссоциированы. ...
13 03 2024 22:17:19
Статья в формате PDF 109 KB...
12 03 2024 11:51:34
Статья в формате PDF 165 KB...
11 03 2024 15:16:32
Статья в формате PDF 100 KB...
10 03 2024 4:11:38
Изучено влияние низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) красного и инфpaкрасного спектров на структурно - функциональное состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей ( ВДП) у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Полученные результаты исследований позволили обосновать применение НИЛИ для коррекции нарушений местных факторов защиты. Низкоинтенсивная лазерная реабилитация (НИЛР) обеспечила нормализацию и повышение цитофизиологических показателей, и снижение цитопатологических величин. Доказано ремоделирующее действие НИЛИ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Эффективность НИЛР связана с ремоделированием слизистой оболочки ВДП. ...
09 03 2024 16:20:51
Статья в формате PDF 111 KB...
08 03 2024 5:17:39
Статья в формате PDF 108 KB...
07 03 2024 16:25:12
Целью настоящей работы была оценка эффективности мексидола при гипоксически-ишемических поражениях ЦНС у новорожденных с ЗВУР. До и после назначения препарата в венозной крови определяли уровень ингибиторов апоптоза. На основании проведенных исследований выявлено, что введение в комплекс лечебных мероприятий препарата мексидол, обладающего широким спектром действия позитивно влияет на лабораторные данные и в свою очередь предупреждает развитие остаточных неврологических расстройств. ...
06 03 2024 17:51:37
Статья в формате PDF 121 KB...
05 03 2024 3:11:18
Статья в формате PDF 310 KB...
04 03 2024 0:23:40
Статья в формате PDF 120 KB...
03 03 2024 7:44:28
Статья в формате PDF 250 KB...
02 03 2024 11:16:53
Статья в формате PDF 106 KB...
01 03 2024 14:13:49
29 02 2024 14:35:18
Статья в формате PDF 105 KB...
28 02 2024 1:53:43
Статья в формате PDF 112 KB...
27 02 2024 15:23:54
Статья в формате PDF 120 KB...
26 02 2024 17:17:57
25 02 2024 8:51:34
Статья в формате PDF 251 KB...
23 02 2024 10:28:18
Статья в формате PDF 111 KB...
22 02 2024 0:53:17
Статья в формате PDF 281 KB...
21 02 2024 7:15:21
Ранее изучение химии способствует формированию у школьников целостного представления о природе, её материальном единстве, взаимосвязи живого и неживого, взаимообусловленности природных процессов. Приведены результаты 12-летнего эксперимента авторов по преподаванию химии с 7-ого класса, анонсированы программа и учебник «Волшебная химия. 7 класс», который создается в соавторстве с Заслуженным учителем России О.С. Гарбиеляном. ...
20 02 2024 4:25:40
Статья в формате PDF 127 KB...
19 02 2024 22:34:22
Статья в формате PDF 122 KB...
18 02 2024 2:12:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::