ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Проведенное в 2005 году тестирование студентов 1-5 курсов химического факультета Тюменского госуниверситета, преподавателей и сотрудников факультета (многие из которых являются выпускниками факультета) показывает, что в процессе обучения заметно снижена оценка роли лекций (только 7% отдает им предпочтение). Большая часть респондентов считает, что все виды занятий одинаково важны (58%). Подавляющее большинство студентов и преподавателей не удовлетворяют традиционные формы проведения экзаменов, не смотря на то, что больше 50% экзаменов принимаются именно в этой форме. Большинство опрошенных (73%) считает наиболее приемлемой рейтинговую систему или сдачу материала по блокам в течение семестра. Это очень близко, по сути, к тем формам, которые используются в зарубежной пpaктике (например, кредиты в университетах Англии). Машинный контроль (15%), тестирование (11%) и устное выступление с презентацией (12%) не получили активной поддержки ни у студентов, ни у сотрудников. Низкая оценка последней формы связана, скорее всего, с редким использованием данного метода контроля знаний на факультете, который, тем ни менее, может быть рекомендован к использованию в элективных и спецкурсах.
Однако совершенствование только учебных форм образования не может дать существенных изменений в обеспечении качества образования, а может служить только базой для этого.
Опросы учащихся средних школ показывают, что умением использовать полученные теоретические знания для решения конкретных проблем, они владеют довольно слабо. Аналогичная картина наблюдается и в студенческой среде. Выходом из сложившейся ситуации может стать, например, активное привлечение школьников к учебно-исследовательской, а студентов к научной и экспериментальной деятельности, которая позволит им на пpaктике применить те теоретические знания, которые они приобретают в процессе обучения. Данная проблема не так проста в своем решении, как может показаться на первый взгляд, хотя достаточно очевидна. Для ее реализации на пpaктике необходимо наличие ряда условий, в частности, материальной базы для выполнения исследований (особенно для химических и экологических специальностей), наличие заинтересованных преподавателей, которые сами активно занимаются данными проблемами и хотят, независимо от материального поощрения, организовывать исследовательскую деятельность студентов.
Согласно учебным планам начало научно-исследовательской работы приходится на 4-5 курсы. Опрос студентов показал, что многие из них готовы заниматься исследованиями уже с первого (37%) или второго (34%) курса. Реально картина следующая: на 1 курсе привлечено к научной работе только 4% (хотят - 58%), на 2 - 22% (хотят - 67%) и только на 3 курсе - 42% (хотят - 65%). На 4-5 курсах возможности и желания студентов пpaктически совпадают. И студенты, и преподаватели считают, что инициатива должна в первую очередь исходить от самих студентов (43%), от преподавателей (46%). Работу под руководством старшекурсников приветствует только 19% респондентов. На пpaктике студенты младших курсов не могут обратиться к преподавателям по ряду причин, а преподаватели не успевают или не хотят в силу высокой загруженности работать со студентами младших курсов, т.к. умения и навыки экспериментальной работы у них еще не высоки. В разрешении этой ситуации могут помочь студенческие научные общества. Опрос студентов и преподавателей химического факультета ТюмГУ показал, что 65% из них приветствовали бы создание такого общества на факультете; 64% отдали предпочтение созданию студенческой научно-исследовательской лаборатории; 42% опрошенных предпочли бы проведение регулярных научных семинаров по различной тематике, 17% высказались за создание факультатива по подготовке к олимпиадам.
С учетом мнения студентов и преподавателей на химическом факультете была создана и действует студенческая лаборатория экологических исследований, объединяющая в своем составе студентов 2-5 курсов. За небольшой срок существования (3 года) уже можно говорить о некоторых результатах ее деятельности. Студентами выполнен большой объем экспериментальных исследований по оценке экологического состояния различных объектов окружающей среды: загрязнение атмосферы (по результатам химического анализа снега, колец деревьев, верховых торфяников), водных объектов (изучено экологическое состояние большинства городских озер, озер Ишимского и Казанского районов). На основе полученных данных опубликованы тезисы, доклады и статьи. Студенты принимали участие в работе Международного форума «Аналитика и аналитики» (г. Воронеж), ежегодной Международной студенческой конференции по экологии (г. Новосибирск), Всероссийских студенческих конференциях (г.г. Красноярск, Екатеринбург), XVI Менделеевского конкурса (г. Уфа), федеральной школы-конференции по инновационному малому предпринимательству в приоритетных направлениях науки и высоких технологий (г. Москва), а также являются активными участниками ежегодной студенческой научной конференции в университете, представляя на секции «Химия окружающей среды» значительную часть докладов. Благодаря активной и теперь уже профессиональной деятельности студентов, в 2004 году факультетом был выигран гран Губернатора Тюменской области «Комплексная оценка экологического состояния г. Тюмени и прилегающих рекреационных окрестностей», в выполнении которого самое активное участие приняли студенты лаборатории.
Надо отметить, что совершенствование профессиональных навыков не является единственной целью и результатом деятельности студенческой лаборатории. Не менее важен и тот факт, что в процессе работы студенты старших курсов обучают и делятся опытом со студентами младших курсов, работая коллективно над решением конкретных проблем. Это развивает их педагогические навыки и формирует умение работать в коллективе. Кроме того, в связи с проведением ежегодного городского конкурса научно-исследовательских работ школьников «Экология жизненного прострaнcтва», студенты оказывали пpaктическую помощь школьникам при выполнении химических исследований, обучая их методикам анализа. Эта деятельность является взаимовыгодной и для школьников и для студентов, а, кроме того, факультет привлекает к себе внимание потенциальных студентов. Не менее важным является и тот факт, что в процессе экологических исследований, которые по своей сути не являются узко дисциплинарными, студенты химического факультета активно сотрудничают со студентами других факультетов. Это также расширяет их кругозор и делает возможным комплексное рассмотрение экологических проблем, что пpaктически затруднено в учебном процессе.
Таким образом, анализ сложившейся в настоящее время ситуации, позволяет сделать вывод о необходимости развития форм дополнительного образования в студенческой среде, что позволит им значительно повысить качество своего образования, и конкурентоспособность на рынке труда, после окончания вуза.
*Работа выполнена по программе гранта РГНФ № 04-06-00387; Благотворительного фонда развития г. Тюмени, именного фонда «НИККА»
08 07 2025 1:59:39
Статья в формате PDF
180 KB...
07 07 2025 18:21:46
Статья в формате PDF
456 KB...
06 07 2025 20:49:23
Статья в формате PDF
139 KB...
04 07 2025 6:48:45
Статья в формате PDF
308 KB...
03 07 2025 15:37:39
Статья в формате PDF
130 KB...
02 07 2025 23:49:54
Статья в формате PDF
115 KB...
01 07 2025 12:45:24
Статья в формате PDF
102 KB...
30 06 2025 5:43:46
Статья в формате PDF
111 KB...
29 06 2025 2:13:56
28 06 2025 2:21:55
Статья в формате PDF
268 KB...
27 06 2025 3:10:50
Зачастую жены священно и церковнослужителей к 40 годам оставались без супруга с 6-8 детьми на руках, половина из которых малолетние, а некоторые носителями неизлечимой болезни. Права на наследство и различного рода материальную помощь строго регламентировались Синодальным управлением. Семьи получали полные пенсии после cмepти родителя, если выслуга составляла не менее 30 лет. Малоимущие семьи священников имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги отца семейства был менее 10 лет. Благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае – святое семейство оставалось без средств к существованию.
...
26 06 2025 4:52:11
Статья в формате PDF
120 KB...
25 06 2025 7:37:31
Статья в формате PDF
245 KB...
24 06 2025 19:15:13
Статья в формате PDF
108 KB...
22 06 2025 16:55:14
Статья в формате PDF
126 KB...
20 06 2025 15:23:25
Статья в формате PDF
123 KB...
19 06 2025 22:54:26
Статья в формате PDF
316 KB...
17 06 2025 21:22:56
Статья в формате PDF
102 KB...
15 06 2025 16:45:55
Статья в формате PDF
112 KB...
14 06 2025 6:32:53
Статья в формате PDF
135 KB...
11 06 2025 21:31:41
10 06 2025 2:40:53
Статья в формате PDF
142 KB...
09 06 2025 17:32:22
Статья в формате PDF
474 KB...
08 06 2025 10:24:35
Статья в формате PDF
117 KB...
07 06 2025 16:47:18
Статья в формате PDF
494 KB...
05 06 2025 19:43:35
Статья в формате PDF
123 KB...
04 06 2025 14:21:16
02 06 2025 7:20:34
Статья в формате PDF
120 KB...
01 06 2025 19:11:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::