ЛОСКУТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В лоскутном шитье как виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для творческого развития личности. При этом, как показывает пpaктика, начинать создавать лоскутные изделия можно в любом возрасте, в определенной интерпретации лоскутная мозаика доступна и дошкольникам. Знакомство детей с лоскутной мозаикой может проходить на занятиях аппликацией, как коллективно в образовательных учреждениях, так и индивидуально в домашних условиях. На наш взгляд, начинать знакомство детей с лоскутной мозаикой можно с трех лет (второй младшей группы) и, постепенно усложняя занятия, продолжать до школьного возраста.
Творческий потенциал лоскутного шитья как вида декоративно-прикладного искусства многогранен. Осваивая технику лоскутной мозаики на занятиях аппликацией, дети получают возможность познакомиться с народным художественным творчеством и искусством профессиональных художников в области лоскутного шитья. Рассматривая лоскутные изделия или их репродукции - приобщаются к искусству, развивают эстетическое восприятие действительности. Слушая рассказ педагога, дети узнают об искусстве лоскутной мозаики, его истории, традиционных орнаментах, о народных обычаях и приметах, связанных с лоскутом. Создавая аппликации из лоскутков, разнообразных по цвету, форме и фактуре, воспитанники познают основы цветовой грамоты: учатся правильно называть цвета, подбирать гармоничные цветовые сочетания, различать теплые и холодные цвета, узнают такие понятия как «контраст» и «нюанс»; знакомятся с основами композиции, учатся составлять традиционные лоскутные орнаменты; развивают тактильную чувствительность, перебирая лоскут разных фактур, развивают мелкую моторику кисти и пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, собирая картинки из маленьких лоскутков. Составляя композиции из лоскута, передвигая лоскутки, относительно друг друга, дети осваивают художественную сторону лоскутного шитья. Работая с цветом, получая возможность добиться быстрого, яркого, красивого результата ребята получают положительный эмоциональный настрой, ощущают радость от творческого процесса, что стимулирует ребенка к творчеству. Анализируя работы, узнавая новые слова, определенные термины, дети расширяют свой кругозор, пополняют свой словарный запас, развивают речь. Работая в технике лоскутной мозаики, дети получают возможность творить не только индивидуально, но и заниматься коллективным творчеством, которое их сближает, учит высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению окружающих, развивает навыки культуры общения, способствует социализации детей. Готовые изделия, выполненные детьми, могут найти применение в игровой деятельности дошкольников, таким образом, удовлетворяют их потребности в ведущей деятельности (игре).
Учет творческих возможностей лоскутной мозаики позволяет поставить перед педагогом, знакомящим детей с лоскутной мозаикой ряд педагогических задач.
Образовательные: знакомство с лоскутным шитьем как видом декоративно-прикладного искусства, приобщение детей к художественному творчеству. Знакомство воспитанников с различными видами ткани, с основами композиции и цветоведения, с правилами построения орнамента.
Воспитательные: воспитание в детях трудолюбия, аккуратности, бережливости, интереса к творчеству, к народному искусству.
Развивающие: развитие у детей чувства цвета, ритма; развитие усидчивости, творческих способностей, мышления, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики кисти и пальцев рук. Формирование и развитие этнического сознания подрастающего поколения, эстетического чувства и художественного опыта.
Для достижения данных задач занятия следует проводить систематически, несколько раз в год, постепенно усложняя теоретический и пpaктический материал.
Особую актуальность лоскутная мозаика на занятиях аппликацией приобретает в тех регионах с развитой текстильной промышленностью - Ивановской, Владимирской областях, здесь она может выступать частью регионального компонента художественного образования детей.
Таким образом, из проведенного нами исследования следует, что в лоскутной технике скрыт богатый потенциал для многостороннего развития личности детей дошкольного возраста и, мы считаем, необходимым внедрение лоскута как изобразительного материала в систему занятий по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Статья в формате PDF 122 KB...
24 04 2024 21:54:53
Статья в формате PDF 126 KB...
23 04 2024 12:57:18
Статья в формате PDF 142 KB...
22 04 2024 8:54:43
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
20 04 2024 7:53:47
Статья в формате PDF 253 KB...
19 04 2024 9:47:14
Статья в формате PDF 736 KB...
17 04 2024 20:26:49
Статья в формате PDF 122 KB...
16 04 2024 4:26:51
14 04 2024 11:54:19
13 04 2024 12:15:47
Статья в формате PDF 115 KB...
11 04 2024 9:25:28
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 5:35:29
Статья в формате PDF 147 KB...
06 04 2024 7:14:13
Статья в формате PDF 257 KB...
05 04 2024 1:57:10
Статья в формате PDF 106 KB...
04 04 2024 9:21:39
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 16:10:48
Статья в формате PDF 245 KB...
02 04 2024 3:37:22
Статья в формате PDF 120 KB...
01 04 2024 4:19:30
Статья в формате PDF 110 KB...
29 03 2024 5:20:12
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 12:35:22
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 21:33:34
Статья в формате PDF 245 KB...
26 03 2024 4:15:26
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 2:23:34
Статья в формате PDF 106 KB...
23 03 2024 0:57:17
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 0:49:20
Статья в формате PDF 215 KB...
21 03 2024 10:28:41
Статья в формате PDF 151 KB...
20 03 2024 19:49:22
Статья в формате PDF 193 KB...
19 03 2024 22:42:26
Статья в формате PDF 256 KB...
16 03 2024 17:44:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::