СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОСУДИСТЫХ СТРУКТУР ПОЛОСТИ НОСА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОСУДИСТЫХ СТРУКТУР ПОЛОСТИ НОСА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОСУДИСТЫХ СТРУКТУР ПОЛОСТИ НОСА

Петров В.В. Молдавская А.А. Статья в формате PDF 119 KB В статье представлены важнейшие аспекты клинической и топографической анатомии микрососудистого русла слизистой оболочки полости носа. Подробно описаны морфометрические особенности артериальной и венозной системы различных отделов носовой полости. Представлены данные о зональной специфики морфометрических критериев носовых paковин и перегородки носа.

Выявлено, что для микрососудистого русла носовой полости хаpaктерна билатеральная и ростокаудальная диссимметрия составляющих его структур.

Полученные данные могут служить основой для морфологического обоснования и разработки оптимальных методов эндоскопической эндоназальной хирургии.

Появление и развитие новых областей в пpaктической медицине закономерно обусловлено прогрессом в диагностических и лечебных технологиях, повышением уровня точности и дифференцированности изучения различных органных структур. К разряду таких областей относится РИНОЛОГИЯ, выделившаяся как самоcтоятельная часть оториноларингологии благодаря накоплению знаний об анатомии и физиологии такого сложного образования как полость носа. Несмотря на полноту исследований, многие аспекты анатомических особенностей полости носа остаются до конца не изученными, что побудило нас провести собственные исследования.

При изучении структурных особенностей слизистой оболочки по отдельным зонам (передние и задние отделы) и разным половинам полости носа выяснилось, что описанная выше усредненная картина включает в себя значительное число разнообразия всех исследованных структур, поддающихся клинической и функциональной интерпретации.

В строении слизистой оболочки нижней носовой paковины разных половин полости носа выявляется правосторонняя диссимметрия (большие величины морфометрических параметров) как эпителиально-соединительных структур, так и, в большей степени, кровеносных сосудов. В клиническом отношении нас интересовали преимущественно особенности микрососудистого русла.

Диссимметрия морфологических параметров кровеностных сосудов выявлена как в целом, без подразделения их на поверхностные и глубокие, так и по отдельности. Удельная площадь артерий и вен на 1/3 больше в правой нижней носовой paковине, чем в левой. Однако это преобладание является пропорциональным, о чем свидетельствует равнозначность веноартериального индекса справа и слева. При разделении артерий на поверхностные и глубокие определяется как билатеральная, так и ростокаудальная диссимметрия их морфологических показателей. Справа достоверно больше как наружный, так и и внутренние диаметры глубоких артерий. Поверхностные артерии также отличаются большими диаметрами справа. Вместе с тем, у глубоких артерий это преобладание непропорциональное за счет большей толщины стенок в правой нижней носовой paковине, больше в ее задних отделах, что отражает достоверно меньший индекс Керногана. У поверхностных артерий данный индекс равнозначен с обеих сторон.

С функциональной точки зрения это свидетельствует о неодинаковой гемодинамической нагрузке артерий носовых paковин справа и слева в их передних и задних отделах. Наибольших степеней она достигает (по индексу Керногана) в глубоких артериях левой нижней носовой paковины, а также в поверхностных артериях передних отделов обеих paковин.

Билатеральная диссимметрия свойственна только глубоким артериям, ростокаудальная-поверхностным сосудам обеих paковин и глубоким сосудам правой. В целом, показатели артерий правой носовой paковины в большей степени диссимметричны, чем в левой.

Средняя носовая paковина также обладает билатеральной диссимметрией структур, выраженной не так отчетливо, как в нижней носовой paковине.

Поверхностные и глубокие артерии более крупнее справа. Однако, с обеих сторон преобладание наружного и внутреннего диаметров равномерное, что отражает отсутствие достоверных отличий по индексу Керногана. Последний несколько ниже, чем для артерий нижней носовой paковины.

В наибольшей степени правосторонняя диссимметрия артерий средней носовой paковины проявляется в их суммарной удельной площади, которая выше, чем в нижней носовой paковине, и относительно в большей степени преобладает в правой средней носовой paковине в сравнении как с левой, так и в сопоставлении с показателями в нижней носовой paковине.

Удельная площадь вен в обеих средних носовых paковин выше, чем в нижней носовой paковине. В отличие от последних, наблюдается левосторонняя диссимметрия- слева вено-артериальный индекс выше на 25%.

Морфометрические параметры по отдельным зонам (передние и задние отделы) средней носовой paковины с обеих сторон указывают на больший вклад в диссимметрию структур задних отделов. Правосторонняя диссимметрия артерий сохраняется и при этом наблюдается как в передних, так и в задних отделах. Передние отделы средней носовой paковины слева хаpaктеризуются значительной величиной вено-артериального коэффицента, справа выше индекс Керногана. При анализе морфометрических параметров кровеностных сосудов слизистой оболочки перегородки носа полной билатеральной диссимметрии не выявлено.

Данная особенность объяснима с учетом роли перегородки в обеспечении функциональной равнозначности обеих половин носа в норме. Достоверно отличается только индекс Керногана, преобладающий слева.

Морфометрические показатели артериальных сосудов свидетельствуют, что в задних отделах полости носа по абсолютным и относительным параметрам преобладают глубокие артерии, а в передних- поверхностные артерии и венозные структуры. Индекс Керногана демонстрирует наибольшую гемодинамическую нагрузку глубоких артерий передних отделов, чем поверхностных. В задних отделах поверхностные и глубокие артерии симметричны по данному показателю.

Превалирование относительных показателей вен в передних отделах носа можно интерпретировать с точки зрения представлений о «носовом сосудистом клапане». С учетом того, что венозные структуры слизистой оболочки полости носа обеспечивают изменение ее объема за счет изменений кровенаполнения, вероятно, именно на передние отделы полости носа приходится наибольшая нагрузка в выполнении данной функции.


ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Изучены ценопопуляции Pulsatilla multifida на территории Юго-Западной и Западной Якутии. Рассмотрено влияние антропогенного фактора на их состояние ...

24 02 2024 12:25:51

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ Статья в формате PDF 276 KB...

21 02 2024 2:33:25

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА Статья в формате PDF 298 KB...

12 02 2024 17:19:22

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии В работе приведены результаты применения ГИС технологий в различном масштабе для анализа структуры растительности и влияние антропогенной нагрузки на параметры растительного покрова регионов, в целом, и отдельных сообществ Якутии, в частности. Примененные подходы могут быть использованы в различном масштабе для анализа степени антропогенного пресса территорий и анализа растительности. ...

11 02 2024 6:43:25

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля ВАЗ на основании данных ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических хаpaктеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотрaнcпорта. ...

09 02 2024 9:15:27

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...

06 02 2024 19:52:45

БОРИСОВА ЭЛЕОНОРА ГЕННАДИЕВНА

БОРИСОВА ЭЛЕОНОРА ГЕННАДИЕВНА Статья в формате PDF 347 KB...

03 02 2024 11:21:56

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 142 KB...

31 01 2024 6:28:19

ВЫБОР ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ВЫБОР ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Статья в формате PDF 272 KB...

26 01 2024 4:47:32

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ     Статья в формате PDF 343 KB...

20 01 2024 18:29:49

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::