МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

Ильинова Н.А. Статья в формате PDF 126 KB

Истоки исследования проблем молодежи можно найти в теоретических дискуссиях социологов в отношении роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, в обосновании теоретических подходов к анализу социальной структуры общества, влиянии культуры на личность. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных хаpaктеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно -  как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Возрастающий интерес современной социологической науки к молодежной проблематике объясняется тем, что молодежь - это необходимая для нормального функцио-ирования социума группа, содержащая  «код» преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества.

Развитие понятия молодежи как научной категории прошло путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях ее воспитания до создания самостоятельных теорий молодежного возраса.

Генезис этой научной категории как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. До этого времени молодые люди в качестве особой социальной группы не признавались. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривались опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций этого возраста пришлись на начало XX в. и получили развитие в социологических теориях молодежи.

Начальный этап жизненного цикла, совпадающий с молодостью и связанный с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появился в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла: молодежь - это группа на этапе жизни между детством и взрослостью; выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения; определение молодости как периода решения задач социализации. Также молодыми считаются те, кто ведет молодежный образ жизни, но еще не входит или уже вышел из молодежного возраста. «Юность не только вставляется между детством и зрелостью как отчетливая биографическая фаза, но эта фаза еще и расширилась в обоих направлениях и была в значительной степени создана ее собственным социокультурным миром. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается все раньше и раньше и продолжается все позже и позже», - так хаpaктеризуют молодежь авторы теорий, направленных на изучение проблем личности[1]. Подобная прострaнcтвенная размытость, расплывчатость понятия молодости вызывает трудности  при определении численности молодежи и планировании молодежной политики.

Ценности молодого поколения обусловлены тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодежью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.

Проблема поколений - это проблема преемственности социокультурной динамики любого общества, задача которого состоит в формировании молодого поколения, способного в будущем реализовать свои социальные функции. Это - проблема успешного включения молодежи в общественные отношения. Постепенное включение в общественную пpaктику через социальное созревание подводит молодежь к осознанию себя как поколения. В этом процессе происходят переосмысление исторического опыта предшествующих поколений и оценка исторического процесса с точки зрения нового поколения, нового социального субъекта, который является продуктом новых общественных отношений.

Молодежь является последним по генезису поколением в любом обществе, представленном рядом поколений, значит, она находится в объективной связи со всеми предыдущими поколениями.

Понимание молодежи как целостного поколения подводит к анализу ее взаимоотношений с другими поколениями. Возможность взаимного отчуждения, непонимание между поколениями возрастают в периоды социальных кризисов, перемен, поскольку кризисы в социальном развитии - это и кризис сложившегося механизма преемственности поколений.

К концу двадцатого столетия, в силу многих экономических, политических и социальных причин, молодёжь перестает быть просто социально-демографической группой. Исследователи обратили внимание на психологические особенности этого возраста, на место молодёжи в системе общественных отношений и на возможные перспективы развития общества посредством включения в него современной молодёжи. Эти перспективы, с одной стороны, выглядят многообещающими, а с другой - ставят ряд вопросов. Так как современная молодёжь развивается в уникальных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, сложившимся конфликтом поколений, в условиях кризиса традиционных ценностей, то перед обществом стоит серьёзная проблема - изучить феномен молодёжи как разностороннее социальное явление и один из главных социальных ресурсов общества. Так, известный исследователь проблем молодёжи И.М.Ильинский отмечает принципиальное изменение статуса молодежи в социально-историческом процессе: общество должно открыть молодёжь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодёжи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодёжи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации[2].

Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных трaнcформаций, которые не могли не затронуть и российское общество. В условиях фактического расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, в исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью.

Исследователи актуальных общественных проблем современной России пре-достерегают власти от поспешных акций по разрушению традиционного образа социальной справедливости, особенно - у молодежи. Критика государственного патернализма по отношению к молодежи за ее потребительские настроения, инфантилизм, отсутствие деловой инициативы верна лишь частично. Для взаимодействия общества и молодежи переход к социальному партнерству оказался теоретически несостоятелен и пpaктически вреден. Общество - своеобразная социальная среда, которая должна обеспечивать молодого человека защитой, привилегиями, гарантиями, иначе общество не вправе ожидать гражданского поведения от молодежи. При этом общество делает акцент на молодёжь как на важнейшую составляющую человеческого капитала и социальный ресурс, связывая процветание российского государства с процветанием всех социальных групп, в том числе и молодёжи.

Эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Молодёжь занимает важнейшую позицию в общественном воспроизводстве, и возможности её самореализации являются значимым фактором обновления России[3].

В нынешних условиях трaнcформирующегося социума молодежь является едва ли не главным социальным ресурсом с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач.

Молодёжь является носителем Интеллектуального потенциала. Именно в молодости человек, как никогда, способен к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен. Любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально. В то же время молодёжь как социальный, экономический и политический ресурс общества стремится не только к получению базового школьного образования, но и к получению среднего специального, высшего и дополнительного образования, и сама указывает на хаpaктер тех курсов и дисциплин, которые необходимы ей для нормальной жизнедеятельности в реформируемом обществе. Поэтому молодёжь сегодня - это один из основных объектов вложения средств, капитала для экономической, политической и общекультурной выгоды госуарства. Государственная политика, направленная на развитие молодёжи, предполагает долгоременные капиталовложения в качественное обучение, временное возмещение упущенного заработка (выплата стипендий, некоторые льготы), психологическую поддержку молодёжи в виде внеклассных мероприятий, а также мероприятий, направленных на приобщение молодёжи к здоровому образу жизни. Кроме государственной политики, направленной на образование и досуговую занятость молодёжи, необходима поддержка молодых семей. Подобные меры, на наш взгляд, способны принести ощутимый доход не только владельцам производительных качеств, но и всему обществу.

Однако, если смотреть шире, основным фактором, определяющим уровень развития молодёжи как человеческого капитала, является социокультурная среда. Она отражает состояние четырёх подсистем общества в виде таких показателей, как уровень и качество жизни, экономический, интеллектуальный и культурный ресурсы общества.


[1] Личностно-ориентированная социология /Пер. с англ. - М., 2004. С. 242.

[2] Молодёжь России: Тенденции, перспективы // Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. -М, 1993. -С. 61

[3] Слепенков И.М. Социология молодёжи // Социологические исследования. - 1993. - № 3 -С. 130



К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Статья в формате PDF 251 KB...

25 03 2023 8:39:37

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 119 KB...

16 03 2023 10:35:37

ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА ГОРСКОГО ДОМА: КОМПОЗИЦИЯ И СЕМАНТИКА

ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА ГОРСКОГО ДОМА: КОМПОЗИЦИЯ И СЕМАНТИКА Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. ...

09 03 2023 4:15:14

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ Статья в формате PDF 125 KB...

08 03 2023 17:36:56

ЕДИНЫЙ ЗАКОН ВАРИАЦИЙ ЛЮБЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДАХ

ЕДИНЫЙ ЗАКОН ВАРИАЦИЙ ЛЮБЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДАХ Закономерности изменения различных физико-химических констант органических соединений (А) в гомологических рядах идентичны и могут быть описаны простейшим линейным рекуррентным соотношением А(n+1) = aA(n) + b, связывающим их значения с величинами соответствующих констант для предыдущих гомологов. ...

27 02 2023 22:15:38

ОЗОНОТЕРАПИЯ В ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ

ОЗОНОТЕРАПИЯ В ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ Статья в формате PDF 110 KB...

23 02 2023 14:13:52

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА Статья в формате PDF 763 KB...

18 02 2023 17:13:57

ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Статья в формате PDF 132 KB...

13 02 2023 16:22:45

ДАШКЕВИЧ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ДАШКЕВИЧ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 64 KB...

06 02 2023 2:28:43

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Статья в формате PDF 199 KB...

05 02 2023 6:47:24

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

АНАТОМИЯ УРЕТРОВЕЗИКАЛЬНОГО СЕГМЕНТА И ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У МУЖЧИН, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАСАМ

Проведено исследование 63 препаратов уретровезикального сегмента и предстательной железы мужчин первого зрелого периода, относящихся к различным расам: европеоидам и монголоидам. Результаты: 1. межмочеточниковая складка Мерсье, расстояние от внутреннего отверстия уретры до устья мочеточника, площадь треугольника Льето достоверно больше у монголоидов при отсутствии достоверной разницы показателей «уретрального» угла треугольника Льето. 2. уретровезикальный угол, длина супрамонтанной части простатического отдела уретры и длина всего простатического отдела уретры у монголоидов достоверно больше. 3. семенной бугорок у представителей монголоидной расы в 85,7% представлял собой утолщение центральной складки простатического отдела уретры, наличие простатической маточки не зарегистрировано ни в одном случае. Семенной бугорок представителей европеоидной расы был более выражен и представлял собой анатомическое образование бόльшими размерами, простатическая маточка зарегистрирована в 60% случаев. 4. общий объем простаты у европеоидов и монголоидов не отличался, однако, центральная ее доля у монголоидов достоверно больше, а переходная достоверно меньше.

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных

Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов.