МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

Ильинова Н.А. Статья в формате PDF 126 KB

Истоки исследования проблем молодежи можно найти в теоретических дискуссиях социологов в отношении роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, в обосновании теоретических подходов к анализу социальной структуры общества, влиянии культуры на личность. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных хаpaктеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно -  как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Возрастающий интерес современной социологической науки к молодежной проблематике объясняется тем, что молодежь - это необходимая для нормального функцио-ирования социума группа, содержащая  «код» преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества.

Развитие понятия молодежи как научной категории прошло путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях ее воспитания до создания самостоятельных теорий молодежного возраса.

Генезис этой научной категории как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. До этого времени молодые люди в качестве особой социальной группы не признавались. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривались опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций этого возраста пришлись на начало XX в. и получили развитие в социологических теориях молодежи.

Начальный этап жизненного цикла, совпадающий с молодостью и связанный с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появился в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла: молодежь - это группа на этапе жизни между детством и взрослостью; выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения; определение молодости как периода решения задач социализации. Также молодыми считаются те, кто ведет молодежный образ жизни, но еще не входит или уже вышел из молодежного возраста. «Юность не только вставляется между детством и зрелостью как отчетливая биографическая фаза, но эта фаза еще и расширилась в обоих направлениях и была в значительной степени создана ее собственным социокультурным миром. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается все раньше и раньше и продолжается все позже и позже», - так хаpaктеризуют молодежь авторы теорий, направленных на изучение проблем личности[1]. Подобная прострaнcтвенная размытость, расплывчатость понятия молодости вызывает трудности  при определении численности молодежи и планировании молодежной политики.

Ценности молодого поколения обусловлены тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодежью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.

Проблема поколений - это проблема преемственности социокультурной динамики любого общества, задача которого состоит в формировании молодого поколения, способного в будущем реализовать свои социальные функции. Это - проблема успешного включения молодежи в общественные отношения. Постепенное включение в общественную пpaктику через социальное созревание подводит молодежь к осознанию себя как поколения. В этом процессе происходят переосмысление исторического опыта предшествующих поколений и оценка исторического процесса с точки зрения нового поколения, нового социального субъекта, который является продуктом новых общественных отношений.

Молодежь является последним по генезису поколением в любом обществе, представленном рядом поколений, значит, она находится в объективной связи со всеми предыдущими поколениями.

Понимание молодежи как целостного поколения подводит к анализу ее взаимоотношений с другими поколениями. Возможность взаимного отчуждения, непонимание между поколениями возрастают в периоды социальных кризисов, перемен, поскольку кризисы в социальном развитии - это и кризис сложившегося механизма преемственности поколений.

К концу двадцатого столетия, в силу многих экономических, политических и социальных причин, молодёжь перестает быть просто социально-демографической группой. Исследователи обратили внимание на психологические особенности этого возраста, на место молодёжи в системе общественных отношений и на возможные перспективы развития общества посредством включения в него современной молодёжи. Эти перспективы, с одной стороны, выглядят многообещающими, а с другой - ставят ряд вопросов. Так как современная молодёжь развивается в уникальных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, сложившимся конфликтом поколений, в условиях кризиса традиционных ценностей, то перед обществом стоит серьёзная проблема - изучить феномен молодёжи как разностороннее социальное явление и один из главных социальных ресурсов общества. Так, известный исследователь проблем молодёжи И.М.Ильинский отмечает принципиальное изменение статуса молодежи в социально-историческом процессе: общество должно открыть молодёжь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодёжи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодёжи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации[2].

Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных трaнcформаций, которые не могли не затронуть и российское общество. В условиях фактического расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, в исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью.

Исследователи актуальных общественных проблем современной России пре-достерегают власти от поспешных акций по разрушению традиционного образа социальной справедливости, особенно - у молодежи. Критика государственного патернализма по отношению к молодежи за ее потребительские настроения, инфантилизм, отсутствие деловой инициативы верна лишь частично. Для взаимодействия общества и молодежи переход к социальному партнерству оказался теоретически несостоятелен и пpaктически вреден. Общество - своеобразная социальная среда, которая должна обеспечивать молодого человека защитой, привилегиями, гарантиями, иначе общество не вправе ожидать гражданского поведения от молодежи. При этом общество делает акцент на молодёжь как на важнейшую составляющую человеческого капитала и социальный ресурс, связывая процветание российского государства с процветанием всех социальных групп, в том числе и молодёжи.

Эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Молодёжь занимает важнейшую позицию в общественном воспроизводстве, и возможности её самореализации являются значимым фактором обновления России[3].

В нынешних условиях трaнcформирующегося социума молодежь является едва ли не главным социальным ресурсом с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач.

Молодёжь является носителем Интеллектуального потенциала. Именно в молодости человек, как никогда, способен к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен. Любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально. В то же время молодёжь как социальный, экономический и политический ресурс общества стремится не только к получению базового школьного образования, но и к получению среднего специального, высшего и дополнительного образования, и сама указывает на хаpaктер тех курсов и дисциплин, которые необходимы ей для нормальной жизнедеятельности в реформируемом обществе. Поэтому молодёжь сегодня - это один из основных объектов вложения средств, капитала для экономической, политической и общекультурной выгоды госуарства. Государственная политика, направленная на развитие молодёжи, предполагает долгоременные капиталовложения в качественное обучение, временное возмещение упущенного заработка (выплата стипендий, некоторые льготы), психологическую поддержку молодёжи в виде внеклассных мероприятий, а также мероприятий, направленных на приобщение молодёжи к здоровому образу жизни. Кроме государственной политики, направленной на образование и досуговую занятость молодёжи, необходима поддержка молодых семей. Подобные меры, на наш взгляд, способны принести ощутимый доход не только владельцам производительных качеств, но и всему обществу.

Однако, если смотреть шире, основным фактором, определяющим уровень развития молодёжи как человеческого капитала, является социокультурная среда. Она отражает состояние четырёх подсистем общества в виде таких показателей, как уровень и качество жизни, экономический, интеллектуальный и культурный ресурсы общества.


[1] Личностно-ориентированная социология /Пер. с англ. - М., 2004. С. 242.

[2] Молодёжь России: Тенденции, перспективы // Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. -М, 1993. -С. 61

[3] Слепенков И.М. Социология молодёжи // Социологические исследования. - 1993. - № 3 -С. 130



ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» (К 80-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ)

ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» (К 80-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ) Культуру Русского зарубежья невозможно представить без журналистики, одно из значительных мест в которой занимает журнал «Вестник», основанный во Франции в 1925 году как печатный орган Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом и верно следовавший своей основной цели – объединению верующей молодежи для служения православной церкви и защиты ее и веры – все эти годы. На сегодняшний день «Вестник» – не только старейший журнал Русского зарубежья, но и одно из немногих изданий, без которого она была бы много беднее. ...

21 04 2024 23:19:56

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ Статья в формате PDF 134 KB...

17 04 2024 4:38:57

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА Лимфоидная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов определяется у плодов белой крысы 20-21 суток в результате инфильтрации лимфоцитами их стромальных зачатков. ...

09 04 2024 12:18:59

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕНА ОТ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕНА ОТ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ По статистическим рядам динамики урожайности сена однолетних и многолетних трав показаны результаты идентификации биотехнического закона и его применения в волновых составляющих математической модели динамики. ...

07 04 2024 4:29:15

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЗНАВАЙКА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЗНАВАЙКА» Статья в формате PDF 314 KB...

06 04 2024 23:28:36

О МЕТОДОЛОГИИ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

О МЕТОДОЛОГИИ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Статья в формате PDF 95 KB...

03 04 2024 23:52:55

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis L.) относится к классу пиявок (Hirudinea) подклассу настоящих пиявок (Euhirudinea) отряду челюстных пиявок (Ghathobdellidae), роду Hirudo. Более 30 веков она использовалась человеком как лечебное средство. В России велик опыт клинического применения пиявки (гирудотерапия), его расцветом считаются 18-19 века, когда по экспорту пиявки Россия занимала место, равное злаковым культурам, что являлось существенной статьей дохода государственной казны. В статье показаны оптимальные условия среды для обитания медицинской пиявки и возможные лимитирующие факторы ее распространения и численности. Сегодня основной причиной снижения численности пиявки в Краснодарском крае является антропогенный фактор. Так бpaконьерский вылов Hirudo medicinalis привел к сильному подрыву ее популяции в большинстве районов Краснодарского края, по сравнению с серединой 90-х годов, ее численность снизилась до 10 раз. В 2002 г. губернатором Краснодарского края А.Н. Ткачевым было выпущено постановление №955 «Об изучении и сохранении медицинской пиявки на территории Краснодарского края». Важным условием сохранения медицинской пиявки в нашем крае является введение запрета на ее вылов на территории Ростовской области, куда в последнее время сместились рынки нелегальной торговли пиявкой. Идеальным вариантом стал бы запрет на ловлю пиявки во всем Южном федеральном округе и принятие коллективных мер по ее охране. ...

01 04 2024 0:14:59

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 310 KB...

31 03 2024 21:10:43

КИНЕТИКА ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ КУМУЛЯТИВНОМ ТОКСИКОЗЕ В ОРГАНИЗМЕ КАК КРИТЕРИЙ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ПОПУЛЯЦИИ РЫБ

КИНЕТИКА ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ КУМУЛЯТИВНОМ ТОКСИКОЗЕ  В ОРГАНИЗМЕ КАК КРИТЕРИЙ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ПОПУЛЯЦИИ РЫБ Анализ собственных и опубликованных материалов в отечественной и зарубежной литературе приводит к выводу о возможности организма рыб противостоять негативному влиянию экзотоксикантов. Реальной основой сопротивляемости организма является биокатализ. В этих процессах изменение активности ферментов следует рассматривать в качестве первичной реакции биологически активных веществ, направленной на детоксикацию чужеродных соединений. ...

23 03 2024 14:56:39

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 127 KB...

21 03 2024 21:26:54

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::