О МЕТОДОЛОГИИ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О МЕТОДОЛОГИИ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

О МЕТОДОЛОГИИ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

М.Г.Романцов С.Н.Коваленко Статья в формате PDF 95 KB

Для умения использовать современную методологию, для воспитания совершенной умственной деятельности, для удовлетворения социальной потребности необходимо конкретизировать принципы системного подхода и системного анализа, составляющих основу методологического обеспечения деятельности. М. В. Гамезо (1999) под деятельностью понимает «регулируемую сознанием человека активность, порождаемую потребностями, направленную на познание и преобразование человека». Отличительными чертами человеческой деятельности является ее общественный хаpaктер, целенаправленность, плановость, систематичность, длительность. Деятельность имеет сложную структуру. Остановимся на понятии умственной деятельности, включающей разнообразные действия (завершенный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной цели) человека. Умственная деятельность делится на перцептивную, мнемическую, мыслительную, имажитивную, включая в себя внутренний и внешний компонент. Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, который приобретает способность оперировать образами предметов, отсутствующими в данный момент в его поле зрении. Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности, она формируется, проявляется, совершенствуется в деятельности, здесь же и происходит формирование сознания (Крысько В.Г.,2000).

Системный подход и системный анализ не существуют вне деятельности, ее успех - следствие использования представлений о работе и ее методического и методологического обеспечения.

К принципам системного подхода необходимо отнести:

  • понимание изучаемого явления;
  • установление звеньев функциональной системы, определив уровень системообразующего элемента;
  • представление исследователя о возможных внутри- и межсистемных взаимосвязях. Принципами системного анализа являются:
  • видение социальной потребности, как несоответствия действительного и должного;
  • определение целей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребности;
  • способность трaнcформировать избранную цель в доминирующую потребность;
  • выбор способов, методов достижения цели; определение этапности решения задач;
  • умение оценить оптимальность создаваемого единства цели, методического и методологического ее обеспечения;
  • умение оценить качество информации, а также способность сочетать математические и логические приемы оценки информации и обоснование выводов ( Ардаматский Н.А.,1996).

Именно поэтому необходимо представление о работе (деятельности) и условиях ее успешного завершения. Работа (деятельность) - это целостность умственной деятельности (мышления) и изменения внешней активности, подчиненных достижению цели при решающем значении мышления.

Весьма ответственным является подготовительный этап работы исследователя, включающий:

  • социальную потребность, как противоречие действительного и должного; выделение целей, достижение которых способствует удовлетворению потребности, при этом, из всех целей необходимо выбрать одну, наиболее значимую для деятельности;
  • умственную работу (деятельность), посвященную трaнcформации цели в доминирующую потребность, ибо на каждый момент перед субъектом появляется несколько целей, как следствие существования нескольких социальных потребностей;
  • выбор методического и методологического обеспечения для оптимального достижения цели и определение последовательности этапов ее достижения.

В результате подготовительного этапа формируется «умственный» план как единство цели, методического и методологического обеспечения предстоящих действий и предвидения их результатов ( «антиципация» по И.П.Павлову), что обеспечивает надежность удовлетворения потребности.

Второй этап - этап взаимодействия (реализация умственного плана достижения целей). Успешность этапа зависит от совершенства планирования, от освоения субъектом способов, предусмотренных планом действий.

Третий этап работы - оценочный. Исполнитель самостоятельно подводит итог проделанного. Качество оценки эффективности работы зависит от способности проведения полноценного системного анализа, качеств личности и оптимального понимания целей деятельности. Оценочный этап работы имеет прикладное значение, так как его результаты касаются достижения поставленных целей. Выполненная деятельность является своеобразной проверкой теоретической и пpaктической готовности субъекта к достижению цели и удовлетворению социальной потребности. Результативность оценочного этапа зависит от совершенства мышления. Описание всех этапов работы подтверждает значение умственной деятельности в достижении цели.

Таким образом, по образному определению Н.А.Ардаматского, деятельность (работа) это функция мышления и является необходимым условием формирования личности; она в то же время зависит от уровня развития личности-субъекта этой деятельности. От личности зависит не только способность видения необходимости применения системного подхода, системного анализа, но и умение оценить результаты их применения.

Пpaктическое применение элементов системного подхода и системного анализа является основным условием оптимальной, особенно научной, деятельности человека.



ПЕРЕРАБОТКА ПЛАСТИКОВЫХ ОТХОДОВ

ПЕРЕРАБОТКА ПЛАСТИКОВЫХ ОТХОДОВ Статья в формате PDF 267 KB...

24 04 2024 5:33:51

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ Статья в формате PDF 139 KB...

20 04 2024 3:16:59

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ Статья в формате PDF 125 KB...

18 04 2024 0:28:27

КОРЯК ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ

КОРЯК ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ Статья в формате PDF 358 KB...

15 04 2024 18:28:17

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ Статья в формате PDF 98 KB...

14 04 2024 11:10:41

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТАБОЛИЗМА КОЛЛАГЕНА У КРЫС С РАЗЛИЧНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ ПРИ ОСТРОМ СТРЕССЕ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТАБОЛИЗМА КОЛЛАГЕНА У КРЫС С РАЗЛИЧНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ ПРИ ОСТРОМ СТРЕССЕ В работе исследовалось изменение метаболизма коллагена при остром стрессе у крыс с различным эмоциональным статусом. Острый стресс индуцировали, помещая животных в пластиковые камеры с отверстием для доступа воздуха на 1 час, 2,5 часа и 6 часов. Наблюдалось различие в реакции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и динамике показателей метаболизма коллагена у крыс с разным эмоциональным статусом. ...

13 04 2024 8:52:15

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ Статья в формате PDF 276 KB...

04 04 2024 6:44:57

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Статья в формате PDF 205 KB...

29 03 2024 9:37:13

МЕТОДЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 94 KB...

24 03 2024 13:47:46

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов. ...

23 03 2024 4:23:24

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ НА ОСНОВЕ МЯСА КРОЛИКА

Статья в формате PDF 268 KB...

20 03 2024 22:11:15

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА Цель статьи — выявление закономерностей влияния топографических и почвенных условий прирусловых территорий на прострaнcтвенную структуру видового состава трав и продуктивность пойменных лугов. ...

19 03 2024 11:44:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::