ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ
Структура и условия учебного процесса в сузе, по сравнению со средней школой, существенно усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, педагогические требования [2].
Проблема формирования эффективной адаптации студентов к условиям обучения в сузах и вузах занимает особое место среди важнейших и, вместе с тем, окончательно нерешенных проблем современной педагогики и физиологии. Это обусловлено рядом причин, одной, из которых является то, что уровень и адекватность приспособления организма к новой социально-информационной среде является важнейшим условием освоения будущей профессии [2]. Именно быстрая и оптимальная социально-психологическая и психофизиологическая адаптация студентов к условиям обучения в сузе является основой становления специалиста-профессионала [5]. Другая причина заключается в том, что в настоящее время в условиях реформирования и перестройки системы образования имеет место увеличение объема учебной нагрузки, интенсификация обучения, изменение форм и методов преподавания, повышение педагогических требований [4, 5]. Все это, в свою очередь, обусловливает значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем организма обучающихся [1], которое в отдельных случаях может привести к срыву адаптации, и как следствие, к значительному снижению умственной и физической работоспособности [3].
Одним из показателей оценки адаптации студентов к учебной нагрузки является оценка функционального состояния сердечно сосудистой системы. В связи с этим целью работы стало изучение динамики показателей работы сердца в течение семестра, в разные дни недели, до и после посещения занятий.
Материал и методы исследований
Исследование проводилось на базе Астpaxaнского кооперативного техникума. В исследованиях принимали участие студенты (добровольцы) технологического отделения (61 человек), юноши и дeвyшки в возрасте 18-20 лет. Показатели работы сердца регистрировали в начале и конце первого семестра в разные дни недели (понедельник, среда суббота) до и после занятий.
Исследуемые показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, ударов в минуту), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД при помощи тонометра «Omron RX-3», мм ртутного столба). Расчетным методом определяли пульсовое давление (ПД, мм ртутного столба) и минутный объем крови (МОК, мл), используя формулу Старра:
МОК = [(101 + 0,5 ПД - 0,6 ДАД) - 0,6 А]ЧСС,
где А - возраст испытуемого.
Все результаты подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюдента, корреляционного и регрессионного анализов стандартного пакета Microsoft Office Excel 2007.
Результаты исследования и их обсуждение
Начало семестра. Полученные результаты представлены в таблице (табл. 1). При сравнении полученных данных наблюдалась разнонаправленная динамика показателей сердечно сосудистой системы у испытуемых разного пола. У дeвyшек в начале семестра в исследованных условиях систолическое давление до урока в течении недели пpaктически не менялось, вместе с тем, если сравнить с показателями после урока, то наблюдалось существенное снижение систолического артериального давления к концу учебной нагрузки в начале недели на 11,4% (р < 0,001) и середине недели на 7,6 (р < 0,001). У юношей в начале недели систолическое давление так же, как у дeвyшек снижалось к концу учебной нагрузки на 4,9% (р < 0,01), в остальные дни недели колебания систолического давления были незначительными.
Таблица 1
Динамика показателей сердечнососудистой системы в начале семестра у студентов разного пола
Период недели |
Время урока |
Пол испытуемых |
сад |
дад |
чсс |
п.д |
мок |
Начало недели |
До урока |
Дeвyшки |
118 ± 1,6 |
74 ± 10,8 |
84 ± 14,9 |
43 ± 6,6 |
5579 ± 518,4 |
Юноши |
123 ± 9,6 |
68 ± 7,3 |
75 ± 11,4 |
54 ± 5,7 |
5717 ± 929,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
104 ± 8,0*** |
61 ± 5,1*** |
71 ± 8,6*** |
43 ± 6,5 |
5375 ± 649,6 |
|
Юноши |
117 ± 9,9** |
68 ± 6,1 |
71 ± 13,6 |
50 ± 8,4*** |
5328 ± 1061,0 |
||
Середина недели |
До урока |
Дeвyшки |
118 ± 5,4 |
71 ± 9,8 |
78 ± 8,8 |
47 ± 9,8 |
5519 ± 514,4 |
Юноши |
118 ± 7,1 |
67 ± 6,2 |
76 ± 12,7 |
52 ± 4,0 |
5935 ± 1083,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
110 ± 5,9*** |
68 ± 6,9 |
75 ± 11,7 |
42 ± 4,7** |
5294 ± 860,4 |
|
Юноши |
118 ± 7,0 |
69 ± 6,6 |
71 ± 12,4 |
49 ± 5,5** |
5245 ± 1062,0 |
||
Конец недели |
До урока |
Дeвyшки |
119 ± 7,6 |
74 ± 9,4 |
78 ± 9,1 |
45 ± 7,2 |
5262 ± 403,7 |
Юноши |
122 ± 8,7 |
68 ± 7,2 |
71 ± 11,2 |
54 ± 5,3 |
5434 ± 1045,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
117 ± 13,2 |
77 ± 9,5 |
85 ± 9,8* |
40 ± 7,1 |
5439 ± 495,0 |
|
Юноши |
119 ± 8,8 |
68 ± 5,8 |
71 ± 14,1 |
52 ± 6,9 |
5411 ± 1123,0 |
Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.
Изменение диастолического давления было отмечено только у дeвyшек, что выражалось в его снижении, особенно в начале недели после занятий, что составило 18% (р = 0,001). Пульсовое давление в течение недели у студентов обоего пола снижалось. Особенно это было выражено в середине недели после занятий.
Анализируя показатели ЧСС у дeвyшек вырисовывается похожая картина с изменениями диастолического артериального давления: наиболее существенное снижение ЧСС было отмечено в начале недели (14,5%, р < 0,001). У юношей количество сокращений сердца в минуту в незначительно уменьшалось, особенно в начале и середине недели.
После расчета минутного объема крови как в течении недели, так и в условиях учебной нагрузки достоверных отличий в изменении данного показателя у студентов обоего пола выявлено не было.
Конец семестра. Результаты эксперемента приведены в таблице (табл. 2).У дeвyшек наблюдалось снижение систолического давления после учебной нагрузки, особенно в середине недели на 5% (р < 0,05) и конце недели на 6,6% (р < 0,001). У юношей также наблюдалось снижение этого показателя, но в начале недели на 5,8% (р < 0,01).
Таблица 2
Динамика показателей сердечнососудистой системы в конце семестра у студентов разного пола
Период недели |
Время урока |
Пол испытуемых |
сад |
дад |
чсс |
п.д |
мок |
Начало недели |
До урока |
Дeвyшки |
116 ± 8,2 |
72 ± 10,1 |
81 ± 10,3 |
45 ± 8,4 |
5651 ± 641,4 |
Юноши |
123 ± 10,5 |
68 ± 7,0 |
75 ± 11,6 |
55 ± 6,0 |
5849 ± 1005,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
116 ± 7,5 |
78 ± 7,0** |
88 ± 10,7** |
39 ± 4,8*** |
5596 ± 468,3 |
|
Юноши |
115 ± 11,1** |
67 ± 5,5 |
74 ± 12,6 |
49 ± 9,4*** |
5505 ± 923,0 |
||
Середина недели |
До урока |
Дeвyшки |
120 ± 7,5 |
75 ± 9,6 |
80 ± 9,8 |
44 ± 5,6 |
5378 ± 731,2 |
Юноши |
123 ± 10,3 |
70 ± 8,6 |
77 ± 14,2 |
54 ± 4,8 |
5860 ± 1188,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
114 ± 8,1* |
75 ± 8,1 |
82 ± 10,1 |
39 ± 5,3* |
5296 ± 525,8 |
|
Юноши |
119 ± 5,1 |
69 ± 6,1 |
74 ± 8,8 |
50 ± 4,9* |
5511 ± 852,0 |
||
Конец недели |
До урока |
Дeвyшки |
120 ± 7,5 |
76 ± 10,6 |
80 ± 10,2 |
43 ± 8,8 |
5312 ± 684,2 |
Юноши |
128 ± 9,9 |
72 ± 7,5 |
74 ± 10,1 |
56 ± 6,7 |
5605 ± 966,0 |
||
После урока |
Дeвyшки |
112 ± 5,9*** |
70 ± 6,9* |
77 ± 11,7 |
42 ± 4,7 |
5343 ± 853,4 |
|
Юноши |
120 ± 10,7 |
69 ± 7,3 |
72 ± 13,3 |
50 ± 7,1** |
5391 ± 1175,0 |
Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.
Так же как и в начале семестра изменения диастолического давления наблюдались только у дeвyшек: в начале недели диастолическое давление после занятий повышалось на 7,7% (р < 0,01), в середине недели не менялось, а в конце недели снижалось на 7,9% (р < 0,05).
Изменение показателей ЧСС в целом имело такую же динамику, как и вначале семестра, но в отличие от начала семестра, в конце мы наблюдали повышение показателя у дeвyшек на 7,8% (р < 0,01).
Пульсовое давление в конце семестра после учебной нагрузки снижалось в течение всей недели, но наиболее заметное снижение наблюдалось у дeвyшек в начале недели, что оставило 13,3% (р < 0,001) и в середине недели - на 12,8% (р < 0,05). У юношей после занятий пульсовое давление также снижалось: в начале недели на 11% (р < 0,001), в середине недели 7,4 (р < 0,05) и в конце недели 10,7% (р < 0,01).
Минутный объем крови, как и в начале семестра, в течение недели у юношей и дeвyшек после учебной нагрузки существенно не изменялся.
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлены циркосептальные особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у юношей и дeвyшек в начале и конце семестра в условиях учебной нагрузки. В течение недели после учебной нагрузки наблюдалось снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени были выражены в первой половине недели. Полученные результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов. Установленные особенности необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий.
Список литературы
- Агаджанян Н.А., Руженкова Н.В., Старшинов Ю.П. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 1. - С. 93-97.
- Бухаринов А.И., Носова Л.И., Байгутдинов Ж.Б. Адаптация студентов к обучению в Вузе. // Гигиена и санитария. - 1992. - № 7-8. - С. 53-55.
- Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А., Берези- на М.Г. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23-29.
- Тимофеев В.П. Особенности адаптации учащихся к обучению в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля / В.П. Тимофеев, Е.А. Аксянова, А.О. Праводелова // Гигиена и санитария. - 1990. - №6. - С. 30-32.
- Чоговадзе А.В. Вуз и проблемы здоровья студен- тов // Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: материалы I Междунар. науч.-пpaкт. конф. - Волгоград, 2001. - С. 37-39.
Статья в формате PDF 108 KB...
26 04 2024 12:55:27
Статья в формате PDF 102 KB...
25 04 2024 11:32:34
Статья в формате PDF 113 KB...
24 04 2024 2:41:16
Статья в формате PDF 112 KB...
23 04 2024 4:12:59
Статья в формате PDF 133 KB...
22 04 2024 2:50:33
Статья в формате PDF 103 KB...
21 04 2024 22:33:35
Статья в формате PDF 126 KB...
20 04 2024 17:56:11
Статья в формате PDF 124 KB...
19 04 2024 19:59:14
Статья в формате PDF 131 KB...
18 04 2024 10:37:24
Статья в формате PDF 127 KB...
16 04 2024 5:45:20
Статья в формате PDF 249 KB...
14 04 2024 6:54:41
Статья в формате PDF 304 KB...
13 04 2024 19:44:36
Статья в формате PDF 103 KB...
11 04 2024 3:48:24
Статья в формате PDF 100 KB...
10 04 2024 20:24:30
Статья в формате PDF 104 KB...
09 04 2024 4:28:38
Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...
08 04 2024 12:23:50
С помощью микроспектральных флуоресцентно-гистохимических методов в тучных клетках эндометрия тела и шейки матки крыс дифференцированы гистамин, серотонин и катехоламины. Определено содержание указанных моноаминов в различные фазы пoлoвoго цикла. Тучные клетки шейки матки по сравнению с ее телом хаpaктеризуются более высоким уровнем моноаминов. Содержания катехоламинов и серотонина в точках зондирования хаpaктеризуются высокой степенью линейной корреляции во все стадии пoлoвoго цикла. Установлена высокая степень положительного хроносопряжения динамики изменений содержания гистамина в тучных клетках и эпителиоцитах эндометрия. Предполагается, что тучные клетки выступают в качестве регулятора биоаминового обмена в эндометрии в течение пoлoвoго цикла. ...
07 04 2024 21:46:41
06 04 2024 13:17:21
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 0:59:29
Статья в формате PDF 163 KB...
04 04 2024 1:51:14
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
03 04 2024 21:41:39
Статья в формате PDF 113 KB...
02 04 2024 0:30:41
На биопсийном материале матки семнадцати первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с нормальной или аномальной родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия являются гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему, и на основании этого они были условно поделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлены межгрупповые вариации всех оцененных количественных параметров. ...
01 04 2024 18:56:28
Статья в формате PDF 132 KB...
31 03 2024 23:18:11
Естественное восстановление растительности на нарушенных землях Севера протекает с различной скоростью и зависит от литологического состава грунтов, рельефа, условий увлажнения, специфики нарушений и других факторов. Проведенные исследования, анализ и обобщение опыта восстановления нарушенных территорий Севера свидетельствует о значительной сложности и специфичности рекультивационных работ. К объектам Севера в большинстве случаев не применимы основные положения и приемы в области рекультивации земель, разработанные в целом для России. Разнообразие природных комплексов – от таёжных ландшафтов до лесотундры и арктической тундры, специфика нарушений, обусловленных геологоразведочными, изыскательскими, строительными и добычными работами обусловливает необходимость дифференцированного подхода к каждому объекту рекультивации при решении вопросов восстановления нарушенных земель. ...
30 03 2024 5:57:15
28 03 2024 5:19:40
Статья в формате PDF 255 KB...
27 03 2024 7:22:34
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 8:44:55
Статья в формате PDF 253 KB...
23 03 2024 2:13:44
Статья в формате PDF 121 KB...
22 03 2024 2:57:41
Статья в формате PDF 112 KB...
21 03 2024 1:32:30
Статья в формате PDF 146 KB...
20 03 2024 14:15:53
Статья в формате PDF 119 KB...
19 03 2024 1:47:55
18 03 2024 3:34:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::