ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Абрамов А.В. Артемьева Г.Н. Безбородова Ю.В. Махутов Б.Н. Наумов Н.Д. Статья в формате PDF 126 KB

Работа посвящена одной из актуальной проблем Российского образования: реализации и внедрению контекстно-компетентностного подхода к обучению. Актуальность определяется новизной поставленных проблем и недостаточной методической разработкой в теории и педагогической пpaктике.

Работа состоит из 4 разделов.

В первом разделе дается анализ теоретического состояния и пpaктического опыта организации, построения содержания и реализации контекстно-компетентностного подхода к обучению. Проанализировано большое количество источников, в том числе результаты диссертационных исследований по данной проблеме, авторов ведущих вузов России и учителей общеобразовательных школ. Исследованы противоречия в образовании и в пpaктической деятельности, которые заимствованы из статей, монографий и диссертационных исследований Байденко В., Болотова В.А., Серикова В.В., Борисенкова В.П., Васильевой Л.И., Вербицкого А.А., Ларионовой О.Г., Воровщикова С.Г., Галаган А.И., Зимней И.А., Козырева В.А., Ильязовой М.Д., Тряпициной А.П., Радионовой Н.Ф., Татур Ю., Дж. Равеном и др. Анализ посвящен, главным образом, систематизации, структурированию, сопоставлению исходных понятий: «компетенция», «компетентности», а также их классификация. Описан опыт реализации компетентностного подхода в пpaктике различных высших учебных заведений России, а также представлена информация по состоянию компетентностного подхода в зарубежных странах, в частности, США, Канаде и странах Евросоюза.

Источников, порождающих противоречия в жизни и образовании, достаточно много. Мы рассмотрели три из них, как нам представляется основных. Первый источник - отрыв обучения от реальной жизни. Развитие классно-урочной системы, обоснованной Я.А. Коменским (середина 17 века), пошло по пути формализации знаний, несмотря на то, что изначально знания предполагалось непосредственно использовать на пpaктике. Второй источник, который непосредственно связан с первым, - это абсолютизация знаний. Знания расцениваются как основной результат деятельности учащегося. Целью образования являлось обучение учащегося основам наук. Реально учащийся получал не знания, а их интерпретацию. Третий источник - это выключение обучаемого из процесса самообразовательной деятельности. Известное личностно-ориентированно обучение и дифференцированный подход появились не благодаря, а вопреки классно урочной системы. Суммируя сказанное можно сделать вывод о том, что эти обстоятельства являются доминантами традиционной системы. Одним из путей снижения влияния и, в конечном счете, уничтожением данных источников является внедрение ККП.

Сделан вывод о том, что компетентностный подход в системе образования России находится, в большей степени, на стадии обсуждения и развития.

Во втором разделе обоснована университетская система управления разработки и внедрения контекстно-компетентностного подхода к обучению. Представлены принципы системы управления, основные ее компоненты и мероприятия по реализации на уровне университета, в частности, Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Описан опыт реализации компетентностного подхода на уровне деканатов, специальностей, кафедр обучения и внедрения в реальный учебный процесс.

Говоря о концепции развития ВУЗа необходимо, в первую очередь, разработать и создать оптимальные условия его существования и саморазвития. Важнейшим внутренним условием реализации инновационных процессов в гуманитарном университете является принятие управленческих решений, обеспечивающих процесс проектирования и внедрения в пpaктику различных инноваций. Эти решения должны быть направлены на организацию целостной подготовки специалистов, причем решение организационно-управленческих задач должно строиться в двух плоскостях: чисто административной - и тогда на первое место выходит ректорат, и научно-методологической - эта роль отводится в Нижневартовском государственном гуманитарном университете научно-исследовательским лабораториям.

В третьем разделе представлена обобщенная модель учебно-дидактического комплекса по дисциплине учебного плана ВУЗа в условиях контекстно-компетентностного подхода к обучению. Проанализированы 3 модели учебно-дидактического комплекса, которые отличаются друг от друга по уровню подготовки специалистов (бакалавров и т.д.). Представлен опыт создания учебно-методического комплекса в Нижневартовском государственном гуманитарном университете.

Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины предполагает следующие наполнение:

1. Рабочая программа учебной дисциплины.

2. Методические рекомендации студентам

2.1. По организации самостоятельной работы при изучении дисциплины: перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы; измерительные материалы для контроля самостоятельной работы студентов.

2.2. По выполнению лабораторных работ и пpaктических заданий: перечень тем теоретического курса, предварительное изучение которых необходимо для выполнения лабораторной (или пpaктической) работы; содержание заданий и порядок их выполнения; рекомендации по выполнению; контрольные вопросы для самопроверки.

2.3. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины: примерный перечень вопросов к зачетам; примерный перечень вопросов к экзаменам; рейтинг оценки знаний (критерии).

2.4 Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, самостоятельных, творческих и контрольных работ: выбор темы; основные этапы работы; требования к оформлению в соответствии с ГОС; организация и процеДypa защиты работы; критерии оценивания работы; к каждой теме письменной работы (кроме дипломной работы) должен прилагаться глоссарий (терминов, понятий, дат, положений и т.п.) в минимальном объеме соответствующий ГОС дисциплины) и в максимальном (по определению преподавателя) для определения рейтинга студента.

2.5. Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине (КИМ по дисциплине). Контрольно-тестирующий комплекс обеспечивает проведение следующих видов контроля знаний студентов: определение исходного уровня подготовки;

самоконтроль (общие и детальные тесты); проверка готовности к переходу на другую тему промежуточный и итоговый контроль.

2.6. Академический календарь.

3. Глоссарий дисциплины.

4. Учебно-методическое обеспечение курса.

В четвертом разделе обоснованы средства педагогических измерений достижений обучающихся. В частности, обоснованы процедурные и содержательные вопросы тестирования достижений студентов, использованы Internet-тестирования в режиме Он-лайн, внутренние компьютерные тестирования, разработанные научно-педагогическими работниками Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Описана теория педагогических измерений в инновационных технологиях. Достаточно подробно представлено описание портфолио, которое используется в разных формах учебной деятельности студентов. Приведены примеры портфолио студентов НГГУ.

В списке литературы приведено значительное количество источников (более 500), отражающих основные тенденции развития инновационных процессов в России и за рубежом в последние 10-15 лет.

Работа ориентирована на государственные стандарты высшего профессионального образования нового поколения, основанные на контекстно-компетентностном подходе.



ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография) Статья в формате PDF 102 KB...

18 04 2024 13:38:24

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 107 KB...

13 04 2024 18:58:50

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ С ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ МУЖСКОГО ПОЛА РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА ПРИ НАГРУЗКЕ ПОВЫШАЮЩЕЙСЯ МОЩНОСТИ

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ С ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ МУЖСКОГО ПОЛА РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА ПРИ НАГРУЗКЕ ПОВЫШАЮЩЕЙСЯ МОЩНОСТИ В исследованиях приняло участие 85 спортсменов, которые были распределены 6 групп: юноши и взрослые лыжники, юноши и взрослые бегуны, юноши и взрослые спортсмены, занимающиеся скоростно-силовыми видами спорта. В качестве физической нагрузки применялась работа на велоэргометре ступенчато-повышающейся мощности без пауз отдыха от 50 до 200 Вт. При нагрузке мощностью 200 Вт во всех шести группах испытуемых выявлены значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и частотой сердечных сокращений, отношением ударного объема крови к частоте сердечных сокращений. В группах спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость, и у юношей, тренирующих скоростно-силовые качества, выявлены также значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и коэффициентом комплексной оценки обеспечения организма кислородом. ...

12 04 2024 17:38:32

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При нeблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

10 04 2024 6:21:59

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1. ...

03 04 2024 15:37:52

ИЗУЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА ПО УРОВНЮ НОРМАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ К ИНТЕСТИНАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЕ (БИФИДОБАКТЕРИЯМ) С ПОМОЩЬЮ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ТЕСТ-СИСТЕМ

ИЗУЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА ПО УРОВНЮ НОРМАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ К ИНТЕСТИНАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЕ (БИФИДОБАКТЕРИЯМ) С ПОМОЩЬЮ ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ТЕСТ-СИСТЕМ Разработанный способ исследования копрологических проб на наличие антител к бифидофлоре с использованием оригинальных эритроцитарных тест-систем для реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) позволяет оценивать иммунореактивность макроорганизма к симбионтной микрофлоре, не прибегая к инвазивным методам отбора диагностического материала. Популяционный уровень антител в копропробах отражает состояние системного иммунитета (по уровню антител в сыворотках крови) и согласуется с архитектоникой видов бифидобактерий в исследуемой популяции. Выявление антител к бифидобактериям, в комплексе с бактериологическим исследованием копрологического материала позволяет дать более полную оценку микроэкологического статуса организма. Коррекция дисбиотических нарушений у детей должна проводиться на основании результатов бактериологического обследования, дающего информацию о количественном и качественном состоянии микробиоты, с учётом функционального состояния локального иммунитета, в норме толерантного к симбионтной интестинальной бифидофлоре. ...

02 04 2024 22:53:17

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ИММУНОТРОПНЫХ СРЕДСТВ В ТЕРАПИИ УРОГЕНИТАЛЬНОГО ХЛАМИДИОЗА

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ИММУНОТРОПНЫХ СРЕДСТВ В ТЕРАПИИ УРОГЕНИТАЛЬНОГО ХЛАМИДИОЗА В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогeнитaльным xлaмидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогeнитaльным xлaмидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных xлaмидиозом. ...

01 04 2024 22:37:44

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

30 03 2024 14:10:39

Звягинцева Татьяна Владимировна

Звягинцева Татьяна Владимировна Статья в формате PDF 69 KB...

25 03 2024 15:26:17

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 119 KB...

23 03 2024 9:34:11

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 112 KB...

22 03 2024 11:11:15

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ «КОРРУПЦИЯ»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ «КОРРУПЦИЯ» Статья в формате PDF 251 KB...

20 03 2024 2:58:34

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Статья в формате PDF 101 KB...

17 03 2024 15:28:20

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ)

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ) Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...

16 03 2024 8:17:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::