Воспоминания учащихся духовных учебных заведений как исторический источник
1 Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов Статья в формате PDF 321 KB 1. Захарова Л.Г. Мемуары, дневники, частная переписка второй половины XIX века // Источниковедение истории СССР XIX – начала ХХ века. – М., 1970. – С. 364-400. 2. Корнилова И.В. Материалы церковного делопроизводства как источники по генеалогии православного духовенства Прикамья (на примере семьи Кудрявцевых) // Альманах современной науки и образования. – 2012. –№ 8. – С. 78-81. 3. Корнилова И.В. Священнический род Кудрявцевых в Вятском крае: опыт семейного портрета // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и пpaктики. – 2011. –№ 7-3. – С. 93-97. 4. Корнилова И.В. «Утро России»: преподаватели Вятской духовной семинарии в конце 1850-х – начале 1860-х гг. (историческая зарисовка) // Современная наука: Актуальные проблемы теории и пpaктики. – 2012. – № 4-5. – С. 45-49. 5. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Циркуляры попечителей учебных округов как исторический источник // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 11. – С. 117. 6. Красноперов И.М. Записки разночинца. – М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. –152 с. 7. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Мир божий. – 1896. – Кн. 9. – С. 23-42; Кн. 10. – С. 102-120. 8. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Вестник Европы. – 1905. – Кн. 12. – С. 585-602. 9. Красноперов И.М. Мои воспоминания // Минувшие годы. – 1908. – Кн. 12. –С. 69-80. 10. Красноперов И. Отрывки из воспоминаний (1850-1860 гг.) // Вятская речь. – 1915. – № 17 (22 января). – С. 2-3; № 18 (23 января). – С. 2. 11. Луппов П. В духовном училище. – СПб.: Синодальная типография, 1913. – 70 с. 12. Луппов П.Н. Автобиография. – Киров, 1947. – 99 с. [Машинопись]. 13. Магсумов Т.А. Журналы заседаний педагогических советов как исторический источник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 1. – С. 80-81. 14. Магсумов Т.А. Личные дела преподавателей как исторический источник // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 176. 15. Помяловский Н.Г. Полн. собр. соч. – Варшава, 1913. –Т. 2. 16. Порфирьев И.Я. Краткая записка о моем роде-племени и о моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии. Васильево, 1886 // Герценка: Вятские записки. – Киров, 2006. –Вып. 10. – С. 150-198. 17. Сычугов С.И. Записки бурсака. – М.; Л.: Академия, 1933. – 353 с.
Воспоминания учащихся духовных учебных заведений имеют богатую историю, начиная с XIX в., когда произошла трaнcформация сознания духовного сословия, связанная с осознанием неповторимости своего индивидуального исторического опыта, выделением себя из окружающего социума. Мемуары представителей духовенства и выходцев из духовного сословия появляются по всей России, и особенно много в Вятке. Большая часть этих источников опубликована, меньшая – хранится в рукописном фонде Кировской областной научной библиотеки [2–4]. Среди воспоминаний выпускников духовной школы XIX в. следует выделить мемуары Я.И. Порфирьева [16], И.М. Красноперова [6–10], П.Н. Луппова [11–12], Н.Г. Помяловского [15], С.И. Сычугова [17]. Мемуары дают возможность всесторонне рассмотреть духовное образование в Вятской епархии, взглянуть на жизнь и процесс обучения не глазами сторонних наблюдателей, а самих учеников, которые непосредственно наблюдали положительное и негативное в системе духовного обучения. Многие из тех, кто оставил воспоминания о годах обучения в духовной школе, позднее покинули духовное звание. Это придает особый колорит данной группе воспоминаний.
О духовных училищах в г. Вятке и г. Елабуге подробно писали П.Н. Луппов и И.М. Красноперов. Мемуары этих двух авторов разнятся между собой. И.М. Красноперов вспоминал только издевательства учителей над учениками. П.Н. Луппов, напротив, сглаживал негативную оценку духовных училищ. Хотя скрывать самые заметные недостатки было довольно сложно. С другой стороны, оба автора с теплотой отзывались о некоторых учителях, хотя и оговаривали, что таких было очень немного.
Среди документов этой группы особенно ценными, на наш взгляд, являются мемуары И.М. Красноперова (1839–1920) [6], ученого, историка, экономиста, статистика, больше известного как члeна студенческого кружка, привлеченного к делу «Казанского заговора» 1863 г. Его воспоминания дают сравнительно мало материала для освещения истории самого заговора в виду того, что Иван Маркович многого сам не знал о готовившемся заговоре, и о многом он не решался говорить в своих воспоминаниях, впервые опубликованных в конце XIX – начале ХХ в. на страницах журналов «Мир Божий», «Вестник Европы», «Минувшие годы» [7–9], когда многие из участников заговора были еще живы. Несмотря на это, воспоминания И.М. Красноперова представляют значительный интерес, в них представлены портреты преподавателей Елабужского духовного училища 1850-х гг., где типичное глубоко сочетается с личностным, присутствуют многие детали, которые невозможно восстановить по документам. В воспоминаниях ярко и образно описана обстановка, царившая в российской провинции в конце XIX в.
Не менее ценны для воссоздания картины быта священнослужителей Вятской губернии, их отношений к своим обязанностям, к процессу воспитания детей и воссоздания картины жизни в духовных учебных заведениях середины XIX в., воспоминания профессора русской словесности Казанской духовной академии И.Я. Порфирьева (1823–1890) – «Краткая записка о моем роде-племени и о моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии». Известно, что воспоминания были составлены в последние годы жизни профессора (1886–1890 гг.) на даче в Васильево и хранились в рукописном варианте у его правнучки И.В. Порфирьевой в Казани. В 2006 г. при участии вятского историка М.С. Судовикова они были опубликованы в научно-популярном альманахе «Герценка: Вятские записки» [16]. Наибольшую ценность представляют страницы воспоминаний о годах учения И.Я. Порфирьева в Вятской духовной семинарии. В них представлена картина быта семинаристов, состояние ученической библиотеки, содержание обучения во всех трех отделениях (словесном, философском и богословском) семинарии. Важным является то, что автор не приукрашивал негативные стороны в жизни духовных учебных заведений рассматриваемого периода, а со всей откровенностью останавливался как на положительных, так и на негативных моментах. Причем, автор сам обращал внимание читателя на то, что «воспоминания первоначального детства самые дорогие и самые приятные; к сожалению, они всегда неясны, отрывочны и немногочисленны. Между тем, они чрезвычайно важны; в это время развиваются те или другие наклонности и образуется будущий хаpaктер. Все это делается под влиянием семьи и вообще окружающей среды» [16, с. 154].
В целом, откровенность мемуаров, на наш взгляд, не так уж велика. Кое-что авторы замалчивали, кое-что приукрашали с целью пощадить чувства многих современников. Этим объясняется отсутствие возможности полного и откровенного выражения мыслей И.М. Красноперовым и И.Я. Порфирьевым. Как всякий источник личного происхождения, мемуарные источники, требуют критического подхода, так как несут в себе известную долю субъективизма. Методика работы с документами личного происхождения достаточно полно отражена в специальной источниковедческой литературе [1]. Изучать период XIX столетия, не привлекая уникальные в своем роде источники, нельзя, так как они дают ценные бытовые подробности жизни духовных учебных заведений, позволяют представить атмосферу учебного процесса и досуга семинаристов, выяснить их отношение к отдельным преподавателям, лучше понять историческую обстановку того времени и наполнить исследование «живым» материалом.
10 07 2025 20:49:11
Статья в формате PDF
129 KB...
08 07 2025 14:17:12
Статья в формате PDF
124 KB...
07 07 2025 13:37:10
Предложена стохастическая многолистная теория гравитации без сингулярностей и «черных дыр». Отмечена связь интервала в гиперкомплексном прострaнcтве с системной термодинамикой. Представлен класс пост’октетных физических теорий. Масса является флогистоном. ...
06 07 2025 8:34:29
Статья в формате PDF
110 KB...
05 07 2025 10:40:39
Статья в формате PDF
224 KB...
04 07 2025 10:42:20
Статья в формате PDF
114 KB...
03 07 2025 23:59:59
Статья в формате PDF
129 KB...
01 07 2025 7:18:34
Статья в формате PDF
259 KB...
28 06 2025 1:17:45
Статья в формате PDF
100 KB...
27 06 2025 17:20:23
Статья в формате PDF
116 KB...
26 06 2025 1:12:47
Статья в формате PDF
110 KB...
25 06 2025 3:29:49
Статья в формате PDF
164 KB...
24 06 2025 23:57:11
Статья в формате PDF
134 KB...
20 06 2025 17:31:26
Статья в формате PDF
253 KB...
18 06 2025 16:55:38
Статья в формате PDF
109 KB...
17 06 2025 11:34:23
16 06 2025 9:31:51
Статья в формате PDF
126 KB...
15 06 2025 7:29:55
Статья в формате PDF
443 KB...
14 06 2025 8:43:56
В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта.
...
13 06 2025 1:50:21
Статья в формате PDF
123 KB...
12 06 2025 10:40:39
Статья в формате PDF
138 KB...
11 06 2025 0:28:59
Статья в формате PDF
113 KB...
10 06 2025 6:13:45
Статья в формате PDF
101 KB...
09 06 2025 0:56:22
Статья в формате PDF
112 KB...
08 06 2025 4:44:48
Статья в формате PDF
101 KB...
07 06 2025 20:28:20
Статья в формате PDF
149 KB...
06 06 2025 4:26:33
Статья в формате PDF
102 KB...
05 06 2025 12:46:59
Статья в формате PDF
274 KB...
04 06 2025 5:43:35
Статья в формате PDF
127 KB...
03 06 2025 5:22:40
Статья в формате PDF
125 KB...
02 06 2025 23:19:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::