ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН КАК НОВЫЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ
Проблема совершенствования медико-социальной помощи беременным женщинам на фоне низкой рождаемости и высокого уровня осложнений беременности и родов требует внедрения в пpaктическое акушерство новых медицинских знаний и технологий, что, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска новых критериев для оценки состояния здоровья беременных женщин, которые бы адекватно отражали ее состояние физического, психологического и социального функционирования во время беременности. Таким критерием может стать оценка уровня качества жизни (КЖ), которая в сочетании с объективными данными обеспечит комплексный медико-социальный подход к оценке состояния здоровья беременной женщины и может быть использован для совершенствования медицинской помощи данному контингенту населения.
За основу была взята международная программа Medical Outcomes Study Short Form (SF-36), позволяющая оценить КЖ беременных, родильниц и небеременных женщин фертильного возраста, находящихся в бpaке.
В основную группу была включена 451 беременная женщина, находившаяся под наблюдением в женских консультациях г. Воронежа. Контрольная группа состояла из 557 небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке.
Для исследования КЖ проводилось однократное анкетирование по программе SF-36 каждой женщины во время беременности (в сроке 27-40 недель) и однократное их анкетирование в послеродовом периоде, а также однократное анкетирование 557 небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке.
При обработке данных ответы на 36 пунктов опросника Medical Outcomes Study Short Form (SF-36) были сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование (Physical Functioning); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning); интенсивность боли (Bodily pain); общее состояние здоровья (General Health); жизненная активность (Vitality); социальное функционирование (Social Functioning); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional) и психическое здоровье (Mental Health).
Показатели каждой шкалы варьировали от 0 до 100 баллов, где 100 баллов представляет наивысшую оценку КЖ. Оценки в баллах по 8 шкалам составлены таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Шкалы группировались в два показателя - «физический» компонент КЖ и «психологический» компонент КЖ, на основании которых дается «общая» оценка КЖ.
В таблице представлена сравнительная хаpaктеристика «физического» и «психологического» компонентов КЖ и «общая оценка» КЖ беременных, родильниц и небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке.
Сравнительная оценка физического, психологического компонентов и общей оценки КЖ беременных, родильниц и небеременных женщин фертильного возраста, находящихся в бpaке (в баллах)
№ п/п |
Компоненты качества жизни |
Оценка в баллах |
||
Небеременные женщины фертильного возраста, находящиеся в бpaке (группа 1) |
Беременные |
Родильницы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Физический компонент качества жизни (ФККЖ) |
77,7±1,0 t1,2= 31,43 Р<0,05 |
53,9±1,1 t2,3 = -10,87 Р<0,05 |
63,3±1,3 t1,3 = 17,54 Р<0,05 |
2 |
Психологический компонент качества жизни (ПККЖ) |
65,1±1,3 t1,2= 29,01 Р<0,05 |
40,6±0,9 t2,3 = -19,28 Р<0,05 |
55,9±1,2 t1,3= 9,99 Р<0,05 |
3 |
Общая оценка качества жизни (ООКЖ) |
71,4±1,0 t1,2= 34,54 Р<0,05 |
47,3±0,9 t2,3 = -17,72 Р<0,05 |
59,6±1,1 t1,3= 15,47 Р<0,05 |
Примечание: достоверным считается различие тех показателей, где вероятность составляет не менее 95,5% (Р<0,05).
Показатель «физического компонента качества жизни» (ФККЖ) у беременных женщин имеет наименьшее значение (53,9±1,1 балла), а наибольшее - у небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке (77,7±1,0 балла), в то время как родильницы по этому показателю занимают промежуточное положение (63,3±1,3 балла), что указывает на снижение показателя «физического компонента качества жизни» у беременных по сравнению с небеременными женщинами фертильного возраста, состоящих в бpaке (Р<0,05), и его восстановление в послеродовом периоде (Р<0,05).
У беременных женщин показатель «психологического компонента качества жизни» (ПККЖ) составил 40,6±0,9 балла, у небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке - 65,1±1,3 балла, у родильниц - 55,9±1,2 балла, т.е. отмечается снижение данного показателя у беременных по сравнению с небеременными женщинами фертильного возраста, состоящих в бpaке (Р<0,05), и его восстановление у родильниц (Р<0,05).
В группе беременных показатель «общей оценки качества жизни» (ООКЖ) имеет наименьшее значение (47,3±0,9 балла), а наибольшее - у небеременных женщин фертильного возраста, состоящих в бpaке (71,4±1,0 балла), в то время как родильницы по этому показателю занимают промежуточное положение (59,6±1,1 балла), т.е. отмечается снижение показателя «общей оценки качества жизни» у беременных по сравнению с небеременными женщинами фертильного возраста, состоящих в бpaке (Р<0,05), и его восстановление в послеродовом периоде (Р<0,05).
Таким образом, снижение уровня отдельных компонентов и общей оценки КЖ во время беременности говорит о том, что беременная женщина относится к наиболее уязвимой группе населения в плане воздействия нeблагоприятных факторов и нарушения состояния здоровья. Поэтому, представленные критерии оценки их КЖ могут быть использованы как интегральные показатели, хаpaктеризующие состояние здоровья данного контингента населения.
Статья в формате PDF 109 KB...
30 11 2024 15:31:37
Статья в формате PDF 224 KB...
29 11 2024 22:45:41
Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...
27 11 2024 18:17:52
Статья в формате PDF 113 KB...
26 11 2024 19:14:56
25 11 2024 16:48:19
Статья в формате PDF 116 KB...
24 11 2024 22:10:52
Статья в формате PDF 103 KB...
23 11 2024 15:58:33
Статья в формате PDF 130 KB...
22 11 2024 21:56:44
Статья в формате PDF 104 KB...
21 11 2024 2:16:23
Статья в формате PDF 101 KB...
20 11 2024 9:33:52
Статья в формате PDF 109 KB...
19 11 2024 0:20:19
В настоящее время в связи с возникновением проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в системе образования крайне важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Суть образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества. ...
18 11 2024 0:55:12
Статья в формате PDF 110 KB...
16 11 2024 0:18:20
Статья в формате PDF 104 KB...
15 11 2024 2:31:11
Статья в формате PDF 131 KB...
14 11 2024 7:15:14
Статья в формате PDF 303 KB...
13 11 2024 17:53:53
Статья в формате PDF 260 KB...
12 11 2024 7:47:38
11 11 2024 10:40:41
Статья в формате PDF 151 KB...
10 11 2024 15:21:29
Статья в формате PDF 125 KB...
08 11 2024 11:23:45
Статья в формате PDF 106 KB...
07 11 2024 3:25:31
Статья в формате PDF 133 KB...
06 11 2024 19:25:37
Статья в формате PDF 112 KB...
05 11 2024 15:42:20
Статья в формате PDF 118 KB...
03 11 2024 18:32:22
Статья в формате PDF 102 KB...
01 11 2024 14:51:19
Статья в формате PDF 155 KB...
31 10 2024 17:15:49
Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...
30 10 2024 1:16:19
В работе проведено исследование цитрусового пектина на сорбционную способность по отношению к ионам свинца, а также влияние температуры на сорбционную емкость. В работе проведен расчет физико-химических параметров процесса сорбции ионов свинца цитрусовом пектином, позволивший установить, что процесс образования пектата свинца протекает как реакция первого порядка, а функциональная зависимость сорбции от концентрации ионов свинца подчиняется уравнению изотермы адсорбции Фрейндлиха. Высокая степень извлечения ионов свинца (64% от исходной концентрации) позволяет рекомендовать цитрусовые пектины в качесве энтеросорбентов при свинцовой интоксикации, а также в качестве пищевой добавки к продуктам лечебного и профилактического действия. ...
29 10 2024 9:50:37
Статья в формате PDF 311 KB...
28 10 2024 4:38:54
Статья в формате PDF 268 KB...
27 10 2024 1:23:56
Статья в формате PDF 139 KB...
26 10 2024 8:41:36
Статья в формате PDF 133 KB...
25 10 2024 20:43:22
Статья в формате PDF 121 KB...
23 10 2024 16:25:55
Статья в формате PDF 103 KB...
22 10 2024 16:27:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::