ТИПОГРАФИКА (учебное пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Дырдин А.А. Куранов А.О. Статья в формате PDF 116 KB

По-видимому, в моих венах течет типографская краска: когда я впервые узнал о возможностях компьютерной технологии в печатном деле, я не мог воспротивиться желанию потратить всю оставшуюся жизнь на то, чтобы попытаться адаптировать типографскую премудрость предыдущих столетий к возможностям сегодняшнего дня.

D.E. Knuth. Computer Typesetting.

Учебное пособие представляет собой экскурс в такую сферу издательской деятельности, как типографика. Издание можно рассматривается не только как учебное пособие, но и как справочник, поскольку оно воссоздаёт максимально полную картину развития типографики: от самых истоков до современности, дополняя излагаемый материал историческими фактами и иллюстрациями. Учитывая сложность и специфику материала, авторы издания приняли решение не смешивать контент, а разделить его на тематические параллели, дабы сформировать в сознании читателя (студента) чёткое представление о многогранности типографики, показать специфику становления каждой её стороны в тесной взаимосвязи с остальными гранями этой сферы деятельности.

Тематические параллели издания.

«<...> книгопечатание такое же междисциплинарное направление, каким может быть любой другой предмет» (D. E. Knuth. Computer Typesetting. CSLI Lecture Notes Number 78. CSLI Publications Stanford. California. 1999).

Шрифты: материал иллюстрирует становление искусства шрифта, от самых истоков до современной классики. Раздел представлен такими именами, как Nicholas Jenson (1420 (Sommevoire, France) - 1480 (Venice, Italy); французкий гравёр, печатник и типограф, работавший в Венеции; создатель антиквы Cloister Old Style, которой он набрал «De Preparatione Evangelica» (1470 г.) Евсевия Кесарийского; его работы оказали влияние на творчество Francesco Griffo и Claude Garamond), Ludovico Vicentino degli Arrighi (1475-1527 гг.; итальянец; жил в эпоху Ренессанса; был писцом в канцелярии Ватикана; получил известность благодаря тому, что в 1525 г. создал новый шрифт Chancery (основанный на рукописном стиле), который стал образцом для большинства курсивных шрифтов современности (известное как начертание italic), John Baskerville (1706-1775 гг.; английский профессиональный каллиграфист; в 1754 г. создал свой первый шрифт (который в последствии и получил название Baskerville); в 1750 г. открыл свою типографию в Бирмингеме; впервые применил каландирование; его шрифты не были популярны в Англии, однако получили широкое использование во Франции (например, Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais, автор «Le Mariage de Figaro», купил шрифт Baskerville для издания сочинений французкого философа Francois-Mari Arouet de Voltaire (1694-1778 гг.), Giambattista Bodoni (1740-1813 гг. (26 февраля 1740 (Saluzzo) - 29 ноября 1813 (Parma); известный художник-шрифтографов Европы; итальянский типограф; считается революционером в шрифтовом искусстве и типографике конца XVIII века; создатель более 400 шрифтов; в 1798 году создал свой знаменитый шрифт названный его именем (Bodoni), Paul Renner (1878-1956 гг.; немецкий книжный художник; создатель известной гарнитуры Futura, в которой воплотилась философия голландского движения De Stijl и русского конструктивизма), Adrian Frutiger (24.05.1928 г; знаменитый швейцарский создатель шрифтов; получивший известность благодаря шрифту Frutiger (имел единственное начертание), который первоначально был спроектирован для системы визуальных коммуникаций аэропорта имени Charles de Gaulle в Париже). Авторы учебного пособия дают описание таким явлениям шрифтологии, как «венецианские антиквы (Venetians)», «итало-французкие антиквы (Garaldes)», «королевские антиквы (romain do roi)». Дана подробная информация о школе дизайна Bauhaus (первая половина XX века), а также компаний Monotype, Linotype, ATM и Bitstream. Особое внимание уделено истории шрифта Helvetica (ставшего целой культурой современного дизайна). В завершении авторы дают информацию о лексическом происхождении название шрифта Sans Serif.

Типометрия (от греч. typos - отпечаток, форма - и metron - мерка) принятая система измерения в типографии. Рассмотрены такие единицы измерения как 6р11, pica, point, em (square), x-height, agate, кегельная шпация, пробельные квадраты и т. д., в тесной взаимосвязи с современными издательскими компьютерными системами.

Информационные технологии: история Xerox Palo Alto Research Center (PARC) создавшие копировальный аппарат Xerox и реализовавшие ряд инновационных идей; таблицы символов (ANSII, Unicode). Рассмотрение принципов PostScript, а также OpenType, TrueType, Embedded Open Type, Web Open Font Format, TrueType GX, QuickDraw GX, Mac (история компании Apple Computer) и язык PDL.

Полиграфическое оборудование: история создания пишущей машинки Remington, и печатного оборудования, внимание уделено и техническим решениям XX и XXI века: пишущая машинка IBM Selectric, RIP, технология цифровой печати.

Художественно-техническое оформление изданий: изложение правил форматирования текста и графики, изучение английского стиля вёрстки абзацев - «justification» (то, что скрывается за буквой «J» в аббревиатуре «H&J» (Hyphenation & Justification), который использует британская газета «The Times», а также периодические издания США («The Washington Post», «The USA Today», «The New York Times»). Особое внимание уделено исследованиям в области расположения информации проведёнными Krees и Van Leeuwen, Tinker, Paterson, Shipcott, Giles & Hodson. Изучение повышения внимания при восприятии цветной рекламы (Favre and November, теория Гельмгольца, Карл Борггрэфе). Рассмотрение малоформатного издания, но получившего широкую известность - Glamour. Излогаемый материал иллюстрируется на примерах издательской системы TeX).

Система TeX (LaTeX2e): биография и творческая мастерская D.E. Knuth, реализация типометрии в LaTeX2e. Авторы учебного пособия изложили уникальные решения заложенные в издательскую систему LaTeX2e. Не обошли стороной и технологию Metafont: рассмотрены принципы программирование на Metafont, виртуальные шрифты, шрифты для дискретных полутонов.

Визуальное конструирование страницы - вот конечная цель работы типографа. Он одновременно решает две задачи: с одной стороны - обеспечивает восприятие текста, помогает ориентироваться в графическом прострaнcтве книги, а с другой - развивает эстетический вкус читателя, создавая произведение искусства. Мир типографики - от её классических основ до типографики неклассического стиля и веб-типографики - разнообразен и интересен. Это целая система художественного проектирования произведений печати, электронных изданий и сайтов. Разpaбатывая архитектуру текста, типограф не только формирует облик книги, но и становится посредником между её автором и читателем. Типограф захватывает читателя гармонией шрифта и графического языка, способствуя наиболее полной передаче содержания книги.

Учебное пособие даёт представление о развитии типографики на разных этапах книгоиздания, что позволяет рекомендовать его в качестве путеводителя, вводящего в прострaнcтво фундаментальных знаний в этой области. Пособие адресовано студентам специальности 030901- «Издательское дело и редактирование», а также всем тем, кто увлекается графическим дизайном.



Сначала составь задачу, а потом реши

Сначала составь задачу, а потом реши Статья в формате PDF 300 KB...

23 04 2024 19:32:59

РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ И ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ И ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС Статья в формате PDF 150 KB...

20 04 2024 18:39:35

ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 77 KB...

16 04 2024 14:50:12

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ В настоящем обзоре проанализированы и обобщены современные данные о роли микро-РНК (miРНК) в тонкой подстройке циркадианных биологических часов (БЧ) на уровне центрального осциллятора (супрахиазматических ядер гипоталамуса, СХЯ) и в периферических тканях и органах. Обсуждаются механизмы воздействия miРНК (miR-132, miR-216, miR-182, miR-96, miR-122, miR-141, miR-192/94, miR-206) на этапы экспрессии ключевых генов БЧ. Продемонстрировано опосредованное этим влияние miРНК на параметры циркадианного ритма (период, амплитуда, фазовый ответ на внешний световой сигнал), а также участие данных процессов в модуляции физиологических ритмов на более высоких уровнях организации млекопитающих. ...

13 04 2024 12:17:32

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке Статья в формате PDF 104 KB...

10 04 2024 19:47:30

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО ОПРОСА)

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО ОПРОСА) На основе социологического исследования и субъективного восприятия изучено влияние нeблагоприятных производственных факторов на трудовой процесс и состояние здоровья операторов связи и телефонисток, как профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов с учетом стажа, возраста и профессиональной деятельности. ...

01 04 2024 16:50:40

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ Статья в формате PDF 117 KB...

30 03 2024 22:28:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::