ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)
По-видимому, в моих венах течет типографская краска: когда я впервые узнал о возможностях компьютерной технологии в печатном деле, я не мог воспротивиться желанию потратить всю оставшуюся жизнь на то, чтобы попытаться адаптировать типографскую премудрость предыдущих столетий к возможностям сегодняшнего дня.
D.E. Knuth. Computer Typesetting.
Учебное пособие представляет собой экскурс в такую сферу издательской деятельности, как типографика. Издание можно рассматривается не только как учебное пособие, но и как справочник, поскольку оно воссоздаёт максимально полную картину развития типографики: от самых истоков до современности, дополняя излагаемый материал историческими фактами и иллюстрациями. Учитывая сложность и специфику материала, авторы издания приняли решение не смешивать контент, а разделить его на тематические параллели, дабы сформировать в сознании читателя (студента) чёткое представление о многогранности типографики, показать специфику становления каждой её стороны в тесной взаимосвязи с остальными гранями этой сферы деятельности.
Тематические параллели издания.
«<...> книгопечатание такое же междисциплинарное направление, каким может быть любой другой предмет» (D. E. Knuth. Computer Typesetting. CSLI Lecture Notes Number 78. CSLI Publications Stanford. California. 1999).
Шрифты: материал иллюстрирует становление искусства шрифта, от самых истоков до современной классики. Раздел представлен такими именами, как Nicholas Jenson (1420 (Sommevoire, France) - 1480 (Venice, Italy); французкий гравёр, печатник и типограф, работавший в Венеции; создатель антиквы Cloister Old Style, которой он набрал «De Preparatione Evangelica» (1470 г.) Евсевия Кесарийского; его работы оказали влияние на творчество Francesco Griffo и Claude Garamond), Ludovico Vicentino degli Arrighi (1475-1527 гг.; итальянец; жил в эпоху Ренессанса; был писцом в канцелярии Ватикана; получил известность благодаря тому, что в 1525 г. создал новый шрифт Chancery (основанный на рукописном стиле), который стал образцом для большинства курсивных шрифтов современности (известное как начертание italic), John Baskerville (1706-1775 гг.; английский профессиональный каллиграфист; в 1754 г. создал свой первый шрифт (который в последствии и получил название Baskerville); в 1750 г. открыл свою типографию в Бирмингеме; впервые применил каландирование; его шрифты не были популярны в Англии, однако получили широкое использование во Франции (например, Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais, автор «Le Mariage de Figaro», купил шрифт Baskerville для издания сочинений французкого философа Francois-Mari Arouet de Voltaire (1694-1778 гг.), Giambattista Bodoni (1740-1813 гг. (26 февраля 1740 (Saluzzo) - 29 ноября 1813 (Parma); известный художник-шрифтографов Европы; итальянский типограф; считается революционером в шрифтовом искусстве и типографике конца XVIII века; создатель более 400 шрифтов; в 1798 году создал свой знаменитый шрифт названный его именем (Bodoni), Paul Renner (1878-1956 гг.; немецкий книжный художник; создатель известной гарнитуры Futura, в которой воплотилась философия голландского движения De Stijl и русского конструктивизма), Adrian Frutiger (24.05.1928 г; знаменитый швейцарский создатель шрифтов; получивший известность благодаря шрифту Frutiger (имел единственное начертание), который первоначально был спроектирован для системы визуальных коммуникаций аэропорта имени Charles de Gaulle в Париже). Авторы учебного пособия дают описание таким явлениям шрифтологии, как «венецианские антиквы (Venetians)», «итало-французкие антиквы (Garaldes)», «королевские антиквы (romain do roi)». Дана подробная информация о школе дизайна Bauhaus (первая половина XX века), а также компаний Monotype, Linotype, ATM и Bitstream. Особое внимание уделено истории шрифта Helvetica (ставшего целой культурой современного дизайна). В завершении авторы дают информацию о лексическом происхождении название шрифта Sans Serif.
Типометрия (от греч. typos - отпечаток, форма - и metron - мерка) принятая система измерения в типографии. Рассмотрены такие единицы измерения как 6р11, pica, point, em (square), x-height, agate, кегельная шпация, пробельные квадраты и т. д., в тесной взаимосвязи с современными издательскими компьютерными системами.
Информационные технологии: история Xerox Palo Alto Research Center (PARC) создавшие копировальный аппарат Xerox и реализовавшие ряд инновационных идей; таблицы символов (ANSII, Unicode). Рассмотрение принципов PostScript, а также OpenType, TrueType, Embedded Open Type, Web Open Font Format, TrueType GX, QuickDraw GX, Mac (история компании Apple Computer) и язык PDL.
Полиграфическое оборудование: история создания пишущей машинки Remington, и печатного оборудования, внимание уделено и техническим решениям XX и XXI века: пишущая машинка IBM Selectric, RIP, технология цифровой печати.
Художественно-техническое оформление изданий: изложение правил форматирования текста и графики, изучение английского стиля вёрстки абзацев - «justification» (то, что скрывается за буквой «J» в аббревиатуре «H&J» (Hyphenation & Justification), который использует британская газета «The Times», а также периодические издания США («The Washington Post», «The USA Today», «The New York Times»). Особое внимание уделено исследованиям в области расположения информации проведёнными Krees и Van Leeuwen, Tinker, Paterson, Shipcott, Giles & Hodson. Изучение повышения внимания при восприятии цветной рекламы (Favre and November, теория Гельмгольца, Карл Борггрэфе). Рассмотрение малоформатного издания, но получившего широкую известность - Glamour. Излогаемый материал иллюстрируется на примерах издательской системы TeX).
Система TeX (LaTeX2e): биография и творческая мастерская D.E. Knuth, реализация типометрии в LaTeX2e. Авторы учебного пособия изложили уникальные решения заложенные в издательскую систему LaTeX2e. Не обошли стороной и технологию Metafont: рассмотрены принципы программирование на Metafont, виртуальные шрифты, шрифты для дискретных полутонов.
Визуальное конструирование страницы - вот конечная цель работы типографа. Он одновременно решает две задачи: с одной стороны - обеспечивает восприятие текста, помогает ориентироваться в графическом прострaнcтве книги, а с другой - развивает эстетический вкус читателя, создавая произведение искусства. Мир типографики - от её классических основ до типографики неклассического стиля и веб-типографики - разнообразен и интересен. Это целая система художественного проектирования произведений печати, электронных изданий и сайтов. Разpaбатывая архитектуру текста, типограф не только формирует облик книги, но и становится посредником между её автором и читателем. Типограф захватывает читателя гармонией шрифта и графического языка, способствуя наиболее полной передаче содержания книги.
Учебное пособие даёт представление о развитии типографики на разных этапах книгоиздания, что позволяет рекомендовать его в качестве путеводителя, вводящего в прострaнcтво фундаментальных знаний в этой области. Пособие адресовано студентам специальности 030901- «Издательское дело и редактирование», а также всем тем, кто увлекается графическим дизайном.
Статья в формате PDF 128 KB...
26 04 2024 21:28:55
Статья в формате PDF 111 KB...
25 04 2024 22:56:46
Статья в формате PDF 103 KB...
24 04 2024 8:44:52
Статья в формате PDF 122 KB...
22 04 2024 0:57:36
21 04 2024 21:19:24
Статья в формате PDF 296 KB...
19 04 2024 6:53:43
Статья в формате PDF 292 KB...
18 04 2024 7:57:59
Статья в формате PDF 253 KB...
17 04 2024 6:11:14
Статья в формате PDF 106 KB...
15 04 2024 12:28:36
Статья в формате PDF 122 KB...
14 04 2024 15:57:38
В настоящем обзоре проанализированы и обобщены современные данные о роли микро-РНК (miРНК) в тонкой подстройке циркадианных биологических часов (БЧ) на уровне центрального осциллятора (супрахиазматических ядер гипоталамуса, СХЯ) и в периферических тканях и органах. Обсуждаются механизмы воздействия miРНК (miR-132, miR-216, miR-182, miR-96, miR-122, miR-141, miR-192/94, miR-206) на этапы экспрессии ключевых генов БЧ. Продемонстрировано опосредованное этим влияние miРНК на параметры циркадианного ритма (период, амплитуда, фазовый ответ на внешний световой сигнал), а также участие данных процессов в модуляции физиологических ритмов на более высоких уровнях организации млекопитающих. ...
13 04 2024 12:17:32
Статья в формате PDF 176 KB...
12 04 2024 4:40:59
Статья в формате PDF 317 KB...
11 04 2024 4:38:17
Статья в формате PDF 104 KB...
10 04 2024 19:47:30
Статья в формате PDF 116 KB...
09 04 2024 20:26:35
Статья в формате PDF 154 KB...
08 04 2024 18:31:22
Статья в формате PDF 154 KB...
07 04 2024 19:32:53
Статья в формате PDF 392 KB...
06 04 2024 1:16:28
Статья в формате PDF 252 KB...
05 04 2024 15:37:55
Статья в формате PDF 101 KB...
04 04 2024 16:40:22
Статья в формате PDF 250 KB...
03 04 2024 8:54:20
Статья в формате PDF 116 KB...
02 04 2024 9:24:31
На основе социологического исследования и субъективного восприятия изучено влияние нeблагоприятных производственных факторов на трудовой процесс и состояние здоровья операторов связи и телефонисток, как профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов с учетом стажа, возраста и профессиональной деятельности. ...
01 04 2024 16:50:40
Статья в формате PDF 315 KB...
31 03 2024 10:31:19
Статья в формате PDF 117 KB...
30 03 2024 22:28:22
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 20:43:20
Статья в формате PDF 103 KB...
28 03 2024 19:46:10
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 19:25:35
Статья в формате PDF 126 KB...
26 03 2024 19:17:51
Статья в формате PDF 322 KB...
25 03 2024 16:22:58
Статья в формате PDF 303 KB...
24 03 2024 22:10:50
Статья в формате PDF 300 KB...
23 03 2024 22:14:10
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 5:46:20
Статья в формате PDF 123 KB...
21 03 2024 9:19:33
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 23:23:10
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 5:33:39
Статья в формате PDF 134 KB...
18 03 2024 3:47:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::