ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Тетенев Ф.Ф Бодрова Т.Н. Статья в формате PDF 104 KB

Изучая природу врачебных ошибок, мы пришли к заключению, что большая их часть связана с тем, что врач не находит симптомы заболеваний внутренних органов при физическом исследовании: осмотр, общая пальпация, перкуссия, аускультация, специальная пальпация. Меньшая часть ошибок приходится на недостаточное внимание расспросу больного и еще меньшая - на интерпретацию результатов исследования. Последняя категория ошибок относится скорее к коллективному творчеству специалистов. Настоящее сообщение относится к первой категории ошибок.

 В исследовании участвовало 10 врачей (интерны, ординаторы 1 и 2 года обучения и врачи, имеющие стаж работы не более 2 лет). В настоящем сообщении мы привели результаты контроля умения врачами исследовать органы живота. В исследование были включены хорошо обследованные пациенты, у которых были отдельные симптомы патологии внутренних органов (увеличение печени, селезенки, опущение правой почки, спазм отделов толстой кишки, метеоризм и др.). Врачам предлагалось провести исследование органов живота. При этом исключались опрос, знакомство с документами, результатами специальных исследований.

 Ошибки методики обследования больных состояли в следующем:

  1. Исследование проводилось не в полном объеме.
  2. Не выполнялись требования классической методики физического обследования
    больного.
  3. Исследователи не знали механизм симптомов и о результатах исследования судили по своему впечатлению.

Небольшое увеличение и изменение свойств печени у пациента обнаружили 5 исследователей. Никто из 10 исследователей не обнаружил увеличения селезенки. Нижний полюс правой почки обнаружил 1 исследователь. Никто из исследователей не смог дать полного корректного заключения по исследованию отделов толстой кишки и желудка. Первые 2 требования исследователи не могли выполнить, учитывая разную подготовку, разные учебные пособия, по которым они учились в ВУЗе и готовились к испытанию. Ни в учебниках 60-х, 90-х годов, ни в учебниках 2005 года нет четкого описания технологии обследования физических методов исследования в клинике внутренних болезней. В учебной литературе отсутствует раздел физического обоснования методов пальпации, перкуссии и аускультации. Разные преподаватели оказывали большое и разное влияние на формирование навыков физического исследования больного.

Преодоление этого дефекта пpaктической подготовки врача в ВУЗе возможно с помощью жесткой унификации преподавания физических методов исследования, при условии выполнения классических требований к исследованию. Наиболее доступным и эффективным способом достижения этой цели было создание учебного видеофильма. С помощью видеофильма стало возможным показать процесс исследования в деталях, однако нельзя было излагать теорию. В связи с тем, что учебников и учебных пособий, отвечающим этим требованиям не было, было создано учебное пособие в котором была детально разработана технология исследования (1995, второе издание - 2005 г.) Оно, кроме того, содержало физическое обоснование методов иссле-дования.

Исследование усвоения методов физического обследования больного нами изучалось по всем разделам, но в настоящем сообщении приводятся результаты контроля усвоения методов физического исследования органов живота. С помощью видеофильмов и учебного пособия была достигнута унификация требований к выполнению методов исследования. Контрольные результаты внедрения видеофильмов в учебный процесс оценивались через несколько лет на другой группе врачей, состоящей из 8 человек и аналогичным способом подобранным пациентам. В итоге все 8 врачей обнаружили увеличенную печень, правильно выполнили методику глубокой скользящей пальпации по В.П. Образцову. Из полученных результатов еще нельзя сделать вывод, что врачи, правильно выполнившие методику исследования, не сделают ошибки в конкретной жизненной ситуации. Тем не менее, вероятность диагностической ошибки при соблюдении классических правил проведения исследования существенно снижается. Учебные видеофильмы по физическим методам исследования способствуют повышению качества усвоения дидактического материала.



ZOSTERA MARINA КАК БИОНДИКАТОР МОРСКОЙ СРЕДЫ

ZOSTERA MARINA КАК БИОНДИКАТОР МОРСКОЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 99 KB...

22 04 2025 0:22:34

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. ...

21 04 2025 19:44:38

ПОЛИМОРФНЫЕ ВИРУСЫ

ПОЛИМОРФНЫЕ ВИРУСЫ Статья в формате PDF 254 KB...

20 04 2025 20:35:14

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 116 KB...

07 04 2025 3:29:29

РАСТЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

РАСТЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 136 KB...

30 03 2025 9:53:35

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ В данной работе автор отвергает идею принятия cмepтной казни. Применение cмepтной казни приведет к нарушению природы государства, вырождению его духовной сущности. Если государство допускает возможность cмepтной казни, то ценность человеческой жизни падает, а для самих исполнителей cмepтной казни убийство станет обычным явлением. ...

27 03 2025 5:29:32

ОБ ОДНОЙ ОНКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЕ

ОБ ОДНОЙ ОНКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЕ Статья в формате PDF 210 KB...

24 03 2025 13:53:54

ЭКОНОМИКА СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЭКОНОМИКА СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Статья в формате PDF 308 KB...

17 03 2025 15:41:49

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::