РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лапшов В.А. Сообщение содержит примеры актуализации, мотивации и организации разнородных исследований, выполняемых учащимися совместно с преподавателем Курса "ОБЖ и экология" в составе научно-познавательного общества гимназии "Зеркало". Пpaктика освоения одаренными учащимися естественно-научного мировоззрения в ходе работ, имеющих отклик коллектива, стимулирует творческое саморазвитие и убеждает в своей способности добиться не только радости открытия, но и общественного признания. Статья в формате PDF 116 KB

В судьбе и памяти каждой школы можно выделить сокровенное ядро, центр внимания и предмет гордости всего коллектива - это творческие, самоотверженные и продуктивные учителя и их выдающиеся ученики. Такие учителя помогают каждому учащемуся, в чем-то проявившему одаренность, выявить и развить свои способности до значительных и социально значимых успехов. По-видимому, в этом состоит основная задача школы - ввести своих выпускников в зону компетентности различных областей знаний и умений.

Жизнь многократно убеждает нас, что нет неспособных детей. Просто в отдельных случаях школа не выявляет существенных параметров личности, оценивая способности и одаренность учащегося по заданным "штампам". Выделение двух стандартов - "стандарта возможностей обучения" и "стандарта подготовки учащегося" подтверждает необходимость глубокой самооценки и постоянного развития спектра профессиональных функций педагогического коллектива [1].

Работа с одаренными детьми начинается с развития реальной способности и возможности системы выявить разнообразные природные задатки в ходе многоплановой школьной жизни. В этом заключен многозначный потенциал всей системы нравственного и патриотического развития образовательного коллектива.

Целью сообщения является желание предоставить коллегам для продуктивного обсуждения накопленный Национальной татарской гимназией (НТГ) опыт проектно-исследовательской деятельности.

Гимназия была организована десять лет тому назад с целью реализовать естественную потребность этнического сообщества сохранить свое национально-культурное своеобразие в условиях взаимопроникновения культур современной информационной цивилизации. Особая роль здесь отводится воспитанию татарской интеллигенции, достойно представляющей в поликультурной среде интеллектуальное и духовное богатство активно развивающегося коренного этноса Поволжья [2].

Естественнонаучные аспекты мировоззрения учащихся гимназии формируются и утверждаются в учебной пpaктике и во внеклассной работе. Следует заметить, что в учебном плане широко представлен этно-культурный компонент, связанный с изучением татарского языка и истории, с приобщением к фольклору и народным традициям. В этих условиях мы сочли целесообразным большую часть мировоззренческих и прикладных разделов ряда естественнонаучных дисциплин объединить в авторском курсе "Основы безопасности жизнедеятельности и экологии человека" (5-11 классы). Этот курс преподается в гимназии седьмой год и направлен прежде всего на развитие нравственного мировоззрения активного, вдумчивого и осторожного исследователя, дальновидного и бережливого пользователя природными богатствами своего региона и родной страны в целях процветания всей Биосферы [3, 4, 5, 6].

Программа Курса общей безопасности строится на идеях экологической культуры как оптимального отношения человека и природы. В ходе обучения, начиная с 5-го класса, последовательно интегрируются разнообразные аспекты реальной безопасности на основе знаний, полученных по таким предметам, как биология, география, история, обществознание, физика, химия, математика, литература, физическая культура.

В основе преподавания Курса - диалог, который реализуется на уроках в ходе лекции-беседы и углубляется за счет регулярных письменных проблемных (ситуативных) вопросов-заданий.

Ключевое значение в программе имеют две беседы, активизирующие внимание и интерес учащихся к акмеологическим, аксиологическим и прикладным аспектам содержания Курса: в начале обучения 9-го и 11-го классов [7,8].

Кроме познавательной ценности таких бесед, учащиеся приобретают навык самооценки и самоопределения - крайне необходимой рефлексии для успешного взаимодействия в системе "ученик-класс-учитель". В ходе этих установочных бесед раскрывается цель и смысл школьного образования как основы саморазвития личности на пути к успеху и радости и проявляются способности отдельных учащихся к рефлексии, их потребность к осознанию и выражению своих впечатлений, суждений и убеждений. Особое внимание старшеклассников обращается на их навык наблюдения, сравнения, анализа и обобщения, терпеливо развивающийся до потребности, основанной на способности различать, с целью накопления опыта и приобретения компетенции [9, 10, 11].

К старшим классам подросткам необходимо иметь ясное представление о своеобразии разных подходов освоения человеком Природы, включая и себя самого. Человек, кроме научного подхода, использует разнообразные пути к успеху: вегетативный (на языке тинэйджеров - "ботва"); образно-чувственный, эмоциональный (от природной "дикости" до эстетики искусства), мистический, религиозный, что определяется различным пониманием целей и ценностей [12, 13].

Эклектика "обыденного сознания" современного российского сообщества, в значительной степени утратившего народную мудрость "здравого смысла", содержит ряд деструктивных предрассудков, осложняющих миропонимание. Все это требует четкого описания и разъяснения атрибутики исследовательского подхода, представлений о "принципе реальности" и противоположном экстенсивном пути к жизненной цели - "принципе удовольствия" [4].

Работа с заинтересованными и одаренными детьми, склонными к исследованию и рассуждению, в гимназии приняла формы кружковой деятельности различных секций научно-познавательного общества (НПО) НТГ "Зеркало" (Чагылу).

Цель НПО - объединение и поддержка усилий коллектива НТГ, направленных на исследования, анализ и прогноз социальных, природных и техногенных процессов, затрагивающих нашу жизнь.

Основная задача НПО - в совместной работе учащихся и их руководителей осваивать и развивать алгоритмы прикладных исследований от замысла и формулировки гипотезы до оформления результатов работы в виде устных докладов и письменных сообщений.

Наиболее ярким примером успешного развития исследований, выполняемых учащимися НТГ, является теперь уже трехлетний опыт экологического мониторинга здоровья среды г. Саратова и его окрестностей [14].

Принимая во внимание основную задачу гимназии - формирование национальной татарской интеллигенции - коллектив НПО "Зеркало" обратился к проектно-исследовательской деятельности с целью социометрического описания Образа выпускника [15].

Этот психологический групповой автопортрет раскрывает анонимными ответами различные черты личности опрошенных подростков.

За пять лет работы НПО "Зеркало" было освоено несколько направлений социологических исследований, посвященных описанию Образа выпускника [16, 17, 18, 19].

Специальные циклы сравнительного анкетирования старшеклассников трех образовательных коллективов г. Саратова посвящались социальной психологии общения и компетенции вербальной коммуникации. Основной прикладной целью этой серии опросов было развитие представлений о терпимости общения [20].

Особый интерес, в связи с повышенным вниманием к здоровью подростков, представляет выполняемое в режиме мониторинга анкетирование старшеклассников "13 вопросов про удовольствие и риск". Система опроса раскрывает динамику развития отношения юношей и дeвyшек к собственным удовольствиям, увлечениям, вариантам отдыха, к алкоголю и пьющим, к табаку и курящим, к наркотикам и наркоманам.

Проектно-исследовательская деятельность школьного коллектива, во-первых, развивает у заинтересованного учащегося потребность исследовательского успеха, радости преодоления трудностей и ощущения собственной силы воли в саморазвитии: "Я это хочу, могу и знаю, как делать!" Во-вторых, эта работа дает заинтересованным, одаренным и настойчивым учащимся, выполняющим исследовательские проекты, навыки реализации алгоритма научной работы от замысла и формулировки гипотезы до представления результатов научной работы; а остальным демонстрирует посильность такой задачи.

НПО НТГ "Зеркало" выработало систему оптимальных функциональных обязанностей полноправных соавторов совместной исследовательской работы - учащихся и их научных руководителей [21].

Система регулярной проектно-исследовательской деятельности способствует углублению развивающего взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учащиеся разных классов объединяются в ходе совместных действий при выполнении полевых и камеральных этапов экологических работ. Коллектив гимназии сплачивается в процессе заинтересованного самопознания на основе социометрических работ. Постепенно в гимназии выpaбатывается устойчивое сотрудничество в стремлении к общему успеху - совместному развитию.

Заинтересованная и одухотворенная исследовательская деятельность одаренных учащихся ведет к творческому саморазвитию, утверждению навыков научного познания мира и убежденности в своей способности добиться не только радости открытия, но и общественного признания.

Автор благодарен своим единомышленникам и коллегам по работе О.В. Никитиной, И.А. Махровой и Е.М. Кобзевой за ценные замечания и предложения при обсуждении рукописи сообщения.

Литература

  1. Фирсов В.В. // Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Вып. 1. М.: НПО "Перспектива". 1993. С. 4-14.
  2. Саласкина З.И. / Современные проблемы этничности. Сб. науч. статей по матер. межвуз. конф. "Современные этнические процессы" (25.10.00 г). Саратов: СГТУ, 2001. С. 91-96.
  3. От экологических знаний - к картине мира. // Вестник образования. Мин. Образования РФ. "Просвещение". 1993, № 7. С. 2-40.
  4. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образов. учрежд. /Под ред. Шершнева Л.И. М.: Фонд нац. и междунар. безопасности, 1994. 472 с.
  5. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области /Под ред. чл.-корр. РАЕН, проф. Р.К. Черновой/ Саратов, 1995. 40 с.
  6. Суравегина И.Т. /Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. Сб. тез. Всерос. Конф., 13-15.09.01 г, СПб /Под ред. С.В. Алексеева, СПб.: Изд-во "Лань", 2001. С. 54-56.
  7. Немцов А.А. // Педагогика, 2002, №4 . С. 15-20.
  8. Психологический словарь. /Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  10. Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. Учебное пособие. - М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2001. 356 с.
  11. Ильин И.А. Пути духовного обновления. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Т 1. М.: Русская книга. 1993. 400 с.
  12. Лоренц Конрад. / Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем. М.: Республика, 1998. С. 4-61.
  13. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер с англ. М.: Прогресс, 1990. 192 с.
  14. Фахрудинова Э. и Султанова Н.// Экологическое образование. М. 2002, № 4.С. 50-53.
  15. Семенов А.Л. /Московские образовательные стандарты. Проект. Москва.: НПО «Образование для всех». 1995. С. 41-45.
  16. Лапшов В.А. /Инициатива молодых. Тез. докл. регион. учебно-науч. конф. "Инициатива молодых" (26-28.03.01г., г. Саратов). Саратов: Лицей № 37. Фонд "Рацея", 2001. С. 10-11.
  17. Лапшов В. А. / Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Матер. междунар. семинара (16-17.02.01 г., Саратов). Саратов : СГТУ, 2001. С. 150-163.
  18. Лапшов В.А. / Современные проблемы этничности. Матер. докл. межвуз. науч. конф. "Современные этнические процессы" (Саратов, октябрь 2000 г.) Саратов: СГТУ, 2001. С. 85-91.
  19. Лапшов В.А. /Проблемы образования и воспитания в полиэтническом сообществе Сб. науч. трудов /Под ред. проф. И.Р. Плеве, проф. С.И. Замогильного. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. Ч. I. С. 213-227.
  20. Лапшов В.А. /Города региона: культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего. Матер. междунар. научно-пpaкт. конф. (Саратов, 15-17.04.03г.) /Под ред. проф. Т.П. Фокиной, Саратов, Изд. СГУ, 2003. С. 75- 79.
  21. Лапшов В.А. /Инициатива молодых. Тез. докл. регион. учебно-научной конф. учащихся 8-11 кл. и учителей ОУ (г. Саратов 26-28.03.02 г.). Саратов : Издательство "Надежда", 2002. С. 100-102.


ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ Статья в формате PDF 118 KB...

12 04 2024 17:57:48

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ИГРЫ НА МЕДИАНУ

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ИГРЫ НА МЕДИАНУ Статья в формате PDF 319 KB...

11 04 2024 13:29:22

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА Статья в формате PDF 224 KB...

08 04 2024 11:21:27

ОСНОВЫ ГРАВИТАЦИИ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)

ОСНОВЫ ГРАВИТАЦИИ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) Статья в формате PDF 98 KB...

05 04 2024 21:21:48

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 128 KB...

03 04 2024 9:57:29

ПОСТКАТЭЛЕКТРОТОНИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗБУДИМОСТИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН

ПОСТКАТЭЛЕКТРОТОНИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗБУДИМОСТИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН После деполяризации возбудимой мембраны изолированных нервных волокон и целого нерва постоянным током подпороговой силы регистрируется постэлектротоническая деполяризация, представляющая собой медленное восстановление поляризации к исходному уровню. Постэлектротоническая деполяризация у одиночных перехватов Ранвье и изолированного нерва обнаруживается не только в исходном состоянии, но и при полном блокировании натриевых каналов. Амплитуда и длительность постэлектротонической деполяризации целого нерва при подпороговой деполяризации увеличиваются пропорционально длительности приложенной деполяризации: после пропускания катодического тока продолжительностью 1 мс составили 0.093±0.004 мВ и 7.123±0.576 мс, после деполяризации длительностью 5 мс – 0.189±0.005 мВ и 23.212±1.186 мс, а после деполяризации длительностью 10 мс 0.220±0.011 мВ и 68.721±3.389 мс соответственно. При пропускании через нерв серии катэлектротонических потенциалов происходит суммация постэлектротонической деполяризации. На основании того, что постэлектротоническая деполяризация обнаруживается не только в исходном состоянии, но и при полном блокировании натриевых каналов, в качестве наиболее вероятного фактора, обусловливающего генерацию постэлектротонической деполяризации, рассматривается выход ионов калия. ...

31 03 2024 22:14:14

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...

25 03 2024 21:54:57

ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТЕН ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЯ

ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТЕН ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЯ Статья в формате PDF 261 KB...

18 03 2024 12:30:19

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИРОДЫ ТЕРРОРИЗМА

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИРОДЫ ТЕРРОРИЗМА Статья в формате PDF 136 KB...

17 03 2024 13:55:55

ОСАДЧЕНКО ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

ОСАДЧЕНКО ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 111 KB...

15 03 2024 0:19:15

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ Статья в формате PDF 237 KB...

14 03 2024 13:52:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::