ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИНАПСОВ В ПЕРЕДНИХ РОГАХ СЕРОГО ВЕЩЕСТВА СПИННОГО МОЗГА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМ ПРИМЕНЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Население РФ на протяжении жизни подвергается воздействию рентгеновских лучей при прохождении диагностических и лечебных мероприятий в медицинских лечебно-профилактических учреждениях. В связи с этим, существует необходимость в изучении степени деструктивных изменений синаптического аппарата передних рогов серого вещества спинного мозга различных отделов (шейный, грудной, поясничный) при воздействии рентгеновского излучения, с предшествующим применением двигательной нагрузки, что и обусловило необходимость проведения нашего исследования.
Исследование проведено на 72 пoлoвoзрелых морских свинках-самцах, из которых в эксперименте были использованы - 47, а 25 служили в качестве контроля. Экспериментальные животные подвергались действию однократного общего рентгеновского излучения (доза - 5 Гр, фильтр - 0,5 мм Си, напряжение 180 кВ, сила тока 10 мА, фокусное расстояние - 40 см). В качестве источника излучения был использован рентгеновский аппарат «РУМ-17». Действию рентгеновских лучей непосредственно предшествовало применение двигательной активности (бег в колесе в течение 20 минут) (ДА). Облучение производилось в одно и то же время суток - с 10 до 11 часов в осенне-зимний период с учетом суточной и сезонной радиочувствительности (Щербова Е.Н., 1984). Перед проведением эксперимента морские свинки с целью исключения стрессового фактора 3-5 раз подвергались «ложному» воздействию с включенной аппаратурой, но отсутствием самого излучения. Выведение животных из эксперимента и забор материала производился сразу, через 6 часов, на 1, 5, 10, 25 и 60-е сутки после окончания воздействия. Фрагменты спинного мозга были взяты на уровне различных отделов (шейный, грудной, поясничный). Для электронной микроскопии участки спинного мозга фиксировали в 2,5% глютаральдегиде на 0,2 М кокадилатном буфере (рН-7,2), постфиксировали в 1% растворе осмиевой кислоты. Полутонкие срезы окрашивали толуидиновым синим, ультратонкие - контрастировали уранилацетатом и цитратом свинца, просматривали и фотографировали в электронном микроскопе JEM-100 CX-II (Япония). Изучению подвергались передние рога серого вещества спинного мозга - исследовалось количество деструктивно измененных синапсов. Полученные данные статистически обpaбатывались с использованием критерия Стьюдента.
Деструктивные изменения со стороны синаптического аппарата передних рогов серого вещества спинного мозга отмечаются уже на протяжении 1-х суток после окончания воздействия, при этом наблюдалась неравнозначность реакции указанных структур на уровне различных отделов спинного мозга. Так, число деструктивно измененных синапсов превышает исходные показатели в передних рогах серого вещества спинного мозга грудного отдела в 2,13 раза, а в шейном и поясничном отделах лишь в 1,72 и 1,49 раза, соответственно (р<0,05). На 10-е сутки после окончания воздействия, в разгар лучевой болезни, количество деструктивно измененных синапсов превышает исходный уровень в передних рогах серого вещества спинного мозга шейного и поясничного отделов - в 2,24 раза и 2,05 раза, в то время как в грудном отделе данный показатель выше исходного в 3,25 раза, соответственно (р<0,05). На 25-е сутки после окончания воздействия Х-лучей, с предшествующим применением ДА, число синапсов с деструктивными изменениями существенно превышает исходные показатели во всех отделах спинного мозга, составляя в шейном - 186,0%, грудном - 285,8%, поясничном отделе - 173,4% (р<0,05). На 60-е сутки после воздействия рентгеновского излучения, с предшествующим применением ДА, число синапсов с деструктивными изменениями выше исходного в передних рогах серого вещества спинного мозга всех отделов: в шейном и поясничном - в 1,55 и 1,41 раза, грудном - в 2,54 раза, соответственно (р<0,05).
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что количество деструктивно измененных синапсов передних рогов серого вещества спинного мозга существенно выше контроля на протяжении всего периода наблюдений, при этом отмечалась неравнозначность степени изменений указанного показателя на уровне различных отделов спинного мозга - наиболее выраженные изменения были отмечены в грудном отделе, выраженные в меньшей степени - в шейном и поясничном отделах.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний человека», 15-20 апреля 2006г. Поступила в редакцию 12.01.2007г.
Статья в формате PDF
106 KB...
18 05 2025 8:53:58
Статья в формате PDF
101 KB...
17 05 2025 10:57:16
Статья в формате PDF
732 KB...
16 05 2025 14:49:30
Работу вычисляют по формуле: dA=FdS или A=FS. Но эта формула применима только для силы вызывающей изменение кинетической энергии тела. Для других сил (трения, упругой деформации, центростремительных) работу нужно вычислять по формуле: , где - импульс силы.
...
13 05 2025 17:42:26
Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников.
...
11 05 2025 15:54:26
Статья в формате PDF
105 KB...
10 05 2025 16:30:27
Статья в формате PDF
129 KB...
06 05 2025 1:28:21
Статья в формате PDF
141 KB...
05 05 2025 16:30:15
Статья в формате PDF
193 KB...
04 05 2025 9:21:59
Статья в формате PDF
133 KB...
03 05 2025 10:30:50
Статья в формате PDF
116 KB...
02 05 2025 0:51:22
29 04 2025 14:50:12
Статья в формате PDF
113 KB...
28 04 2025 19:25:48
В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России.
В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента.
Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием.
...
27 04 2025 6:49:15
Статья в формате PDF
124 KB...
26 04 2025 14:10:20
Статья в формате PDF
100 KB...
25 04 2025 10:58:27
Статья в формате PDF
127 KB...
24 04 2025 0:52:24
Статья в формате PDF
212 KB...
23 04 2025 5:44:28
Статья в формате PDF
275 KB...
22 04 2025 22:50:13
Статья в формате PDF
184 KB...
20 04 2025 8:34:14
Статья в формате PDF
110 KB...
19 04 2025 17:40:38
Статья в формате PDF
171 KB...
18 04 2025 18:57:45
Статья в формате PDF
112 KB...
17 04 2025 9:21:59
Статья в формате PDF
114 KB...
16 04 2025 20:40:34
Статья в формате PDF
273 KB...
15 04 2025 4:47:40
Статья в формате PDF
111 KB...
14 04 2025 20:50:12
Статья в формате PDF
251 KB...
13 04 2025 2:32:47
Статья в формате PDF
154 KB...
12 04 2025 16:53:51
Статья в формате PDF
254 KB...
11 04 2025 3:32:56
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2025 5:14:55
Статья в формате PDF
477 KB...
09 04 2025 14:57:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::