РОСТОСТИМУЛИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ АРИЛИДЕНПРОИЗВОДНЫХ ПИРИДАЗИН-3-ОНОВ И 3Н-ПИРРОЛ-2-ОНОВ
Нормальное развитие растения зависит от воздействия целого ряда факторов как внешних, так и внутренних. Внешние (природные) факторы, влияющие на рост растения - свет, температура, длинна светового дня, не могут быть регулируемыми. Внутренние факторы, регулирующие рост и развитие растений, имеют химическую природу и являются предметом пристального внимания. Растительные гормоны играют основную роль в регуляции роста.
Сейчас известно, что многие гормоны, и растительные гормоны в частности, оказывают тормозящее действие. Поэтому, целесообразнее рассматривать их не как стимуляторы, а как химические регуляторы. Известно, что гормоны активны в очень небольших количествах.
Ауксин - первый из открытых фитогормонов, занимающий центральное место в регулировании жизнедеятельности растений [1]. Первое пpaктическое применение ауксина было основано на его способности стимулировать образование придаточных корней у черенков, однако применение значительных доз ауксина обычно тормозит их дальнейший рост. Механизм влияния ауксина заключается в регулировании растяжении клетки за счет увеличения пластичности клеточной оболочки [2]. Одним из первых проявлений действия ауксина можно считать изменение метаболизма клетки. Ауксин оказывает действие на гены, ответственные за процессы роста.
Синтезированные впервые нами соединения содержат в своей структуре ароматическое кольцо с различными заместителями и азотсодержащий гетероцикл, поэтому их исследование на ростостимулирующую активность актуально.
Протестировано несколько представителей различных классов синтезированных нами соединений.
Можно было надеяться на проявление ауксиновой активности у N-арил-3-арилиден-3Н-пиррол-2-онов, их бромпроизводных и 6-R-4-арилиден-пиридазин-3-онов.
Названия и структурные формулы исследуемых соединений
6-толил-4-(2-гидроксибензилиден)-пиридазин-3-он 1
N-толил-5-толил-3-(3-нитробензилиден)-3H-пиррол-2-он 2
N-толил-5-толил-3-(3,4-диметоксибензилиден)-3H-пиррол-2-он 3
N-толил-5-толил-3-(2-гидроксибензилиден)-3H-пиррол-2-он 4
N-толил-4-бром-5-толил-3-(3-нитробензилиден)-3H-пиррол-2-он 5
Испытания проводили в Институте биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН (г. Саратов). Исследования активности проводили на зернах пшеницы, которые выдерживались в растворах исследуемых веществ с концентрацией 0.6*10-3, 0.6*10-4, 0.6*10-5 моль/л. Контролем служили семена, помещенные в дистиллированную воду.
Ранее, в совместной работе Саратовского государственного университета и Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН установлено, что умеренную ростостимулирующую активность имеют N-арил-3Н-пиррол-2-оны. Введение в структуру заместителей, таких как бром и арилиденовый фрагмент, увеличивают активность соединений. Установлено, N-арил-4-бром-3-арилиден-3Н-пиррол-2-оны 5 имеют наибольшую активность. 6-R-4-арилиден-пиридазин-3-оны 1, имеющие два атома азота в кольце, также проявляют высокую ауксиновую активность. Полученные результаты подтверждают перспективность дальнейшего изучения наших соединений в данном направлении.
6-Толил-4-(2-гидроксибензилиден) - пиридазин-3-он 1 проявляет ауксиновую активность, при этом количество проросших зерен и длина колеоптиля прямо пропорциональны уменьшению концентрации веществ (табл. 1, 2).
Арилиденовые производные N-замещенных 3Н-пиррол-2-онов 2, 3, 4 оказывают наименьшую ауксиновую активность, причем наличие электронодонорных и электроноакцепторных заместителей не оказывает существенного влияния.
Таблица 1. Зависимость количества проросших зерен от концентрации веществ 1-5.
№ соединения |
концентрация, моль/л |
|||
Н2О |
0.6*10-3 |
0.6*10-4 |
0.6*10-5 |
|
1 |
2 |
1 |
4 |
6 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0 |
1 |
2 |
4 |
2 |
0 |
1 |
3 |
5 |
2 |
0 |
6 |
4 |
|
количество зерен, штуки |
Таблица 2. Зависимость длины колеоптиля от концентрации веществ 1-5.
№ соединения |
концентрация, моль/л |
|||
Н2О |
0.6*10-3 |
0.6*10-4 |
0.6*10-5 |
|
1 |
2 |
1 |
2 |
2.5 |
2 |
2 |
0 |
2.5 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
3.5 |
4 |
2 |
0 |
1 |
1.5 |
5 |
2 |
0 |
2 |
4 |
|
длина колеоптиля, мм |
4-Бромзамещенный пиррол-2-он 5 оказывает существенный ростостимулирующий эффект, причем при более высокой концентрации увеличивается количество проросших зерен, при более низкой - активируется рост колеоптиля.
Используя данные, представленные в таблицах 1-2 можно говорить о зависимости количества проросших зерен пшеницы и длины колеоптиля от концентрации веществ.
Видно, что количество проросших семян и рост колеоптиля увеличивается с уменьшением концентрации вещества.
На основании полученных данных можно сделать заключение об усилении ростостимулирующих процессов в ростках пшеницы при более низкой концентрации соединений (0.6*10-5М).
Таким образом, исследуемые соединения обладают ростостимулирующими свойствами, аналогичными свойствам близкородственных натуральным гормонам веществ.
Проделанная по изучению ростостимулирующей активности работа позволяет определить направление исследований и выделить наиболее ценные объекты для дальнейшего изучения: наибольший интерес представляют собой пиридазин-3-оны; N-толил-3-арилиден-3Н-пиррол-2-оны большую активность проявляют в виде монобромзамещенных производных, при этом количество проросших зерен и длина колеоптиля прямо пропорциональны уменьшению концентрации веществ.
Так как фитогормоны активны в очень небольших количествах, поэтому эксперимент с арилиденовым производными 3Н-пиррол-2-онов следует провести с более разбавленными растворами исследуемых веществ. Вероятно, пиррол-2-оны проявят высокую ростстимулирующую активность при более низких концентрациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гамбург К.З. Биохимия ауксина и его действие на клетки растений.-Новосибирск: Наука, 1976. - 200 с.
- Рейвн П., Эверт Р. Айкхорн С. Современная ботаника. - Москва: Мир, 1990. - 344 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых №МК-2014.2005.3 и РФФИ №05-03-32196.
Статья в формате PDF 126 KB...
25 04 2024 23:57:11
Статья в формате PDF 123 KB...
24 04 2024 4:59:38
Статья в формате PDF 109 KB...
22 04 2024 23:46:53
Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...
21 04 2024 6:46:46
Статья в формате PDF 142 KB...
20 04 2024 11:12:43
Статья в формате PDF 170 KB...
19 04 2024 12:56:54
В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпaнaльной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гумopaльные звенья иммунной системы. ...
18 04 2024 10:35:40
Статья в формате PDF 114 KB...
17 04 2024 1:40:22
Статья в формате PDF 110 KB...
16 04 2024 23:39:35
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 17:43:46
Статья в формате PDF 127 KB...
14 04 2024 21:26:45
Статья в формате PDF 155 KB...
13 04 2024 1:29:24
Статья в формате PDF 217 KB...
12 04 2024 23:48:23
Статья в формате PDF 245 KB...
11 04 2024 18:19:28
Статья в формате PDF 264 KB...
10 04 2024 2:58:44
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 15:23:48
Статья в формате PDF 255 KB...
08 04 2024 8:15:12
Статья в формате PDF 125 KB...
07 04 2024 5:20:41
Исследованы особенности взаимосвязи увеличения массы и продольных размеров тела и его частей у здоровых новорожденных (535), детей с задержкой внутриутробного развития (938) и 221 детей с отставанием в росте одной из нижних конечностей. Использованы методы антропометрии детей, ультразвуковое исследование плода и оценка психического развития дошкольников. В этих группах обследуемых выявлены хаpaктерные различия динамики продольных размеров тела, отнесенных к его массе. Показано, что церебральный тип конституции появляется у детей при отсутствии диспластической задержки роста тела. Для успешного психического развития дошкольников благоприятны не максимальные, а средние размеры тела детей. ...
06 04 2024 15:45:35
Статья в формате PDF 109 KB...
05 04 2024 7:10:22
Статья в формате PDF 146 KB...
03 04 2024 11:55:51
Статья в формате PDF 250 KB...
02 04 2024 13:16:38
Статья в формате PDF 101 KB...
31 03 2024 19:32:39
В миниобзоре приведены сведения об основных результатах исследования эритроцитарных белков. Обсуждается строение и функции комплексов белка 4.1.R и белка 3 полосы, результаты исследованиябелков – трaнcпортеров, включая роль аквапорина 1 в трaнcпорте двуокиси углерода. Обсуждается представления о механизме Gárdos эффекта в эритроцитах. Приведены сведения об интеpaктоме белков цитозоля эритроцитов. Обсуждаются вопросы развития окислительного стресса в эритроцитах включая, роль белка пероксиредоксина 2. Показано участие гемоглобина в механизмах старения эритроцитов. ...
30 03 2024 6:29:33
28 03 2024 6:29:14
Статья в формате PDF 321 KB...
27 03 2024 22:38:32
Статья в формате PDF 309 KB...
26 03 2024 1:48:15
Статья в формате PDF 124 KB...
25 03 2024 14:45:55
Статья в формате PDF 112 KB...
24 03 2024 2:57:34
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 20:57:42
Статья в формате PDF 115 KB...
21 03 2024 14:37:53
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 5:11:48
Статья в формате PDF 106 KB...
19 03 2024 18:49:25
Статья в формате PDF 124 KB...
17 03 2024 3:35:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::