ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Значение геоэкологического образования в период экологического кризиса современности неоспоримо возрастает. Современное геоэкологическое образование напрямую связано, прежде всего, с изучением географической составляющей. Географическая составляющая помогает раскрыть причины, интенсивность и хаpaктер антропогенного воздействия на природные комплексы, отдельные компоненты географической среды. А изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной науки - геоэкологии. Геоэкология также рассматривает проблемы рационального использования, оптимизации и взаимодействия производственных и природных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем, а большинство глобальных и региональных экологических проблем имеет отчетливо выраженный географический хаpaктер.
Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны. Так, методологической основой экологии является комплексность и системный подход, но именно комплексность - основа учения о геосистемах, которая служит теоретической основой геоэкологии [4]. Главная методологическая трудность заключается здесь в том, что возникает необходимость выхода геоэкологических знаний за традиционные рамки узкоотраслевых и дисциплинарных концепций, чтобы получить целостное представление об экосистеме Земли и взаимодействии ее компонентов. Однако, в результате, мы сможем получить довольно мозаичную, но вместе с тем целостную картину Земли, не ограниченную различными дисциплинарными рамками.
Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. Кроме того, в системе географических знаний присутствует терминология и понятия, непосредственно относящиеся к теории и пpaктике геоэкологии, а именно, антропогенные ландшафты, глобальные экологические проблемы, организация использования природных ресурсов, формы антропогенного воздействия на природные комплексы, основные принципы рационального природопользования и т.д. Географическая составляющая должна занять ведущее место в экологическом образовательном процессе, поскольку, географические знания способствуют обpaбатывать и синтезировать материалы из различных источников; они учитывают концепцию многофакторной причинности; позволяют оперировать значительными массивами разнообразной информации. Все это способствует накоплению у географов специальных знаний и развитию у них высокой эрудиции при изучении вопросов восприятия окружающей среды, которые фигурируют в качестве ключевых при определении геоэкологического образования[1].
Географические знания позволяют понять сущность, хаpaктер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные ландшафты, на климат, на концентрацию рассеянных газообразных веществ в атмосфере и понять механизмы их воздействия на окружающую среду.
Важным технологическим звеном в геоэкологическом образовательном процессе может оказаться его компьютеризация способная быстро и эффективно обработать огромное количество географической информации. Современные компьютеры позволяют легко воспроизводить геоинформацию на экране дисплея с достаточной точностью и полнотой всевозможных данных о Земле, природных ресурсах и естественных околоземных процессах. К сожалению, стоит отметить, что хаpaктер и масштабы проблем меняются с такой скоростью, что сбор и анализ данных едва успевает за ними
Следует также отметить, что геоэкологическое образование заключается не столько в расширении геоэкологической информации, сколько в формировании геоэкологического мышления. Как известно, мышление - это высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека [3]. Мышление осуществляется в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения окружающего нас мира [2]. С помощью отвлеченного (абстpaктного) мышления человек выходит далеко за пределы того, что он может непосредственно воспринимать с помощью органов чувств, а дивергентное мышление способствует ещё и выходу за пределы стандартных геоэкологических решений, прийти к новому видению ситуации, выйти за пределы привычного.
Существенным моментом является и то, что изучение геоэкологических проблем следует строить с позиции гуманизации образования. Гуманизация в экологическом образовании выражается через идеи формирование человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, имеющего установку на приоритетность задач сохранения жизни на Земле, спасения человечества от экологических катастроф. Гуманизм- принцип мировоззрения, основанный на утверждении человеческого достоинства, признающий высшей целью общества всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его потребностей. Данный тезис приобрел хаpaктер одного из базовых принципов развития геоэкологического образования. Гуманизация геоэкологического образования, формируясь, как личностно ориентированная концепция развития человека в рамках организованного обучения и воспитания, в современных условиях выступает как парадигма становления человека в демократическом обществе.
Данный аспект гуманизации образования обусловливает важную проблему, а именно, проблему фундаментализации геоэкологического образования. Фундаментализация геоэкологического образования связывается с его общей ориентацией на концептуальное изучение законов мира, выработку фундаментальных смыслов бытия, на основе которых осуществляются все связи явлений бытия, проникновения в сущность мира, выработку в процессе познания путей и методов познания, заключающихся в онтологических уровнях знания. Поскольку только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.
Таким образом, в своем развитии современная география, опирается на разработанные теоретические представления и концепции, появившиеся на современном этапе развития научного познания мира. Это позволяет географии динамично развиваться, успешно взаимодействовать с другими естественными науками и служить основой для появления новых направлений, например, на стыке с экологией, т.е. геоэкологией.
В заключение, хотелось бы отметить, что образование в целом и геоэкологическое образование, в частности, не только эффективный, но и наиболее действенный способ предотвращения нежелательных всевозможных экологических бедствий в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 г.: Пер. с англ./ Под ред. Э.Б.Алаева. - М.: Прогресс, 1987.-368 с., ил.
- Краткий философский словарь /
А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; Под ред. А.П. Алексеева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-496 с. - Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы / Ю.Н. Петров.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-333 с.
- Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учебник для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.
Статья в формате PDF
102 KB...
28 04 2025 20:16:42
Статья в формате PDF
285 KB...
27 04 2025 2:45:37
Статья в формате PDF
266 KB...
26 04 2025 21:29:54
Статья в формате PDF
117 KB...
25 04 2025 17:56:20
Статья в формате PDF
311 KB...
24 04 2025 18:53:24
Статья в формате PDF
115 KB...
23 04 2025 21:12:14
Статья в формате PDF
251 KB...
21 04 2025 12:55:15
Статья в формате PDF
319 KB...
20 04 2025 1:51:22
Статья в формате PDF
363 KB...
19 04 2025 16:18:31
18 04 2025 19:15:57
Статья в формате PDF
314 KB...
16 04 2025 7:34:23
Статья в формате PDF
104 KB...
15 04 2025 7:56:22
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности.
Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении.
Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции.
...
14 04 2025 4:34:30
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2.
...
13 04 2025 18:15:27
Статья в формате PDF
112 KB...
12 04 2025 4:40:40
Статья в формате PDF
202 KB...
11 04 2025 11:10:56
Поджелудочная железа белой крысы имеет три основные части – головка (дуоденальная часть), тело (пилорическая часть) и хвост (желудочно-селезеночная часть). По сравнению с человеком, она отличается большей рыхлостью, изогнутостью, разветвленностью. Встречаются два крайних варианта формы (в виде молотка или трилистника) и топографии поджелудочной железы у белой крысы.
...
09 04 2025 2:47:29
08 04 2025 16:48:50
С целью проверки космологических и геологических теорий всё больший интерес вызывают измерения аномалий: увеличение радиусов орбит планет, увеличение радиусов планет, замедление вращения планет. Технические возможности таких измерений имеются. Эмпирическая Теория Вселенной позволяет легко вычислять указанные аномалии. В статье показан метод расчёта аномалий и некоторые результаты для планет Солнечной системы. Сравнение расчёта с уже имеющимися измерениями (удаление Луны от Земли, удаление Земли от Солнца, замедление вращения Земли) показывает хорошее согласие расчёта и измерения.
...
07 04 2025 14:10:36
В настоящей работе исследована зависимость плотности прессовок на железной, медной и никелевой с различными углерод содержащими порошковыми наполнителями от давления статического прессования. Для всех изучаемых двухфазных порошковых смесей, и для каждой стадии прессования рассчитаны постоянные уплотняемости. Физический смысл постоянных в предложенной работе выяснен. Для каждой стадии прессования определен интервал плотности в зависимости от химического и концентрационного составов порошковой смеси. В работе, приведены данные уплотняемости порошкового тела при приложении давлении прессования в условиях статической нагрузки, используя которые можно объяснить процессы, наблюдаемые в процессе уплотнения порошка. Оценка уплотняемости порошков позволяет составить более эффективную технологию изготовления порошковых изделий с заданными значениями плотности.
...
05 04 2025 0:51:36
Статья в формате PDF
130 KB...
04 04 2025 15:55:28
Статья в формате PDF
121 KB...
02 04 2025 2:10:11
Статья в формате PDF
100 KB...
01 04 2025 17:48:17
Статья в формате PDF
300 KB...
30 03 2025 4:18:16
Статья в формате PDF
123 KB...
29 03 2025 6:15:30
Статья в формате PDF
116 KB...
28 03 2025 9:43:44
Статья в формате PDF
129 KB...
27 03 2025 2:48:29
Статья в формате PDF
113 KB...
26 03 2025 0:50:27
Статья в формате PDF
109 KB...
25 03 2025 14:33:15
Статья в формате PDF
117 KB...
24 03 2025 17:58:50
23 03 2025 21:52:27
Статья в формате PDF 123 KB...
22 03 2025 0:18:18
Статья в формате PDF
161 KB...
21 03 2025 0:15:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::