ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Зобова Л. Л. Горданова В. Ф. Статья в формате PDF 285 KB В наиболее обобщенном виде систему образования можно представить как органическую совокупность  ряда  составляющих  элементов. А именно: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; сети образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм, которые являются и объектами управленческого воздействия и относительно самостоятельными субъектами образовательного процесса; педагогического состава образовательных учреждений как субъектов образовательного процесса и как объектов управления; органов управления образованием.

Состояние современной системы российского образования хаpaктеризуется значительным несовершенством, и ее сохранение и прогрессивное развитие требует активного внешнего воздействия и формирования нетрадиционных импульсов внутреннего движения. Возникающие проблемы невозможно решить только силами самой системы в силу накопившихся в ней самой проблем, а именно: нарушения взаимосвязи, в том числе иерархической, между элементами системы; снижения эффективности деятельности основных звеньев системы; снижения управляемости системы в силу неоднородности и несопоставимости ее звеньев.

Широкая и всесторонняя программа модернизации российского образования предполагает введение в отрасль новых механизмов действия и использования имеющегося потенциала, развертывание ее в сторону реальных общественных потребностей, ориентацию на конкурентоспособное и эффективное развитие, преодоление рассогласованности элементов, образующих систему.

Заявленная тема порождает ряд принципиальных вопросов: что понимается под интеграцией высшего образования? Только ли включенность отечественного высшего образования в Болонский процесс? Соблюдение каких условий может привести к интеграции образовательных процессов? Означает ли интеграция образования ликвидацию национальной самобытности образования, и если нет, то какова доля этой самобытности?

Под интеграцией образования мы понимаем процесс согласования деятельности, в данном случае деятельности субъектов образовательного процесса на всех этапах его развития. Между тем, почти неоспоримо предполагается, что российское высшее образование должно развиваться в рамках парадигмы европейского образования и соответствовать его требованиям. Но при таком одностороннем подходе изначально признается некая ущербность российского высшего образования.

В указанном процессе кроется системный порок. Процесс должен быть взаимным: не только российская система образования должна подстроиться под европейские стандарты, но необходим и обратный процесс. Иначе нет смысла говорить об интеграции. Однако этого не наблюдается.

Интеграция образования - форма более глубокого процесса - интернационализации образования. Интеграция образования - введение единых «правил игры» для всех участвующих сторон. В свою очередь, интернационализация высшего образования должна означать единство принципов, образовательных стандартов вне зависимости от страны, участвующей в процессе интеграции. Полагаем, что корректнее употрeбллять термин «интернационализация образования». Именно этот процесс и должен лежать в основе последующей интеграции образования высшей школы на прострaнcтве СНГ, а в отдаленной перспективе и прострaнcтве Европы. Значит должно произойти качественное изменение самого процесса высшего образования.

Происходит ли в реальности процесс интернационализации образования? Существует ли взаимная потребность в интернационализации высшего образования? Испытывают ли наши европейские партнеры или партнеры по СНГ потребность в результатах работы российской высшей школы? Видимо в какой-то мере, в отдельных востребованных направлениях. В данном случае речь идет о пресловутой «утечке умов». Видимо, вначале надо создать условия для интернационализации и интеграции высшего образования на постсоветском прострaнcтве.

При этом, полагаем, что сначала надо вести речь об интеграции системы образования внутри страны по горизонтали и по вертикали. Интеграция по вертикали, по нашему мнению, означает преемственность образования от школы к вузу. Должна соблюдаться преемственность и иерархичность образовательных стандартов на разных этапах обучения - от школы к среднему специальному образованию, а затем к вузу. При этом система управления образованием, строящаяся на единой нормативно-правовой основе, должна играть роль координатора образовательного процесса, логично связывающего все уровни управления в рамках единого образовательного прострaнcтва. Интеграция по горизонтали - это создание объединенных федеральных университетов по территориальному принципу. В данном случае должно происходить согласование и унификация образовательных стандартов.

Обращаем внимание еще на один аспект проблемы. Разрушена существовавшая ранее система повышения квалификации и переподготовки преподавателей всех ступеней образования, при которой происходил обмен интеллектуальными ресурсами вне привязки к месту проживания. Новая форма повышения квалификации не систематизирована ни на федеральном, ни на региональном или муниципальном уровнях. Она существует в рассогласованном и нецеленаправленном варианте и преследует преимущественно коммерческие интересы. Задачу формирования определяющего субъекта образовательного процесса, от степени готовности которого главным образом зависит результативность образовательного процесса, решают различные учреждения, подчас неадекватные действительным и насущным потребностям образовательного процесса, не объединенные общей направленностью модернизации образования.

Законодательство Российской Федерации об образовании предусматривает введение в систему образования независимой оценки и контроля качества образования. Целью является создание условий для решения проблем, мешающих достижению конкурентоспособности российского образования, тормозящих развитие рынка образовательных услуг, не обеспечивающих достижение современного качества образования, не учитывающих особенности и потребности современного рынка труда. В этом контексте возникает закономерный вопрос о качестве самой системы организации контроля качества. Формирование системы независимой оценки качества образования должно строиться на реализации, прежде всего, двух взаимосвязанных принципов, привносящих в действующую систему образования активное действующее начало: принципа независимости оценки и контроля качества образования и принципа объективности оценки и контроля качества образования. В последнее время получила распространение система оценки качества обучения при помощи централизованного тестирования. Вузы столкнулись с неясностью целей, которые преследует тестирование. В госстандартах определено, что выпускник должен знать и уметь как специалист. Между тем, цель и задачи обучения студентов конкретной учебной дисциплине кафедра определяет самостоятельно. В этом случае вузы неоднократно сталкивались с несоответствием целей тестирования со стороны проверяющих органов и целей преподавания учебной дисциплины. Более того, цель и задачи обучения (т. е., что студент должен знать и уметь) должны, по мнению авторов коррелироваться с зарубежной пpaктикой обучения. В реальности этого не происходит. Более того, сложилась ситуация, например, в преподавании блока экономических дисциплин (экономической теории, мировой экономики), при которой отечественные учебники написаны на основе американских учебников. Однако при этом речь идет о соответствии отечественного образования европейским стандартам, а не американским.

Полагаем, что контроль качества образования должен быть построен на основе единого и целостного подхода, соответствовать государственным стандартам по конкретной дисциплине, основан на использовании единообразных измерительных материалов, устанавливать степень достижения целей, поставленных другими структурами, выявить причины не выполнения этих целей и задач.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ Статья в формате PDF 108 KB...

13 04 2024 21:35:44

КОЛЕБАНИЯ УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

КОЛЕБАНИЯ УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 147 KB...

03 04 2024 2:44:12

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ Статья в формате PDF 269 KB...

02 04 2024 20:39:25

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА Статья в формате PDF 269 KB...

01 04 2024 19:20:24

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ Статья в формате PDF 111 KB...

28 03 2024 8:30:19

ОЦЕНКА ПРОЛИФЕРАЦИИ ЭПИТЕЛИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ВЛАГАЛИЩА У БОЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВОГО ЛЕЧЕНИЯ

ОЦЕНКА ПРОЛИФЕРАЦИИ ЭПИТЕЛИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ВЛАГАЛИЩА У БОЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВОГО ЛЕЧЕНИЯ В статье рассматриваются проблемы атрофических изменений влагалища у женщин в состоянии тотальной овариэктомии и медикаментозной супрессии яичников. Изучается влияние оперативных и химиолучевых методов лечения paка тела и шейки матки на выраженность влагалищных атрофий. Уровень постовариэктомических нарушений во влагалище изучается при помощи маркера пролиферации Ki 67. Степень вариабельности маркера определяется как предиктор влагалищных атрофий. ...

22 03 2024 6:24:41

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН Статья в формате PDF 151 KB...

18 03 2024 5:35:22

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

13 03 2024 23:48:44

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...

10 03 2024 17:15:26

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::