ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА ХХI ВЕКА
Новая роль университета в глобальном миропорядке
В ситуации постоянных гео-культурных и социо-экономических перемен Университету как ведущему образовательному институту необходимо решать комплекс сложных задач: разpaбатывать эффективные образовательные модели специалистов ХХI века; обеспечивать разнообразие образовательных услуг и продуктов, гибкий доступ к ним; соотносить традиционные и инновационные подходы к решению системных задач [1]; привлекать для своего развития богатый человеческий ресурс; обеспечивать процессы кадрового воспроизводства и межпоколенческой преемственности. Каждый университет находит свои способы решения этих стратегических задач, учитывая три основных направления инновационной деятельности: идеологическое - определение миссии университета ХХI века (вектор глобализации), технологическое - переопределение параметров образовательных продуктов в контексте коммуникационных рынков (вектор коммерциализации); прагматическое - расширении спектра образовательных моделей специальностей в контексте социальной и профессиональной мобильности (ребрендинг).
Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК): стратегия развития
Томский политехнический университет (ТПУ ) определяет свою миссию как «создание условий для реализации модели и программы университета инновационного типа». ИМОЯК является одним из ведущих подразделений ТПУ, в настоящее время здесь работает более 500 сотрудников и обучается более 600 студентов (в том числе иностранных студентов из разных регионов мира). Институт имеет десятилетний опыт и обеспечивает профессионально-ориентированную языковую подготовку студентов, сформирована система научно-образовательной деятельности, которая мотивационно нацелена на личностные установки участников образовательного процесса [2].
Специфика программы языковой подготовки
Университетским фронтиром становится компетентностный подход. Компетентности - это комплекс готовностей, обеспечивающих постоянное личностное развитие в контексте интенсивных социо-культурных изменений. Уверенное владение иностранными языками в первую очередь расширяет возможности выбора, свободы и ответственности. Основная цель обучения иностранному языку - развитие способности и готовности к межкультурной профессиональной коммуникации - определяет главные задачи научно-образовательной деятельности: использование возможностей поликультурной коммуникации, развитие мультиязыковой среды, интеграцию языковой и профессиональной подготовки, обеспечение академической мобильности.
Безусловно, сама задача внедрения программ углубленного изучения иностранных языков в таком многопрофильном университете как ТПУ, предполагает выверенную систему, четкую последовательность, ощутимую результативность[3]. Приведем некоторые статистические данные. За десять лет реализации Программы языковой подготовки (1998 - 2008 гг.): в 4 раза выросло количество подразделений ТПУ, вовлеченных в Программу; в 24 раза увеличилось количество студентов, осваивающих Программу (с 390 до 9.500 человек); существенно изменилось количество преподавателей технических кафедр, использующих иностранный язык в своей профессиональной деятельности (с 99 до 205 человек); почти в 10 раз выросло число преподавателей, прошедших ФПК по иностранным языкам (с 19 до 173 человек в год).
Система научно-исследовательской деятельности
Программа языковой подготовки обеспечивается тремя основными научно-исследовательскими направлениями. В первую очередь следует выделить разработки прикладного хаpaктера, объединенные темами: «Психолого-педагогические аспекты обучения иностранным языкам в высшей школе», «Психологические и когнитивные аспекты освоения неродного языка», «Прикладная филология в сфере инженерного образования». Немаловажную роль играют поисковые исследования, выстраивающиеся вокруг темы «Сопоставительная филология и педагогика». Сотрудники ИМОЯК успешно работают и в сфере фундаментально-ориентированной проблематики: «Проблемы межкультурной коммуникации«, «Теория языка и методология науки», «Методология и методика обучения на неродном языке». Все направления научно-исследовательской деятельности находятся в тесной взаимосвязи: фундаментальные исследования обеспечивают концептуальное оформление моделей поликультурной коммуникации, поисковые исследования технологически обустраивают мультиязыковую среду, прикладные разработки определяют методику оптимальной интеграции языковой и профессиональной компетентностей.
Вот только некоторые результаты десятилетней работы: более 100 сотрудников имеют кандидатскую степень и ежегодно этот показатель увеличивается на 12 защит в среднем; ежегодно проводится 4 конференции («Прикладная филология в сфере инженерного образования»; «Коммуникативные аспекты языка и культуры»; «Коммуникация иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной и научной сферах»; «Научно-технический прогресс глазами иностранных студентов и аспирантов»); работает 2 постоянно действующих семинара («Методология современной филологии»; «Цели и задачи языковой подготовки в контексте Болонского процесса»); опубликовано около 50 изданий (монографии, сборники статей и докладов, учебники); проводится уникальный Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов вузов РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Похолков Ю.П. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня. [Электронный документ] http://www.eed.ru/opinions/o_48.html/ Доступ свободный.
- Комплексная программа развития ИМОЯК ТПУ на 2008 - 2010 гг. Томск, 2008.
- Положение об организации языковой подготовки в Томском политехническом университете. Томск, 2008.
Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 09.09.2008.
Статья в формате PDF 150 KB...
27 03 2024 13:19:18
Статья в формате PDF 128 KB...
26 03 2024 20:41:49
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 4:11:58
Показано, что общепринятая формула для определения работы справедлива только для частных случаев. Правильное определение работы. Общепринятая формула работы тоже применима только к одному частному случаю. ...
24 03 2024 0:43:12
Статья в формате PDF 219 KB...
23 03 2024 23:45:23
Статья в формате PDF 109 KB...
22 03 2024 18:53:17
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 5:49:30
Статья в формате PDF 277 KB...
19 03 2024 13:43:11
18 03 2024 11:33:20
16 03 2024 14:15:10
15 03 2024 0:16:30
Статья в формате PDF 115 KB...
14 03 2024 10:50:42
Статья в формате PDF 106 KB...
13 03 2024 21:25:31
Статья в формате PDF 109 KB...
12 03 2024 6:47:30
Статья в формате PDF 241 KB...
11 03 2024 5:39:43
Статья в формате PDF 133 KB...
10 03 2024 14:57:53
Статья в формате PDF 115 KB...
08 03 2024 11:41:55
Статья в формате PDF 134 KB...
07 03 2024 18:40:25
Статья в формате PDF 128 KB...
06 03 2024 12:48:35
05 03 2024 3:10:29
Статья в формате PDF 117 KB...
04 03 2024 13:25:53
Статья в формате PDF 125 KB...
03 03 2024 22:58:51
Статья в формате PDF 110 KB...
02 03 2024 9:20:54
Статья в формате PDF 249 KB...
01 03 2024 4:11:40
Статья в формате PDF 123 KB...
28 02 2024 12:55:30
В предложенной работе экспериментально доказано, что при хроническом стрессе, при нарушенном равновесии симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, количество клеток периферической крови, изменяясь, не выходит за пределы нормы. Вегетативный баланс хаpaктеризуется средним арифметическим границ нормальных показателей. Общий клинический анализ крови является показателем функционального состояния и может быть предложен как метод, определяющий эффективность проводимого лечения в постстрессорной реабилитации. ...
27 02 2024 19:48:55
Дана хаpaктеристика цитологических особенностей нейронов дорсомедиального ядра миндалевидного комплекса мозга (МК) на стадии диэструс. Полученные результаты сравниваются с ранее полученными на стадиях эструс и метэструс. Они показывают, что функциональное состояние нейроэндокринных нейронов этого ядра МК меняется в зависимости от уровней пoлoвых стероидов. ...
26 02 2024 19:53:41
Статья в формате PDF 135 KB...
25 02 2024 5:50:48
Статья в формате PDF 100 KB...
24 02 2024 12:13:51
Статья в формате PDF 123 KB...
21 02 2024 15:53:52
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса. ...
20 02 2024 3:18:34
Система противодействия биотерроризму не может быть эффективной без постоянного мониторинга за свойствами циркулирующих в данном регионе возбудителей инфекционных болезней. В рамках реализации программы по противодействию биотерроризму в Ростове-на-Дону проводится мониторинг за выделяемыми штаммами энтеробактерий с учетом оценки антибиотикорезистентности. Для обработки результатов использована компьютерная программа WHONET 5.4. Определены фенотипы резистентности энтеробактерий (2005-2006 гг.) Хаpaктеристика профилей устойчивости позволила установить появление и хаpaктер полиантибиотикорезистентности у шигелл и сальмонелл. Компьютерный анализ может быть использован в системе эпидемиологического надзора за распространением и динамикой антибиотикорезистентности штаммов, циркулирующих в популяции населения. ...
19 02 2024 9:18:18
На примере самозарастания песчаных карьеров Ленобласти рассматривается гипотеза преимущественного поселения растений-колонистов в «safe sites» – микроместообитаниях, наиболее благоприятных для растений. ...
18 02 2024 3:51:46
Статья в формате PDF 245 KB...
17 02 2024 19:21:49
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::