ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА ХХI ВЕКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА ХХI ВЕКА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА ХХI ВЕКА

Петровская Т.С. Максимов В.В. Слесаренко И.В. Статья в формате PDF 119 KB

Новая роль университета в глобальном миропорядке

В ситуации постоянных гео-культурных и социо-экономических перемен Университету как ведущему образовательному институту необходимо решать комплекс сложных задач: разpaбатывать эффективные образовательные модели специалистов ХХI века; обеспечивать разнообразие образовательных услуг и продуктов, гибкий доступ к ним; соотносить традиционные и инновационные подходы к решению системных задач [1]; привлекать для своего развития богатый человеческий ресурс; обеспечивать процессы кадрового воспроизводства и межпоколенческой преемственности. Каждый университет находит свои способы решения этих стратегических задач, учитывая три основных направления инновационной деятельности: идеологическое - определение миссии университета ХХI века (вектор глобализации), технологическое - переопределение параметров образовательных продуктов в контексте коммуникационных рынков (вектор коммерциализации); прагматическое - расширении спектра образовательных моделей специальностей в контексте социальной и профессиональной мобильности (ребрендинг).

Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК): стратегия развития

Томский политехнический университет (ТПУ ) определяет свою миссию как «создание условий для реализации модели и программы университета инновационного типа». ИМОЯК является одним из ведущих подразделений ТПУ, в настоящее время здесь работает более 500 сотрудников и обучается более 600 студентов (в том числе иностранных студентов из разных регионов мира). Институт имеет десятилетний опыт и обеспечивает профессионально-ориентированную языковую подготовку студентов, сформирована система научно-образовательной деятельности, которая мотивационно нацелена на личностные установки участников образовательного процесса [2].

Специфика программы языковой подготовки

Университетским фронтиром становится компетентностный подход. Компетентности - это комплекс готовностей, обеспечивающих постоянное личностное развитие в контексте интенсивных социо-культурных изменений. Уверенное владение иностранными языками в первую очередь расширяет возможности выбора, свободы и ответственности. Основная цель обучения иностранному языку - развитие способности и готовности к межкультурной профессиональной коммуникации - определяет главные задачи научно-образовательной деятельности: использование возможностей поликультурной коммуникации, развитие мультиязыковой среды, интеграцию языковой и профессиональной подготовки, обеспечение академической мобильности.

  Безусловно, сама задача внедрения программ углубленного изучения иностранных языков в таком многопрофильном университете как ТПУ, предполагает выверенную систему, четкую последовательность, ощутимую результативность[3]. Приведем некоторые статистические данные. За десять лет реализации Программы языковой подготовки (1998 - 2008 гг.): в 4 раза выросло количество подразделений ТПУ, вовлеченных в Программу; в 24 раза увеличилось количество студентов, осваивающих Программу (с 390 до 9.500 человек); существенно изменилось количество преподавателей технических кафедр, использующих иностранный язык в своей профессиональной деятельности (с 99 до 205 человек); почти в 10 раз выросло число преподавателей, прошедших ФПК по иностранным языкам (с 19 до 173 человек в год).

Система научно-исследовательской деятельности

Программа языковой подготовки обеспечивается тремя основными научно-исследовательскими направлениями. В первую очередь следует выделить разработки прикладного хаpaктера, объединенные темами: «Психолого-педагогические аспекты обучения иностранным языкам в высшей школе», «Психологические и когнитивные аспекты освоения неродного языка», «Прикладная филология в сфере инженерного образования». Немаловажную роль играют поисковые исследования, выстраивающиеся вокруг темы «Сопоставительная филология и педагогика». Сотрудники ИМОЯК успешно работают и в сфере фундаментально-ориентированной проблематики: «Проблемы межкультурной коммуникации«, «Теория языка и методология науки», «Методология и методика обучения на неродном языке». Все направления научно-исследовательской деятельности находятся в тесной взаимосвязи: фундаментальные исследования обеспечивают концептуальное оформление моделей поликультурной коммуникации, поисковые исследования технологически обустраивают мультиязыковую среду, прикладные разработки определяют методику оптимальной интеграции языковой и профессиональной компетентностей.

Вот только некоторые результаты десятилетней работы: более 100 сотрудников имеют кандидатскую степень и ежегодно этот показатель увеличивается на 12 защит в среднем; ежегодно проводится 4 конференции («Прикладная филология в сфере инженерного образования»; «Коммуникативные аспекты языка и культуры»; «Коммуникация иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной и научной сферах»; «Научно-технический прогресс глазами иностранных студентов и аспирантов»); работает 2 постоянно действующих семинара («Методология современной филологии»; «Цели и задачи языковой подготовки в контексте Болонского процесса»); опубликовано около 50 изданий (монографии, сборники статей и докладов, учебники); проводится уникальный Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов вузов РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Похолков Ю.П. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня. [Электронный документ] http://www.eed.ru/opinions/o_48.html/ Доступ свободный.
  2. Комплексная программа развития ИМОЯК ТПУ на 2008 - 2010 гг. Томск, 2008.
  3. Положение об организации языковой подготовки в Томском политехническом университете. Томск, 2008.

Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 09.09.2008.



СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Статья в формате PDF 108 KB...

06 11 2025 6:18:16

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

СОН КАК ФОРМА ЗАПАСА ЭНЕРГИИ Статья в формате PDF 145 KB...

05 11 2025 17:35:10

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ФАЗОННЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КВАЗИКРИСТАЛЛАХ

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ФАЗОННЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КВАЗИКРИСТАЛЛАХ Предлагается феноменологическое описание фазовых переходов в полигональных квазикристаллах, учитывающее собственную симметрию линейных фазонных и фононных деформаций. Определено представление группы этой симметрии, рассчитан базис инвариантов, построен типичный термодинамический потенциал и проведена симметрийная классификация решений уравнений состояния. ...

02 11 2025 14:12:58

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ПАТОЛОГИЯ АЛЬДЕГИДНАЯ БОЛЕЗНЬ

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ПАТОЛОГИЯ АЛЬДЕГИДНАЯ БОЛЕЗНЬ Статья в формате PDF 119 KB...

01 11 2025 10:39:15

Оценка состояния кроветворной СИСТЕМЫ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ с низким уровнем радиационного ЗАГРЯЗНЕНия

Оценка состояния кроветворной СИСТЕМЫ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ с низким уровнем радиационного ЗАГРЯЗНЕНия Исследованы количество клеток и клеточный состав крови и кроветворных органов мелких млекопитающих (Mus musculus, Apodemus sylvaticus, Clethrionomys rutilus) с территорий, подвергшихся радиационному влиянию (Восточно-Уральский радиоактивный след, Свердловская область, Тоцкий радиоактивный след, Оренбургская область). Установлены изменения состава и структуры клеток крови, клеточного состава и концентрации клеток кроветворной ткани в зависимости от вида животных и места их обитания. Влияние на организм мышей и полевок радиационного фактора среды подтверждает обнаружение в тушках животных радионуклидов. ...

29 10 2025 23:14:11

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ Сравнительные конструкции рассматриваются с позиции гендерного аспекта. Представлены результаты направленного ассоциативного эксперимента, который позволил выявить различия в женском и мужском конструировании, употрeблении и восприятии сравнительных конструкций. ...

21 10 2025 7:52:56

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ?

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ? Статья в формате PDF 114 KB...

19 10 2025 17:51:16

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ Статья в формате PDF 220 KB...

14 10 2025 3:56:10

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ На здоровье населения особое влияние оказывают экологические, гигиенические, социально-медицинские причины. В работе была реализована специально созданные социологические карты. Результаты социологического исследования показали, что к причинам, сильно влияющим на здоровье мигрантов-репатриантов относятся экологически нeблагоприятные условия окружающей среды. Заболеваемость мигрантов-репатриантов, проживающих в высокой степени опасности экологически наблагоприятных районах достигает от 2227,9 до 3010,9 ‰. Этот показатель указывает на значительное повышение показателей мигрантов, проживающих районах, где экологическая обстановка средняя, низкая и неопасная .Между загрязнением атмосферного воздуха и почвы и патологиями иммунной системы, минерализацией воды и заболеваниями мочепoлoвoй системы, загрязнением атмосферного воздуха и патологиями дыхательных путей есть прямая и в высокой степени связь. ...

12 10 2025 8:57:45

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ В БИОСФЕРЕ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ В БИОСФЕРЕ Статья в формате PDF 315 KB...

07 10 2025 6:56:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::