МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕРФИКАЦИИ ПРОГНОЗА ВЫСОКОГО УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
В лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте (1994-2004 гг.) нами изучалась динамика умственной работоспособности студентов медицинского вуза ( 2-6 курсы) на предмет верификации прогноза ее изменений в процессе обучения и связи с особенностями психологического типа личности. В разработку были включены данные на 650 лиц обоего пола. Использовалась методика психологического типирования Д.Кейрси (1989 г.)
Установлено, во-первых, что изучаемая когорта студентов включала в себя четыре неравномерные по численности совокупности темпераментов в пределах: SP~ 10%, SJ~67%, NF~15% ,NT~8%, а колебания умственной работоспособности линейно коррелировали с организацией и формами учебного процесса. Как показали наши исследования, недоучет хронолабильности в психической организации личности студента при организации учебного процесса неизбежно ведет к резкому снижению умственной работоспособности (r= 0,67, при p≤0,01).
По нашим данным наиболее выраженное снижение умственной работоспособности связано у обследованных студентов обоих полов с так называемыми «критическими» периодами, легко поддающимися коррекции, когда биоритмальные кривые (четырех анализируемых нами биоритмов) либо пересекалась между собой, либо оказывались переходящими из фазы активации в противофазу.
Мы установили, что не все темпераментные группы студентов (из вышеперечисленных) показывали идентичную хронолабильность при дозированной нагрузке в процессе оценки умственной работоспособности. Наиболее стрессоустойчивыми оказались лица из NT - темпераментной группы, но они оказались в изучаемой когорте в меньшинстве(~50 чел.), самыми лабильными и многочисленными (~425 чел.) оказались лица SJ темперамента. Промежуточное положение занимали лица SP и NF темпераментов.
Эти показатели несколько видоизменялись от курса к курсу (статистически недостоверно) по мере взросления в сторону роста числа более прагматически настроенных NT и SP психологических типов личности. Примерно 20% студентов на рубеже 2-6 курсов изменили свой психологический тип, идентифицируя себя в процессе самодиагностики на старших курсах более объективно.
Полученные наблюдения, с нашей точки зрения, имеют большое значение, поскольку тип суточного ритма у человека является величиной константной, и его пpaктически нельзя изменить без явного или скрытого ущерба для здоровья.
И если учесть, что среди студентов медицинских вузов преобладают лица в основном SJ и NF темпераментов (в силу выраженной и, очевидно, генетически обусловленной эмпатии), то колебания умственной работоспособности нельзя рассматривать в отрыве ни от психологического типа личности, ни от его хронолабильности.
При рассмотрении донозологических аспектов оздоровления студенческой молодежи следует учитывать, в обязательном порядке: влияние среды на индивидуальные биоритмы человека, фазную структуру индивидуальных биоритмов и ее связь с особенностями психологического типа личности. С наибольшим эффектом учебное и воспитательное воздействие на индивидуума можно оказывать только в контексте «максимина», то есть в моменты или подъема, или спада в динамике формирования профессионально значимых функций. Только в этих случаях мы можем ожидать достаточно ровные показатели умственной работоспособности человека.
Статья в формате PDF 122 KB...
10 12 2024 12:34:14
Статья в формате PDF 115 KB...
09 12 2024 17:51:11
Статья в формате PDF 348 KB...
08 12 2024 1:26:33
Статья в формате PDF 121 KB...
07 12 2024 4:52:23
Статья в формате PDF 253 KB...
06 12 2024 0:54:21
Статья в формате PDF 115 KB...
04 12 2024 20:12:49
Статья в формате PDF 317 KB...
03 12 2024 9:35:26
Статья в формате PDF 155 KB...
02 12 2024 13:45:35
В статье описывается математическая модель, связывающая уровень психической реакции с личностными хаpaктеристиками человека и с силой информационного воздействия на него. Исследуются условия устойчивости модели методами теории автоматического управления. ...
01 12 2024 6:43:28
Статья в формате PDF 119 KB...
30 11 2024 5:54:25
Статья в формате PDF 119 KB...
27 11 2024 14:45:19
Статья в формате PDF 102 KB...
26 11 2024 8:32:47
Статья в формате PDF 174 KB...
25 11 2024 18:51:16
С помощью программы компьютерного моделирования MolScript на базе данных рентгеноструктурного анализа (РСА) осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomycopsis fibuligera. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении, топологии упорядоченных и нерегулярных участков. ...
24 11 2024 9:53:53
Статья в формате PDF 358 KB...
23 11 2024 13:52:23
Статья в формате PDF 132 KB...
22 11 2024 15:18:18
Статья в формате PDF 101 KB...
21 11 2024 7:59:30
Статья в формате PDF 161 KB...
20 11 2024 11:53:50
Статья в формате PDF 120 KB...
18 11 2024 6:50:33
Статья в формате PDF 144 KB...
17 11 2024 23:42:28
Статья в формате PDF 786 KB...
16 11 2024 12:11:59
Статья в формате PDF 116 KB...
13 11 2024 20:50:49
12 11 2024 14:39:14
Статья в формате PDF 173 KB...
11 11 2024 5:56:23
Статья в формате PDF 110 KB...
10 11 2024 13:53:49
Статья в формате PDF 121 KB...
09 11 2024 16:15:36
Статья в формате PDF 123 KB...
08 11 2024 10:52:52
Статья в формате PDF 137 KB...
07 11 2024 6:17:22
Статья в формате PDF 114 KB...
05 11 2024 7:17:37
Статья в формате PDF 112 KB...
04 11 2024 14:38:21
Статья в формате PDF 255 KB...
03 11 2024 11:30:39
02 11 2024 17:43:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::