СПО: АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СПО: АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СПО: АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Мирсаетова А.А. Статья в формате PDF 119 KB

С подписанием документов Болонского процесса наша страна оказалась на грани выбора - полностью изменить свою систему образования, взяв систему одной из европейских стран, или реформирование, которое сохранит уникальный опыт нашей страны, система которой в прошлом являлась одной из лучших.

Конечно, сегодня можно сказать, что в нашем образовании назрела «революционная ситуация»: «верхи» (правительство) не могут, а «низы» не хотят (родители, учащиеся, преподаватели, бизнесмены) жить по-старому. В вихре реформ, модернизаций и различных преобразований под европейский стандарт теряется уникальность нашего образования - фундаментальность. Одним росчерком пера было сокращено количество часов по основным предметам: русскому языку, литературе, математике, и появилось такое ощущение, что в министерство образования пришли люди, которые не жалуют школу. Катастрофически упала грамотность, рациональным счётом перестали заниматься и это список «потерь» можно продолжать ещё долго. С сокращением часов объём изучаемого материала не изменился, а на некоторых курсах даже расширился. Может быть, у реформаторов были и благие намерения, но ... что же получилось? Фактическая образованность упала, всё больше детей не успевают выполнить домашнего задания, осознать изученный материал. Академик А.М. Новиков так же отмечает, что реорганизация такого типа, чиновниками от образования, является глубокой стратегической ошибкой.

Как же собрать и сохранить крупицы нашей уникальной системы, но при этом с достоинством войти в европейское прострaнcтво?

На сегодняшний день в УСПО по учебному плану на изучение математики количество часов меньше, что существенно отличается от средней школы. Контингент колледжей и техникумов также отличается тем, что в основном поступают учиться те, которые с трудом окончили неполную среднюю школу или учились не стабильно. Получается парадокс: дети более слабые, а для усвоения программы даётся времени меньше. И мечта у них - быть ближе к будущей профессии, но при получении общеобразовательной подготовки времени для обучения общепрофессиональным дисциплинам в учебном плане нет. Наступает разочарование, желание учиться угасает, колледж начинает напоминать школу и резкое увеличение нагрузки на втором курсе с изучением общепрофессиональных предметов не позволяет быть успешным студентом.

Анализ успеваемости и достаточно высокий процент отчислений вызывает серьёзные опасения об эффективности работы не только педагогических коллективов, но и системы образования. Для исследования сложившейся ситуации в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже и Екатеринбургском энергетическом техникуме было проведено анкетирование по техническим специальностям 263 студентов.

Анализ ответов показывает, что наиболее успешным для студентов на базе 9 классов является 1 курс (61%).

37% студентов считают, что грамотная, продуманная работа педагогов, соответствие курса дисциплин возрастным особенностям, способностям, интересам и отсутствие сильных перегрузок (36%) способствовало успешности на данном курсе. Были и другие мнения: хороший результат я добился сам, кровью и потом, нервами, недосыпами; проявлял интерес к учёбе; я просто понимал, что без этого мне придётся очень тяжело.

Для 46% студентов наиболее неуспешным является 2 курс, менее - 3 курс.

Причинами не успешности студенты считают:

1) На каждой дисциплине большой объём материала, который нужно заучивать;

2) Большое количество новых, ранее не изученных дисциплин, а также не было желания большую часть свободного времени тратить на заучивание, выполнения домашнего задания;

3) Уроки преподавателей были однотипные, не вызывали желания и интереса выполнить домашнюю работу, найти дополнительный материал;

4) Много тратилось времени на дорогу в колледж и обратно, и поэтому на выполнение домашнего задания почти или совсем не оставалось времени;

У 41% студентов невыполненное домашнее задание вызывает тревогу, а 23% - чувство досады.

Большинство студентов пробовали полностью выполнить домашнюю работу по всем предметам в течение одной недели и, считают, что она реально выполнима. Однако, проведённый хронометраж выполнения домашнего задания студентом, который добросовестно делает домашнюю работу по все предметам, имеет средние способности, показал удручающие результаты. Студент второго курса в течение одной недели потратил на выполнение домашнего задания (не по всем предметам) 40 часов!

Студенты всех специальностей отмечают, что мало пpaктики, нужно увеличить количество часов лабораторных работ, увеличить длительность пpaктики; разгрузить второй курс; «Философию» перенести на 4 курс (база 9 классов); на первом курсе больше знакомиться с будущей профессией; не разрывать предмет (например, «Изыскания» и «Экономику отрасли» вести только на одном курсе).

В большинстве теоретических и экспериментальных работах учёные показали, что основные типы поведения, направленные на достижение успеха или избегания неудачи, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни человека и формируются как под воздействием родителей, так и под воздействием окружающей среды. По мнению Д. Мак-Клеланда, мотивация достижения может развиваться и в зрелом возрасте в первую очередь за счёт обучения, а также в контексте трудовой деятельности (Л.Джуэлл).

Проблема успеха рассматривалась такими педагогами как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амоношвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другими педагогами-пpaктиками, для которых успех - это не только удача, сколько высокая результативность в достижении намеченных целей и задач, с одной стороны, и радость, положительные эмоции, с другой стороны. По определению А.С. Белкина, успех - это переживание личностью состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому она стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. Также данная проблема, с точки зрения психологии, рассматривалась Н.А. Батуриным, Н.Л. Белопольской, В.К. Вилюнасом, Ф.И. Иващенко, Л.Б. Ительсоном, Э.Ш. Натанзоном, С.Л. Рубинштейном и др.

Рассматривая сегодняшний курс математики в средних профессиональных учреждениях, хочется отметить следующее:

1. Нельзя оставлять курс математики при получении общеобразовательной подготовки на уровне 218 часов, так как данный курс не позволяет подготовить студента к освоению профессиональной образовательной программы по специальности, особенно технической.

2. В стандартах третьего поколения произойдёт интеграция некоторых дисциплин и вследствие этого математика (для технических специальностей) также нуждается в некоторой интеграции (не буквально) с такими дисциплинами как, например, «Инженерная графика» и другие общепрофессиональные дисциплины. В приложении 1 к письму Минобрнауки России от 25.05.2007 № 03-1180 «Рекомендации по реализации в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» увеличивается время для изучения дисциплины «Математика» до 312 часов, что позволить отработать навыки по некоторым основополагающим темам и ввести темы, которые будут являться «вкраплениями» в общепрофессиональные дисциплины. Ещё В.В. Фирсов отмечал, что среднее математическое образование должно быть методологически связано с пpaктикой. Данные мероприятия позволять студентам чувствовать себя более уверенно при обучении на втором курсе, позволит снять некоторые проблемы неуспешности.

Серьёзные изменения социально-экономические хаpaктера, происходящие в мире и в том числе в нашей стране, требуют от человека быстро адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным, активным, самостоятельным и успешным. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы отмечается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Основы успешности личности, как удовлетворённости достижением ожидаемого результата в деятельности, должно закладываться в раннем детстве, формироваться в школе и в учебном учреждении при получении профессионального образования.

Работа представлена на III научную международную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 13-15 мая 2008 г. Поступила в редакцию 19.04.2008.



КОСМОЛОГИЯ

КОСМОЛОГИЯ Статья в формате PDF 455 KB...

21 07 2024 7:54:25

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ ) 1.Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2.Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3.Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

12 07 2024 10:11:35

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ Статья в формате PDF 276 KB...

11 07 2024 4:18:34

МАТОЧНО-ПЛАЦЕНТАРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У БЕРЕМЕННЫХ ОСЛОЖНЕННОЙ ГЕСТОЗОМ

МАТОЧНО-ПЛАЦЕНТАРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У БЕРЕМЕННЫХ ОСЛОЖНЕННОЙ ГЕСТОЗОМ Развивающиеся при гипертонической болезни сосудистые поражения находят свое продолжение в изменении кровотока и эндометрии и плаценты, что наиболее остро проявляется при сочетании с гестозом. Данные изменения наблюдаются в виде развития склероза, фибриноидного некроза, нарушения кровообращения (полнокровие, стаз, кровоизлияния, тромбоз), деструкции ультраструктур. Все это приводит к развитию маточно-фетоплацентарной сосудистой недостаточности и сопровождается крайне напряженным состоянием гомеостаза плода. ...

09 07 2024 5:46:43

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Статья в формате PDF 110 KB...

06 07 2024 10:40:27

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ Статья в формате PDF 108 KB...

04 07 2024 2:54:36

ПУШКАРЕВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ

ПУШКАРЕВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ Статья в формате PDF 141 KB...

24 06 2024 12:55:46

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

23 06 2024 19:43:53

ПЕРФИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПЕРФИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 122 KB...

12 06 2024 5:11:18

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::