К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ
Западничество принимает во внимание хронологическую сопоставимость истории России и Европы, но не учитывает определенного сходства российских общественно-политических институтов с восточными. Историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как часть западной цивилизации. При этом, России отводится роль периферии. Критики этой точки зрения не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром - областью притяжения других государств и народов.
Есть авторы, предлагающие отнести Россию к обществам восточного типа. Существует концепция России - Азиопы, стремящейся в периоды упадка власти освободиться от всего западного как чисто внешнего. Однако, по мнению специалистов-психологов, в периоды бедствий в общественном сознании всплывают древние архетипы коллективного поведения, а восточный тип развития гораздо старше западного.
Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России.
Славянофилы видели в истории России уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчлeнимую целостность.
Согласно евразийской концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных начал. Евразийство оптимистично, но вряд ли соответствует действительности. Если бы на территории России в полной мере осуществился синтез восточных и западных принципов развития, ее историческая судьба была бы более счастливой.
Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о самобытности России, видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию.
Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена против отнесения нашего отечества к периферии западного мира. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть не наряду с французской, португальской, вьетнамской, и т.п., а в одном ряду с западной, исламской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Однако, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения предполагает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что, учитывая историческое прошлое страны, вряд ли соответствует действительности.
Концепция православной (восточно - христианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, другими государствами по конфессиональному и территориальному принципу. Достоинства этой точки зрения связаны с тем, что Россия выступает в качестве центра экономического и культурного притяжения для ряда государств и народов и является лидером одной из мировых цивилизаций. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета.
Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. Восточный тип развития «наложился» на изначальный западный, в результате чего произошло механическое соединение восточных и западных начал. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, будто наша страна - исключение из всех правил. В то же время эта точка зрения игнорирует тот факт, что православие и сформировавшийся на его основе менталитет представляют собой именно синтезные, а никак не гибридные образования. Между тем, культура всегда влияет на формы организации общества.
Подведем некоторые итоги. Историческое ядро России относится к православной цивилизации. Поскольку длительное существование в пределах одного государства придает некоторые черты сходства общественно-политическим институтам и отчасти культуре объединенных народов, можно считать, что Россия в целом является в настоящее время центром и лидером этой цивилизации. Православная цивилизация является пограничной и относится к смешанному типу исторического развития, что предполагает в случае России частично синтез, а частично сосуществование восточных и западных начал.
Новое возрождение России вполне может быть связано с процессом вестернизации страны, поскольку западные принципы организации жизни не являются для российских народов чуждыми. Однако принадлежность к одной из основных мировых цивилизаций и особому типу исторического развития исключают возможность эффективной европеизации на пути утраты собственного качественного своеобразия.С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...
27 03 2024 19:36:26
Статья в формате PDF 132 KB...
24 03 2024 16:34:36
Статья в формате PDF 266 KB...
23 03 2024 7:52:11
Статья в формате PDF 128 KB...
22 03 2024 22:12:59
Статья в формате PDF 115 KB...
21 03 2024 20:50:48
Статья в формате PDF 116 KB...
19 03 2024 13:43:58
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 21:28:18
Статья в формате PDF 144 KB...
17 03 2024 18:21:51
Статья в формате PDF 274 KB...
16 03 2024 21:57:28
Статья в формате PDF 145 KB...
14 03 2024 4:39:26
Статья в формате PDF 100 KB...
13 03 2024 20:31:34
Статья в формате PDF 104 KB...
12 03 2024 6:35:24
Статья в формате PDF 112 KB...
11 03 2024 7:48:20
Статья в формате PDF 146 KB...
10 03 2024 16:58:29
Статья в формате PDF 102 KB...
09 03 2024 12:31:20
Статья в формате PDF 162 KB...
08 03 2024 10:36:20
Изучены показатели иммунной системы у 36 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом в период обострения заболевания. Контрольную группу составили 36 здоровых женщин. Выявлен дисбаланс клеточного иммунитета при одновременном снижении функциональной активности гумopaльного звена иммунитета. ...
07 03 2024 22:35:28
Статья в формате PDF 119 KB...
06 03 2024 9:30:43
Статья в формате PDF 111 KB...
05 03 2024 23:17:59
Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...
04 03 2024 12:54:47
Статья в формате PDF 330 KB...
03 03 2024 5:21:33
Статья в формате PDF 307 KB...
02 03 2024 13:21:31
Статья в формате PDF 102 KB...
01 03 2024 21:56:47
Статья в формате PDF 119 KB...
28 02 2024 13:59:51
Статья в формате PDF 254 KB...
27 02 2024 9:41:52
Статья в формате PDF 119 KB...
26 02 2024 5:35:48
25 02 2024 9:18:55
24 02 2024 20:18:43
Статья в формате PDF 242 KB...
23 02 2024 9:59:18
Статья в формате PDF 176 KB...
22 02 2024 8:33:46
Статья в формате PDF 305 KB...
20 02 2024 10:43:25
Статья в формате PDF 165 KB...
18 02 2024 12:22:47
Статья в формате PDF 111 KB...
17 02 2024 4:34:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::