К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ

Ларионова И.Л. Статья в формате PDF 82 KB Духовное и культурное возрождение России, обретение нашим отечеством нового достойного места в мире связаны с поисками историко-культурной идентичности страны. Попытаемся проанализировать состояние вопроса.

Западничество принимает во внимание хронологическую сопоставимость истории России и Европы, но не учитывает определенного сходства российских общественно-политических институтов с восточными. Историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как часть западной цивилизации. При этом, России отводится роль периферии. Критики этой точки зрения не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром - областью притяжения других государств и народов.

Есть авторы, предлагающие отнести Россию к обществам восточного типа. Существует концепция России - Азиопы, стремящейся в периоды упадка власти освободиться от всего западного как чисто внешнего. Однако, по мнению специалистов-психологов, в периоды бедствий в общественном сознании всплывают древние архетипы коллективного поведения, а восточный тип развития гораздо старше западного.

Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России.

Славянофилы видели в истории России уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчлeнимую целостность.

Согласно евразийской концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных начал. Евразийство оптимистично, но вряд ли соответствует действительности. Если бы на территории России в полной мере осуществился синтез восточных и западных принципов развития, ее историческая судьба была бы более счастливой.

Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о самобытности России, видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию.

Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена против отнесения нашего отечества к периферии западного мира. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть не наряду с французской, португальской, вьетнамской, и т.п., а в одном ряду с западной, исламской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Однако, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения предполагает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что, учитывая историческое прошлое страны, вряд ли соответствует действительности.

Концепция православной (восточно - христианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, другими государствами по конфессиональному и территориальному принципу. Достоинства этой точки зрения связаны с тем, что Россия выступает в качестве центра экономического и культурного притяжения для ряда государств и народов и является лидером одной из мировых цивилизаций. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета.

Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. Восточный тип развития «наложился» на изначальный западный, в результате чего произошло механическое соединение восточных и западных начал. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, будто наша страна - исключение из всех правил. В то же время эта точка зрения игнорирует тот факт, что православие и сформировавшийся на его основе менталитет представляют собой именно синтезные, а никак не гибридные образования. Между тем, культура всегда влияет на формы организации общества.

Подведем некоторые итоги. Историческое ядро России относится к православной цивилизации. Поскольку длительное существование в пределах одного государства придает некоторые черты сходства общественно-политическим институтам и отчасти культуре объединенных народов, можно считать, что Россия в целом является в настоящее время центром и лидером этой цивилизации. Православная цивилизация является пограничной и относится к смешанному типу исторического развития, что предполагает в случае России частично синтез, а частично сосуществование восточных и западных начал.

Новое возрождение России вполне может быть связано с процессом вестернизации страны, поскольку западные принципы организации жизни не являются для российских народов чуждыми. Однако принадлежность к одной из основных мировых цивилизаций и особому типу исторического развития исключают возможность эффективной европеизации на пути утраты собственного качественного своеобразия.


Иммунная система и сердечная недостаточность

Иммунная система и сердечная недостаточность Статья в формате PDF 115 KB...

05 06 2024 11:48:53

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В статье представлена комплексная оценка экологического риска территории Иркутской области. Наличие в области большого количества промышленных объектов с опасными производствами, технологиями и материалами предопределяет реальную возможность возникновения техногенных аварий и катастроф. Естественными природными факторами риска являются землетрясения, оползни, ураганы, наводнения, лесные пожары, опасные инфекционные заболевания, эпизоотии и эпифитотии. Более того, многие природные ЧС возникают как следствие воздействия человека на природную среду. Городская экосистема должна проектироваться и развиваться на основе технологии комплексной оценки экологической емкости территорий, которая необходима для гармоничного развития территорий без деградации природных экосистем любого уровня. В Иркутской области наблюдается значительное загрязнение всех компонентов окружающей среды, что также сказывается на показателях состояния здоровья населения. Выявлена статистически значимая связь между показателями детской cмepтности и загрязнением природной среды. Комплексная оценка экологического риска по предлагаемой методике показывает, что природная среда исследуемой территории уже никогда не сможет восстановиться в первоначальном виде. ...

02 06 2024 16:30:21

ЭКСПЕДИЦИЯ И.И. МЕЧНИКОВА В АСТРАХАНСКУЮ ГУБЕРНИЮ В 1911 ГОДУ

ЭКСПЕДИЦИЯ И.И. МЕЧНИКОВА В АСТРАХАНСКУЮ ГУБЕРНИЮ В 1911 ГОДУ 16 (29) мая 1911 года в Астpaxaнь приехали члeны международной экспедиции под руководством И.И. Мечникова. Экспедиция должна была помочь решить важные проблемы распространения чумы в нашем регионе и создания вакцины против туберкулеза. Детальный анализ публикаций 1911-1912 годов доказывает положительное влияние работы экспедиции И.И. Мечникова на результативность исследований чумы в Киргизских степях. Полевые исследования в Калмыцких степях позволили определить основные направления лабораторного поиска вакцины против туберкулеза. ...

01 06 2024 14:21:21

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

Достоверными методами исследования потребности населения в традиционной медицине являются: опрос в «фокус-группе», анкетирование и интервьюирование. Выяснились: высокая готовность населения потрeбллять методы традиционной медицины; врачи готовы применять в своей пpaктике методы традиционной медицины в симбиозе с официальной; врачи нуждаются в дополнительном образовании в области традиционной медицины, на что следует обратить внимание органам здравоохранения. ...

31 05 2024 13:17:14

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ Статья в формате PDF 115 KB...

26 05 2024 23:19:11

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ Нестандартные задачи в педагогической пpaктике создают благоприятные условия для качественной подготовки учащихся, быстрой адаптации в окружающем мире и малознакомых предметных областях, стимулируют самообразование, формируют научную картину мира и являются инструментом для расширения естественнонаучного кругозора учащихся. ...

11 05 2024 11:34:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::