ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Преподаватель в этом случае не столько звено в цепи передачи информации, сколько «узел» путей информации, он не столько преподает, сколько помогает найти тот источник информации и предлагает метод его изучения. При этом преподаватель может придерживаться определенных взглядов и даже быть привержен к какой-либо «истине», важным будет являться только реконструкция смыслов.
В лекциях в качестве способа передачи информации используется односторонняя коммуникация, суть которой достаточно проста: владеющий информацией преподаватель сообщает ее студентам, выделяя наиболее важное в ее содержании. Если преподаватель заранее выстроил логику лекции в целом, то какой-либо из ее тезисов может быть использован в качестве основной идеи и опоры для последующего изучения в той или иной форме.
Контроль также имеет форму односторонней коммуникации, которая направлена от студента к преподавателю и является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно - познавательной деятельности студентов и скорректировать траекторию обучения. Студент в этом случае представляет собой источник знаний, сведения о которых он передает, независимо от форм контроля, преподавателю.
К односторонней коммуникации можно также отнести и самостоятельную работу, включающую, чаще всего, работу с литературой или другими источниками информации, рассматриваемыми в данном случае как источник знаний. Коммуникация направлена от источника знаний, который является преобладающим источником интеpaктивности, причем уровень интеpaктивности однонаправленного воздействия крайне мал, в связи с чем данный вид коммуникации является наименее эффективным.
Самостоятельная работа может проводиться и с помощью опосредованной коммуникации, например, в форме беседы или обсуждения с другими студентами. Опосредованная коммуникация - это коммуникация, осуществляемая через посредника, которым может быть как человек, так и различные средства коммуникации, включая технические (СМИ и реклама, телефон, телевидение, компьютерные сети и пр.).
Двусторонняя коммуникация хаpaктерна для таких форм образовательного процесса, как лабораторные занятия и индивидуальные консультации. Являясь интеpaктивной, она предполагает использование заранее продуманных вопросов, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся. Стратегия обучения выбирается так, чтобы максимально активизировать обучающегося для совместного решения проблем и формулировки полученных решений. Если же рассматривать индивидуальную работу с образовательными ресурсами (реальным или виртуальным лабораторным оборудованием, компьютером и пр.), то обучающийся взаимодействует с ними, делая тот или иной выбор, задавая или отвечая на вопросы. Студент движется по определенной траектории, проходя установленную последовательность учебных модулей, в зависимости от поставленных задач и данных им ответов.
Пpaктические и семинарские занятия строятся на принципиально другом способе коммуникации - на множественной коммуникации. В такой коммуникации нет одного носителя информации, есть равноправные участники, занятые конструированием, совместным по форме и индивидуальным по сути. В этой коммуникации заранее «отсутствует» некто, владеющей истиной, к которой, в конечном итоге, должны прийти все. Каждый строит свое знание, на которое есть запрос сегодня и которое может развиваться по мере возникающей необходимости. Этот уровень интеpaктивности способствует коммуникации как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. При использовании активных и активно-рефлексивных методов студент не только воспринимает информацию, но и влияет на саму коммуникативную среду, а также использует рефлексивные методики, активно влияя на собственное сознание.
Все вышесказанное принимает особый смысл при переходе к дистанционному обучению. В этом случае распределение ролей между преподавателем и студентами как между организатором и участниками множественной коммуникации ставит преподавателя перед проблемой точного выбора способа организации коммуникации посредством доступных средств коммуникации, во время которой комментариями и указаниями он фактически управляет ходом образовательного процесса. Ответственность преподавателя меняет свою направленность: если прежде преподаватель отвечал за точный подбор содержания и лишь потом за способ его передачи, то теперь для него основной задачей становится выбор методов, с помощью которых студенты будут осваивать содержание.
Статья в формате PDF
210 KB...
12 06 2025 20:33:46
Статья в формате PDF
141 KB...
10 06 2025 5:44:50
Статья в формате PDF
379 KB...
09 06 2025 5:36:34
Статья в формате PDF
100 KB...
08 06 2025 15:33:44
Статья в формате PDF
102 KB...
06 06 2025 0:20:41
Статья в формате PDF
100 KB...
05 06 2025 11:19:54
Статья в формате PDF
254 KB...
04 06 2025 7:49:22
Статья в формате PDF 112 KB...
03 06 2025 19:18:27
Статья в формате PDF
116 KB...
02 06 2025 15:55:10
Статья в формате PDF
116 KB...
01 06 2025 15:51:21
Статья в формате PDF
127 KB...
31 05 2025 23:49:29
Статья в формате PDF
127 KB...
30 05 2025 10:13:43
28 05 2025 21:12:23
Статья в формате PDF
139 KB...
27 05 2025 22:30:56
В статье дана хаpaктеристика отдельных особенностей государственного участия в экономике. В частности, уделено внимание роли государства как гаранта существующей системы прав собственности, монополиста по производству общественных благ и хозяйствующего субъекта, стремящегося к максимизации собственных, неналоговых доходов.
...
26 05 2025 15:22:15
25 05 2025 12:30:55
Статья в формате PDF
110 KB...
24 05 2025 17:14:19
Статья в формате PDF
324 KB...
21 05 2025 21:45:13
Статья в формате PDF
118 KB...
20 05 2025 14:40:24
Статья в формате PDF
109 KB...
19 05 2025 1:20:37
Статья в формате PDF
126 KB...
18 05 2025 5:59:49
Статья в формате PDF
107 KB...
17 05 2025 21:39:28
Статья в формате PDF
134 KB...
16 05 2025 22:41:17
Статья в формате PDF
246 KB...
15 05 2025 15:49:43
Статья в формате PDF
109 KB...
14 05 2025 18:39:12
Статья в формате PDF
269 KB...
13 05 2025 13:25:29
Статья в формате PDF
114 KB...
12 05 2025 8:58:21
Статья в формате PDF
130 KB...
11 05 2025 14:17:20
Статья в формате PDF
144 KB...
10 05 2025 10:51:51
Статья в формате PDF
112 KB...
09 05 2025 21:48:49
Статья в формате PDF
173 KB...
08 05 2025 17:50:24
Статья в формате PDF
122 KB...
07 05 2025 9:35:22
Статья в формате PDF
116 KB...
06 05 2025 21:44:29
Статья в формате PDF
111 KB...
05 05 2025 5:39:16
Статья в формате PDF
261 KB...
04 05 2025 3:16:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::