МОРДОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА (ПО МАТЕРИАЛАМ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОРДОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА (ПО МАТЕРИАЛАМ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА)

МОРДОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА (ПО МАТЕРИАЛАМ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА)

Козлова Т.А. Статья в формате PDF 103 KB

В народнопоэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно описывается мордовский народный костюм.

Основой традиционного мужского костюма являлись рубаха - панар и штаны - понкст. Мужские повседневные рубахи шили из грубого небеленого посконного холста, праздничную и подвенечную рубахи - из более тонкого, в основном льняного холста. Белые мужские рубахи часто упоминаются в мордовских песнях:

Одели Флора в белую рубашку,

Опоясали его красным кушаком с кисточками.[1]

Носили рубахи всегда на выпуск и подпоясывали домотканым узким пояском или ремнем. Пояс - каркс или кушак был неотъемлемой принадлежностью мужского костюма. Повязывали их на свадьбу, гулянье и в праздничные дни. Так, утром в день свадьбы, отмечает Мельников-Печерский, все, и мужчины и женщины, наряжались во всю мордовскую сряду. Поверх кафтана мужчины надевали белый балахон, называемый шушпаном, опоясывали его розняком (кушак) с красными кистями, распущенным по бедрам, на гpyди пристегивали завязки, а к кушаку назад привешивали потомбаце - полотенце с шерстяными бахромою и кистями красного, желтого и гoлyбого цвета. [2]

При описании героя в поэтических произведениях обязательно упоминается и о верхней одежде, которая включала суконные пиджаки с прорезными карманами. В праздники мужчины носили кафтаны из черного сукна, а позже - из покупной ткани, которые сзади на поясе сосбаривались:

Он оделся, подруга Марья, нарядился...

На себя надел из черного сукна расклешенный кафтан...[3]

Зимой парни и мужчины носили полушубки и шубы:

У Васильевича Ивана...

По росту, по стати сшитый

Новый полушубок на нем. [4]

Шуба считалась символом богатства и высокого положения человека в обществе. Например, в одной из мордовских песен сына вдовы, одетого и лисью шубу называют: «Это инсарский барин, в солдаты забривающий». [5] В состоятельных семьях встречались шубы черной дубки, крытые черным сукном. В песнях упоминаются и шубы из красных овчин:

Вот идет друг любимый вдоль села,

На нем шуба дубленная цвета красного,

Подпоясан он зеленым кушаком. [6]

Описание мужского костюма в фольклорных произведениях обязательно включает и головной убор. У мордвы широкое распространение имели валяные шляпы самой различной формы:

В круглой шляпе, подруга, тот парень,

Павлиное перо, подруга, в шляпу воткнуто... [7]

Со второй половины XIX века в быт входит картуз с твердым козырьком:

Надел шаровары,

Надел картуз блестящий. [8]

Обязательным элементом костюма является обувь. Традиционной обувью мордвы были лапти, которые летом носили с портянками, а зимой - с онучами.

Праздничной обувью являлись сапоги - кемоть, кемть. Особенно модными считались сапоги «со скрипом» на каблуках и скадками на голенищах:

Хромуша ее услыхал,

Обулся в скрипучие сапожки... [9]

Таким образом, в произведениях мордовского фольклора в той или иной степени описывается мордовский народный костюм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Т. 2. - Саранск, 1965. -С. 337.
  2. Мельников П.И. (Печерский А.) Очерки мордвы. - Саранск, 1981. - С. 117.
  3. УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 260.
  4. УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 194.
  5. УПТМН: в 10 т. Т.2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 216.
  6. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т. 2. - Саранск, 1963. - С. 96.
  7. УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 211.
  8. УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 378.
  9. УПТМН: в 10 т. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - 378.


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 107 KB...

30 11 2022 1:31:56

АДСОРБЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ГАЗОВ

АДСОРБЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 254 KB...

29 11 2022 5:28:22

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпaнaльной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гумopaльные звенья иммунной системы. ...

28 11 2022 15:23:12

ЛЕГКИЕ ГОРОДА

ЛЕГКИЕ ГОРОДА Статья в формате PDF 289 KB...

25 11 2022 11:40:36

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Статья в формате PDF 102 KB...

24 11 2022 12:34:41

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы) В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

19 11 2022 23:12:27

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ» Статья в формате PDF 251 KB...

14 11 2022 13:45:55

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАВЛЕНИЙ ХЛОРОМ

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАВЛЕНИЙ ХЛОРОМ Статья в формате PDF 244 KB...

08 11 2022 10:20:39

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Некоторые вопросы занятости населения в крае Статья в формате PDF 118 KB...

07 11 2022 3:18:22

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Статья в формате PDF 110 KB...

04 11 2022 17:37:54

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

26 10 2022 22:27:59

АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МОЗГА

АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МОЗГА Статья в формате PDF 153 KB...

21 10 2022 5:30:44

ИННОВАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ИННОВАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Статья в формате PDF 93 KB...

18 10 2022 6:27:28

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

15 10 2022 18:14:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::