ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Савинова Е.В. Семчук Н.М. Статья в формате PDF 113 KB

Биология как учебный предмет отличается своеобразием форм и методов преподавания. В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные и человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Это требует особых форм организации учебной работы, методов преподавания с преимущественным применением наглядности и пpaктических работ. Ознакомление с природой, ее красотами и богатством, в особенности на экскурсиях, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности. Использование краеведческого материала на уроках стимулирует познавательный интерес к изучению биологии. Все это делает проблему использования принципа краеведения чрезвычайно актуальной.

Наше исследование направлено на разработку методики использования краеведческого материала на уроках биологии. Свое исследование начали с изучения истории вопроса, так как знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.

Первым русским методистом, много сделавшим для успешного преподавания естествознания на краеведческой основе, был В.Ф.Зуев.

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания.

Названный учебник состоит из двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство». В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу. В.Ф.Зуев призывал учителей обратиться к изучению и использованию растений и животных, находящихся в природе, окружающей школу, рекомендовал проводить экскурсии с учащимися в горы, на поля, в леса. Прогрессивным в обучении для того времени было то, что В.Ф.Зуев рекомендовал учителям составлять гербарии и коллекции предметов природы. Кроме того, Зуев В.Ф. указывал на обязательность изучения школьниками природы своего края, то есть выдвигал требование, которое в настоящее время определяется как краеведческий принцип обучения. Он рекомендовал строить урок в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий.

Интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы ХIХ века и связана она с именами К.Д. Ушинского и Н.Х. Весселя.

В 1862 г. появилась статья Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении». В ней автор высказывал в принципе верную мысль о том, что весь курс обучения в начальной школе следует строить на основе использования конкретного местного материала, т. е. на основе краеведческого подхода, краеведческого принципа. Вессель Н.Х. предлагал ввести специальный предмет «отчизноведение». В содержание «отчизноведения» он включал, прежде всего, элементы местной географии, а также естествознания (знакомство с окружающей природой) и местной истории. Н. Х. Вессель видел в «отчизноведении» базу для всего образования. В дальнейшем курсе (в средней школе) систематическое изучение предметов должно было опираться на знания и навыки, приобретенные при изучении «отчизноведения».

В 1863 г. К. Д. Ушинский предложил ввести в начальную школу предмет, подобный «отчизноведению». Он назвал его «отечествоведением». С преподаванием «отечествоведения» К.Д. Ушинский связывал не только первоначальное знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей. Ушинский выступал за широкое использование местного материала и в средней школе. В изучении учащимися своего края он справедливо видел одно из важных средств патриотического воспитания молодого поколения. К.Д. Ушинский и Н.Х. Вессель авторы первых в России методических пособий по родиноведению.

Выдающимся методистом естествознания второй половины ΧΙΧ века является А.Я.Герд. А.Я.Герд впервые внедряет в школьную пpaктику экскурсии, демонстрационные опыты на уроках и пpaктических занятиях. А.Я.Герд стал проводником в школьную пpaктику краеведческого принципа.

Проанализировав, работы выдающихся ученых ΧVΙΙ-ΧIΧ веков мы можем сделать следующие выводы. Было предложено проводить наблюдения и экскурсии в природу, а также демонстрационные опыты на уроках и пpaктических занятиях. При объяснении новой темы рекомендовалось демонстрировать наглядные пособия, гербарии, коллекции предметов природы.

Почти во всех работах имеются ссылки на необходимость использования на уроках местного материала, который, по мнению этих ученых, помогает в изучении природы и ее явлений, а также способствует развитию у детей патриотизма и глубокой любви к родине.

В начале ΧΧ века наступает период новых решений тех же методических проблем - содержания, методов и воспитания в процессе обучения естествознания.

В 1901 году утверждается программа естествознания для первых трех классов средней школы, подготовленная Д.Н.Кайгородовым. Она была составлена не по предметам естественных наук (ботаника, зоология и другие), а по «общежитиям природы», то есть по природным сообществам: лес, луг, сад, пруд, река. Эту систему Д.Н. Кайгородов заимствовал из работ немецкого педагога Ф.Юнге. Изучать природу рекомендовалось во время экскурсии, на прогулках со школьниками.

В 1900- 1910гг группа отечественных методистов - естественников в лице В.В.Половцева, Б.Е.Райкова, Л.Н.Никонова, К.П.Ягодовского и других разработала пpaктический метод преподавания естествознания в школе, в основе которого лежит сбор и использование на уроках местных природных объектов.

В 20-е годы ΧΧ века в России велись активные поиски новой структуры биологического образования, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Большое участие в разработке новых программ приняли видные ученые - биологи В.М.Шимкевич, Н.П.Книпович, методист Б.Е.Райков. В этих программах большое внимание уделялось использованию местного материала.

1918-1931г - годы бурного развития краеведческой работы в школах. Естествознание стали изучать непосредственно в самой природе. Широкое распространение получают экскурсии в природу и сельскохозяйственное производство. В связи с этим, начиная с 1918 г., возникают экскурсионные станции в Москве (1918 г.), Ленинграде (1919 г.), Уфе (1924). Это способствовало накоплению опыта по проведению экскурсий и появлению методической литературы.

В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.

В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.

1950-ые годы - период бурного развития школьного краеведения и методической мысли. На страницах журнала «Естествознание в школе» периодически публикуется материал из опыта организации краеведческой работы в школе

Творческая работа учителей по осуществлению краеведческого принципа в преподавании биологии в 60-е годы приводит к появлению методической литературы по различным вопросам - об уроках, экскурсиях, походах, музеях, викторинах.

Таким образом, анализ методической литературы показал, что основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века.

Проведенный на данном этапе нашего исследования анализ педагогической и методической литературы показал, что идея использования краеведческого материала в обучении биологии зародилась в ΧVΙΙ веке, с момента введения естествознания в школу.

Основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами в 20-60годы ΧΧ века. Максимальный подъем в разработке этого вопроса приходится на 20-30 и 50-60 годы ΧΧ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М: Просвещение, 1983 г.
  2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителей. М: Просвещение, 1985 г.
  3. Кошевой В.А., Колосовская Ю.Н. Комплексный курс краеведения как составная часть формирования национальной культуры./ Национальное природное и культурное наследие в образовании: Экология. Краеведение. Туризм: Материалы ΙΙΙ Республиканского научно-педагогического семинара 23-27 мая 1996 года - СПб: Образование, 2004.


ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 310 KB...

03 07 2022 1:21:49

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается СОВА-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...

02 07 2022 10:22:37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЗНАВАЙКА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЗНАВАЙКА» Статья в формате PDF 314 KB...

29 06 2022 5:34:20

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Проведен анализ криминальной агрессии лиц с психическими расстройствами в различные социально-экономические периоды развития России (советский, перестройка, современный период). Выявлена прямая корреляционная зависимость уровня криминальной агрессии лиц с умственной отсталостью со снижением уровня жизни. Существенную роль в формировании криминальной агрессии указанного контингента играли корыстные мотивы. Предлагаются методы первичной и вторичной психопрофилактики. ...

28 06 2022 6:34:49

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ Статья в формате PDF 250 KB...

25 06 2022 10:13:22

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ Статья посвящена актуальной морфологической проблеме – формирование слизистой оболочки желудка человека, в раннем эмбриогенезе. Проведен анализ и обобщение научных данных в отечественной и зарубежной литературе о формировании слизистой оболочки желудка. Рассматривается вопрос о процессе формирования врожденных пороков развития желудка. ...

24 06 2022 18:39:42

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ Статья в формате PDF 115 KB...

20 06 2022 14:57:13

ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ

ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ Статья в формате PDF 126 KB...

18 06 2022 19:12:32

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЕСА СТРАНЫ

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЕСА СТРАНЫ Наиболее универсальное объяснение причин внешней торговли дано Э. Хекшером и Б. Олином: страна предлагает на международные рынки те блага, создание которых требует относительно изобильного для данной страны фактора производства. Развивая их идею, можно предположить, что это только начальный этап – этап формирования за счет экспортных доходов запасов фактора «капитал», стратегического в условиях НТП. В настоящее время участие в международной торговле уже используется отдельными странами как наиболее эффективный способ реализации собственных долгосрочных интересов. Мы остановились на примере Китая. ...

17 06 2022 11:37:12

СОПРЯЖЕННАЯ ЭКОЛОГО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ В ПАРАЗИТАРНЫХ СИСТЕМАХ

СОПРЯЖЕННАЯ ЭКОЛОГО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ В ПАРАЗИТАРНЫХ СИСТЕМАХ По частотам генов белковых локусов остромордой лягушки и ее паразитов изучали уровень генетической изменчивости в паразитарных системах. Показано, что состояние генетической структуры популяции у хозяина и разных видов паразитов в одних и тех же условиях может быть различным. ...

15 06 2022 7:45:13

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА Статья в формате PDF 91 KB...

29 05 2022 10:18:49

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ Статья в формате PDF 114 KB...

26 05 2022 0:26:43

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения пoлoвых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гумopaльного иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...

25 05 2022 11:31:10

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИДРОГРАФО – ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИДРОГРАФО – ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В статье обсуждаются последние достижения технологий гидрографических и геодезических съемок, таких как дифференциальная система GPS/ГЛОНАСС субметровой точности определения положения на поверхности моря, интегрированная DGPS с гидроакустической системой HPR для определения положения под водой, многолучевые эхолоты, гидролокаторы бокового обзора; морские датчики движения, специально разработанные для высокоточного измерения перемещений в море для пользователей, требующих высокой точности измерений дифферента, крена и перемещений по высоте. Аэролазерная батиметрия имеет значительный потенциал для замены эхолота при измерении глубин. Отмечено, что ROV (буксируемые подводные аппараты) и AUV (автономные подводные аппараты) становятся технически и экономически более выгодной платформой для съемки в специальных применениях и в будущем станут широко использующейся техникой. ...

22 05 2022 11:28:40

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ Статья в формате PDF 208 KB...

19 05 2022 7:25:54

Экобиоморфный состав флоры мелов

Экобиоморфный состав флоры мелов Статья в формате PDF 130 KB...

18 05 2022 10:39:43

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА Проведено поэтапное исследование, которое включало в себя оценку индивидуальных резервов соматического здоровья (СЗ) и оценку функционального состояния вегетативной нервной системы на основе исследования вариабельности ритма сердца (ВРС). Уровень СЗ оценивался в баллах. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что риск манифестации хронической сосудистой патологии достаточно высок в группе с низкими энергетическими резервами организма (уровнем здоровья «низким» и «ниже среднего»), а таковых у нас оказалось 54,5 % из всех обследованных студентов БелГУ. Следующим этапом исследования была проверка этой версии. При анализе вариабельности сердечного ритма учитывались: показатель общей мощности спектра нейрогумopaльной регуляции сердечного ритма (TP); показатель, отражающий реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при проведении АОП; визуальная оценка степени кардио-респираторной синхронизации на основании данных спектрального анализа ВРС и пневмограммы. У обследуемых с низким уровнем соматического здоровья признаки вегетативной дисфункции различной степени выраженности наблюдались в 92,5 % случаев. В группе с низким уровнем СЗ реактивность парасимпатического отдела ВНС, отражающая адаптационные резервы организма, оказалась так же низкой. Таким образом, наша версия о взаимосвязи уровня соматического здоровья и частотой встречаемости вегетативной дисфункции полностью подтвердилась. Чем ниже уровень соматического здоровья, тем более вероятна манифестации хронической сосудистой патологии. При высоком уровне здоровья риск возникновения хронической соматической патологии минимален. ...

17 05 2022 13:34:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::