ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Гринкруг Л.С. Статья в формате PDF 212 KB

Основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования могут быть определены на основе анализа интересов прямых «потребителей» образования [2]. При этом следует учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» под образованием «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [5]. Можно определить три группы принципов аксиологической ориентации высшего образования, соответствующие интересам перечисленных выше «потребителей».

Выполненный анализ показал, что интересы отдельного человека в образовании воплощают, прежде всего, следующие принципы: а) субъектность участников образовательного процесса; б) равенство участников образовательного процесса; в) справедливость оценивания хода и результатов образовательного процесса [2]. Представленные принципы обеспечивают такие социальные ценности личности, как свобода, равенство, справедливость. Следовательно, реализация указанных принципов означает подтверждение в деятельности вуза этих ценностей применительно к участникам образовательного процесса.

Каждый из этих принципов может рассматриваться как теоретический базис, на основе которого можно конкретизировать адекватные критерии хаpaктера образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев следует: а) определить основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования; б) осмыслить указанные признаки и сформировать максимально широкое поле частных следствий из них, проявляющихся в деятельности и ее результатах; в) преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

В работах [3] и [4] представлены полученные таким образом критерии реализации принципа субъектности и принципа равенства. Рассмотрим теперь принцип справедливости, регулирующий взаимоотношения между людьми в части распределения (перераспределения) социальных ценностей, которые понимаются в самом широком смысле: свобода, образование, благоприятные возможности, знаки престижа и уважения и т.д. [1].

Далее рассматривается и распределительная справедливость, и уравнивающая справедливость. В первом случае речь идет о распределении социальных ценностей между члeнами какого-либо сообщества пропорционально их заслугам. А уравнивающая справедливость связана с обменом и призвана уравнять стороны, участвующие в обмене, без учета заслуг и достоинства участников.

Справедливость предполагает определенное согласие между члeнами сообщества относительно принципов, по которым они живут и взаимодействуют. Эти принципы могут меняться (стихийно или произвольно - по решению людей), но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном сообществе. Как нравственная идея справедливость устанавливает предел индивидуальному произволу, она противодействует эгоистическим мотивам поведения и удерживает человека от причинения другому вреда и страдания (причем как физического, так и мopaльного) [1].

В образовательной деятельности принцип справедливости означает использование одних и тех же критериев для всех участников деятельности. Это могут быть критерии: 1) полученных результатов (если оцениваются достижения участников); 2) динамики умений (если оценивается развитие умений участников); 3) уровня инициативности, креативности, готовности рисковать и т.д. (если оценивается состояние развития личности участников); 4) сформированности компетенций участников (если оценивается их развитие) и др.

Потенциальное разнообразие критериев оценивания результатов образовательной деятельности предопределяет необходимость заранее указать, какие критерии будут использоваться в каждом конкретном случае, и ознакомить с ними всех участников этой деятельности. Только в этом случае результаты оценивания могут быть восприняты как справедливые.

Что касается результатов оценивания, то они не должны зависеть от личного отношения к участнику, чья деятельность или ее результаты оцениваются. Они не должны зависеть от его пола, расовой (национальной) принадлежности, веры, происхождения и т.п.

Принцип справедливости означает равенство подходов к оценке деятельности каждого участника образовательного процесса и полученных в этой деятельности результатов при наличии некоторого уровня согласия между участниками. Здесь принципиально важна согласованность между принципами, по которым живут и действуют участники образовательного процесса, и принципами, которые определяют требования к ним со стороны общества и государства. Отсутствие такой согласованности ‑ источник серьезных деформаций в восприятии участниками принципа справедливости.

Освоение принципа справедливости происходит под влиянием различных сфер жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что профессиональное образование может лишь частично повлиять на реальное принятие человеком принципа справедливости, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько справедливо организуется образовательная деятельность и как оцениваются ее результаты.

Представленное выше поле смыслов принципа справедливости и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.
  • Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.
  • Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.

2. Критерии качества совместной деятельности участников.

  • Согласованность принципов, которыми руководствуются участники образовательного процесса, с принципами, определяющими требования к ним со стороны общества и государства.

3. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

  • Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.

4. Критерии безопасности участников.

  • Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.

5. Критерии качества участников.

  • Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.
  • Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.
  • Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.
  • Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.
  • Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.

Из пяти групп критериев, представленных выше, только одна (последняя) ориентирована на контроль качества результатов, а остальные - обеспечивают реализацию процессного подхода к менеджменту качества образовательной деятельности вуза. Таким образом, представленные критерии совместно с критериями реализации принципа субъектности (см. в [3]) и принципа равенства (см. в [4]) могут быть положены в основу нормативной модели качества образовательного процесса. Поскольку неясно, как системно выявить запросы целевых групп потребителей вуза, то роль такой модели в настоящее время трудно переоценить.

Заметим, что состав полученных групп критериев нужно рассматривать как предварительный, так что предъявлять к этому составу требование полноты пока нецелесообразно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Апресян Р.Г. Справедливость / Новая педагогическая компетенция: опыт проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев». - М. ‑ Биробиджан: «Объединение ОС ЭММ», 2000. - С. 91-98.
  2. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.
  3. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. О критериях реализации принципа субъектности в профессиональном образовании / Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-пpaктической конференции, 15-16 марта 2007г., Москва, МПГУ: В 2-хч. - Ч. I. - М.: МАНПО, 2007. - С. 64-69.
  4. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Принцип равенства в профессиональном образовании и критерии качества образовательной деятельности вуза / Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-пpaктической конференции, 15-16 марта 2007г., Москва, МПГУ: В 2-хч. - Ч. I. - М.: МАНПО, 2007. - С. 335-340.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга сервис, 2005. - 48 с.

Работа представлена на международную научную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право.», 9-16 сентября 2007 г., Римини (Италия). Поступила в редакцию 7.08.2007 г.



СОТВОРИ МЕЧТУ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СОТВОРИ МЕЧТУ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Статья в формате PDF 267 KB...

24 04 2024 4:30:15

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. ...

22 04 2024 15:35:26

ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЙ КРИТЕРИЙ И ШКАЛА

ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЙ КРИТЕРИЙ И ШКАЛА Статья в формате PDF 277 KB...

21 04 2024 2:39:22

Гиперболическая модель задачи о фазовом переходе

Гиперболическая модель задачи о фазовом переходе Статья в формате PDF 117 KB...

16 04 2024 7:57:50

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ РЕЧНОГО ВОДОСБОРНОГО БАССЕЙНА; ПРОЯВЛЕНИЕ В КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕЙ В ВЫСОКОГОРНЫХ ОБЛАСТЯХ С РЕЗКОРАСЧЛЕНЕННЫМ ГОРНЫМ РЕЛЬЕФОМ

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ РЕЧНОГО ВОДОСБОРНОГО БАССЕЙНА; ПРОЯВЛЕНИЕ В КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕЙ В ВЫСОКОГОРНЫХ ОБЛАСТЯХ С РЕЗКОРАСЧЛЕНЕННЫМ ГОРНЫМ РЕЛЬЕФОМ В настоящей работе предлагается оригинальный подход для объяснения процессов образования и распространения селей в горных условиях в условиях резкого увеличения вовлекаемых в этот процесс водных масс. Нами предлагается модель, согласно которой необходимыми условиями возникновения селя являются следующие: наличие глубинного трещинообразования в русле горной реки, перепад высот, наличие пула водной массы (обычно, – над областью будущего возникновения селя), обеспечивающего необходимый перепад гидростатического давления, а также выпадение осадков в виде обильных дождей, тающих снегов в верховьях селеопасных рек, провоцирующих это явление. Одним из принципиальных базовых допущений, на котором строится наша модель и которое подтверждается наблюдениями селевых катастроф, является то, что объем/масса водного селевого выброса может существенно превосходить оцениваемое количество выпавших осадков на поверхности. В связи с этим естественное объяснение получает общеизвестный факт, что не все ливневые дожди приводят к катастрофическим последствиям. Сущность и новизна нашей модели заключается в том, что в селевом взрыве активно участвуют как поверхностные, так и подземные воды, т.е. речь идет о 3D-механизме формирования селя. При этом в русле создается определенный участок – ворота селя, где начинает идти интенсивная подземная подпитка водой (за счет перепада давлений) основного импульса селя. И этот процесс может играть доминирующую роль. Нами предлагается математическая модель рождения и распространения селя, в основе которой лежат представления нелинейной гидродинамики волновых процессов с формированием солитонов. В рамках развиваемой концепции в заключительном разделе 5 данной статьи приведен краткий анализ возможных причин произошедшего катастрофического наводнения в г. Крымске (июль 2012 г.). ...

14 04 2024 20:53:54

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ СТРАН БРИКС + ИРАН

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ СТРАН БРИКС + ИРАН С использованием инструмента «Bilateral Trade» базы данных Trade Map проделаны матричный анализ взаимной торговли в системе стран БРИКС + Иран за 2001 и 2010 гг. Расчеты показали на существенную трaнcформацию взаимной торговли в системе рассматриваемых стран, в которой Россия значительно ухудшила свои позиции, а Бразилия и Китай – улучшили. Показано также, что Иран гораздо лучше интегрирован во взаимную торговлю со странами БРИКС по сравнению с ЮАР, что даёт ему весомый аргумент для вступления в это объединение стран. ...

04 04 2024 17:15:19

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

29 03 2024 8:36:41

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии В работе приведены результаты применения ГИС технологий в различном масштабе для анализа структуры растительности и влияние антропогенной нагрузки на параметры растительного покрова регионов, в целом, и отдельных сообществ Якутии, в частности. Примененные подходы могут быть использованы в различном масштабе для анализа степени антропогенного пресса территорий и анализа растительности. ...

27 03 2024 3:10:42

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭКО НАНОТЕХНОЛОГИИ

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭКО НАНОТЕХНОЛОГИИ Статья в формате PDF 298 KB...

21 03 2024 0:16:10

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ Статья в формате PDF 220 KB...

19 03 2024 21:37:48

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЛАНС

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЛАНС Статья в формате PDF 273 KB...

18 03 2024 14:10:10

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ Статья в формате PDF 110 KB...

16 03 2024 0:58:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::