ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИСТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
С этой точки зрения целесообразным является изучение наличия и уровня развития профессионально важных качеств у специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения, а также у будущих специалистов, в частности студентов факультета экономики и управления здравоохранением.
В марте 2004 года нами было проведено исследование по установлению профессионально важных качеств для специалистов экономистов-менеджеров здравоохранения. Концепция исследования включала в себя три основных этапа: 1) экспертная оценка профессиональных хаpaктеристик экономистов - менеджеров здравоохранения в целом для специальности и по отдельно выполняемым функциям; 2) социологическое исследование наличия и самооценки профессионально важных качеств (ПВК) у студентов факультета экономики и управления здравоохранением (ЭУЗд); 3) разработка концепции мероприятий совершенствования ПВК.
На первом этапе с целью определения ПВК управленцев в лечебных учреждениях была проведена экспертная оценка их важности, с позиции необходимости для будущей деятельности специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения. Предварительно была разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов, позволяющих получить как хаpaктеристики экспертов и составить их портрет, так и обобщить их оценки по предложенному перечню из 22-х качеств, которые должен иметь экономист - менеджер здравоохранения. Перечень ПВК был подготовлен нами на основании предварительного изучения квалификационной хаpaктеристики специалиста, основной образовательной программы по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» и научных публикаций.
В экспертной оценке приняли участие 25 работников экономических служб здравоохранения, в том числе из государственной 15 человек (60%) и 10 человек (40%) из частной сферы. Среди экспертов: 40% - экономисты, 24% - менеджеры, 20% - бухгалтера, по 8% - главные бухгалтера и начальники экономического отдела. В результате экспертной оценки по пятибалльной шкале важности и с учетом компетентности экспертов произведено ранжирование средневзвешенных оценок ПВК, что позволило получить рейтинговую оценку каждой хаpaктеристики.
С целью интерпретации полученных результатов все анализируемые ПВК были сгруппированы в три классификационные группы: 1) личностные хаpaктеристики - индивидуальные особенности специалистов, включающие их свойства личности, имеющие непосредственное отношения к выполняемой профессиональной деятельности; 2) когнитивные хаpaктеристики мышления - особенности мышления и интеллектуальных способностей личности; 3) когнитивные процессы, являющиеся предпосылками мышления и содержащие в себе способности внимания и памяти.
Согласно результатов экспертной оценки, к важным личностным качествам, которыми должен обладать специалист экономист - менеджер, можно отнести: уверенность в себе (4,6 балла), ответственность (4,6 балла), коммуникабельность (4,5 балла) и требовательность (4,2 балла). Среди когнитивных хаpaктеристик мышления наиболее важными, по мнению экспертов, являются профессиональное мышление (4,4 балла), перспективное мышление (4,3 балла), аналитичность и комплексность мышления (4,0 балла). Из перечня качеств когнитивных процессов наиболее значимыми эксперты отметили, прежде всего, способность оперирования числовой информацией (3,9 балла), избирательность (3,8 балла) и наблюдательность (3,7 балла).
Сравнительный анализ профессиональных задач, которые должен уметь решать экономист-менеджер в своей деятельности согласно квалификационной хаpaктеристики: организационно-управленческая, планово-экономическая, проектно-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая и предпринимательская, полученные оценки экспертов значимости ПВК подтверждает сформированный нами перечень для профессии. Небольшие отклонения в значениях обусловлены спецификой выполнения задач для отдельных видов деятельности.
На втором этапе исследования нами были подобраны тестовые методики по установлению наличия и оценки указанных ПВК у студентов факультета ЭУЗд. Выбор методик производился на основе критериев соответствия содержания тестов изучаемому качеству и простоты проведения. В тестировании приняли участие студенты факультета ЭУЗд с 1 по 5 курсы, всего 130 человек, в т.ч.: 1 курса - 18%, 2 курса - 25%, 3 курса - 18%, 4 курса - 15% и 5 курса - 24%.
Оценки качеств, относимых к личностным хаpaктеристикам, на момент исследования оказались не достигающими уровня оценок экспертов, в частности: уверенность в себе - 3,7 баллов, целенаправленность и коммуникабельность - 2,3 баллов, требовательность и ответственность - 2,4 баллов.
Результаты тестирования студентов на наличие у них когнитивных хаpaктеристик мышления свидетельствуют о лучшем развитии способности перспективного мышления (4,5 балла), значение которой выше оценок экспертов (4,3 балла). Нижеследующие способности имеют оценки ниже, мнений экспертов: профессиональное мышление (3,4 балла), аналитичность мышления (3,5 балла) и комплексное мышление (3,5 балла).
Оценки, полученные при тестировании способностей, относимых к когнитивным процессам, свидетельствуют об исключительном развитии у них хаpaктеристик избирательности (4,5 баллов) и наблюдательности (4,5 баллов); в то же время не достигает уровня экспертов оценка способности оперирования числовой информацией (3,5 балла), которая чрезвычайно важна для деятельности экономиста.
Далее проведен сравнительный анализ оценок экспертов и студентов, полученных в результате тестирования последних в разрезе трех выделенных групп качеств. Установлено, что оценки личностных хаpaктеристик (2,6 балла) и когнитивных хаpaктеристик мышления (3,7 балла) имеют недостаточный уровень развития у студентов по сравнению с оценками экспертной группы: 4,0 балла и 4,2 балла соответственно. При этом показатели наличия качеств, относимых к когнитивным процессам, свидетельствуют об их хорошем развитии у студентов (4,2 балла) по отношению к оценкам, определенным специалистами экономических служб здравоохранения (3,6 балла). Исходя из вышесказанного, можно предположить имеющийся большой потенциал у студентов для развития ПВК, т.к. по своему определению когнитивные процессы являются предпосылками формирования когнитивных хаpaктеристик мышления.
Результаты проведенного исследования подчеркивают необходимость корректировки образовательного и воспитательного процесса на факультете экономики и управления здравоохранением. Анализ полученных результатов позволил выделить проблемные зоны и определить задачи, решение которых позволит улучшить подготовку профессиональных специалистов для современного здравоохранения.
Так, в числе первоочередных выделены следующие задачи совершенствования ПВК у студентов экономистов - менеджеров здравоохранения:
- § повышение личной заинтересованности студентов в формировании ПВК для квалифицированной предстоящей деятельности;
- § улучшение нравственного и идеологического воспитания выпускников факультета экономики и управления здравоохранения;
- § создание максимально возможных условий для самовыражения и проявления инициативы;
- § привлечение студентов к участию в деятельности СНО и проведению научных работ;
- § дальнейшее внедрение в процесс обучения инновационных технологий обучения и привлечение к учебному процессу пpaктических работников здравоохранения;
- § разработка индивидуальных программ развития ПВК и технологии повышения конкурентоспособности специалистов экономистов - менеджеров здравоохранения.
Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов факультета ЭУЗд ПВК для управленческой деятельности в здравоохранении.
Нравственному и идеологическому воспитанию будет способствовать разработка «Кодекса чести студента факультета ЭУЗд», «Корпоративной культуры факультета». По замыслу эти документы должны содержать общую цель совместной деятельности, нормы правил поведения студентов факультета, принципы обучения на факультете (помощи, единства, взаимовыручки, уважения, справедливости и т.д.).
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 12.01.05 г.
Статья в формате PDF 116 KB...
28 03 2024 16:35:29
Статья в формате PDF 104 KB...
27 03 2024 12:21:14
С помощью комплекса ядерно-физических методов, ЯМР-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного ЭМП, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
26 03 2024 3:22:42
Статья в формате PDF 117 KB...
25 03 2024 20:40:23
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 0:44:28
Статья в формате PDF 121 KB...
23 03 2024 19:37:51
Статья в формате PDF 102 KB...
22 03 2024 8:11:14
Статья в формате PDF 110 KB...
21 03 2024 3:27:40
Статья в формате PDF 128 KB...
20 03 2024 11:25:47
Статья в формате PDF 135 KB...
19 03 2024 4:59:45
Статья в формате PDF 104 KB...
18 03 2024 13:33:27
В работе рассматривается русский религиозный раскол, отраженный в творчестве Владимира Личутина, исследуются причины, истоки и последствия этой трагедии, разьявшей общество на две непримиримые стороны в XVII веке, который, по мнению автора, продолжается и поныне. Показано развитие национального самосознания нации, на которое влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», его едином историческом прошлом, территории, религиозными воззрениями этнос. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Ключевые слова: раскол, православие, Никон, царь Алексей Михайлович, Беловодье ...
17 03 2024 8:12:21
16 03 2024 15:12:31
На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...
15 03 2024 7:10:37
Статья в формате PDF 113 KB...
14 03 2024 15:47:33
Статья в формате PDF 347 KB...
13 03 2024 8:25:29
Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...
12 03 2024 6:25:34
Статья в формате PDF 288 KB...
11 03 2024 5:33:42
Статья в формате PDF 120 KB...
10 03 2024 4:16:18
Статья в формате PDF 122 KB...
09 03 2024 2:19:44
Статья в формате PDF 105 KB...
08 03 2024 20:17:55
Статья в формате PDF 121 KB...
07 03 2024 10:38:32
Статья в формате PDF 139 KB...
05 03 2024 8:54:31
Статья в формате PDF 170 KB...
03 03 2024 7:38:39
Статья в формате PDF 119 KB...
02 03 2024 0:41:59
Статья в формате PDF 263 KB...
29 02 2024 5:10:12
Статья в формате PDF 109 KB...
28 02 2024 6:50:23
Статья в формате PDF 109 KB...
26 02 2024 21:10:11
Статья в формате PDF 114 KB...
25 02 2024 14:54:30
Статья в формате PDF 111 KB...
24 02 2024 19:48:28
Статья в формате PDF 135 KB...
23 02 2024 19:43:56
В статье авторами рассмотрены региональные особенности демографической и семейной политики. ...
22 02 2024 4:14:49
Статья в формате PDF 355 KB...
20 02 2024 9:30:30
19 02 2024 5:44:50
18 02 2024 11:53:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::